Найти в Дзене
Анастасия Богачёва

Пик интеллектуального развития человечества пришелся на 1960–1970 годы прошлого века

...когда человечество совершило высадку на Луну, на которую люди не могут вернуться спустя 60 лет (А.Белобородов) А сейчас идет довольно резкий спад когнитивных способностей: В июне 2025 года в "Гардиан" вышла статья "Мы живем в золотой век идиотизма" - подчеркиваю, статья не русская. Так вот, там описывается исследование когнитивных способностей студентов, которые пишут работы сами или делают их с помощью ChatGPT. Оказывается, те, кто пользуется ИИ, вообще не могут повторить ни слова из того, что они только что "написали". Это подтверждают исследования Harvard Medical School, проводившиеся в 2023–2025 годах: энцефалограммы показывают снижение активности префронтальной коры — области анализа, сомнений и сложных рассуждений. Другими словами, мозг перестает быть производителем смыслов и все чаще работает как курирующий механизм — сверяет, выбирает, редактирует. Казалось бы, ну и ладно, студенты испокон веков списывали, что из этого трагедию делать. Списывали-то списывали, но пока руки пи

...когда человечество совершило высадку на Луну, на которую люди не могут вернуться спустя 60 лет (А.Белобородов) А сейчас идет довольно резкий спад когнитивных способностей:

В июне 2025 года в "Гардиан" вышла статья "Мы живем в золотой век идиотизма" - подчеркиваю, статья не русская. Так вот, там описывается исследование когнитивных способностей студентов, которые пишут работы сами или делают их с помощью ChatGPT. Оказывается, те, кто пользуется ИИ, вообще не могут повторить ни слова из того, что они только что "написали". Это подтверждают исследования Harvard Medical School, проводившиеся в 2023–2025 годах: энцефалограммы показывают снижение активности префронтальной коры — области анализа, сомнений и сложных рассуждений. Другими словами, мозг перестает быть производителем смыслов и все чаще работает как курирующий механизм — сверяет, выбирает, редактирует.

Казалось бы, ну и ладно, студенты испокон веков списывали, что из этого трагедию делать. Списывали-то списывали, но пока руки пишут - глаза запоминают, мелкая моторика напрямую влияет на развитие мозга. А сейчас и не пишут тоже, только печатают, а при печати мелкая моторика совсем другая. И она уже ничего не развивает.

А без создания смыслов невозможно никакое развитие науки в принципе. И возврат на Луну тоже.

Ученые бьют тревогу, даже термин специальный появился - "Цифровая деменция". Профессор А.Нестеров делает еще более интересное заявление:

Знания обесцениваются, когда исчезает работа с источниками и собственная переработка. Сегодня любой школьник может за минуты получить реферат. Возникает иллюзия, что знать больше не обязательно — достаточно уметь сформулировать запрос. Так рождается разделение на дешевое цифровое — быстрые ответы, шаблоны, пересказы — и дорогое аналоговое — умение читать первоисточники, строить аргументы, выдерживать сложность. И именно второе становится новым когнитивным капиталом.

Именно сейчас ситуация находится в так называемой точке бифуркации, где определяется дальнейшая траектория развития: либо ИИ будет служить человеку, либо к ИИ полностью перейдет управление.