Найти в Дзене

Родительская Школа 7. Организация образовательного пространства… и День Рождения

Это статья — продолжение прошлой. В ней мы говорили о том, что представляют из себя те знания, которые мы хотим открыть вместе с детьми. Повторюсь, не дать детям, а именно совместно с ними открыть их для себя. Знания, не выхолощенные школьной программой, а живые, интересные, нужные здесь и сейчас. И нужность эту взрослые не навязывают детям, жизнь (череда событий, сезонность природы и связанный с ней быт, постепенное расширение сферы исследования, потребность в исследовании и самопроявлении, общение и объединение для общих дел…) сама диктует их необходимость. И эта жизнь сама по себе циклична. Сменяющие друг друга сезоны природы, возрастные изменения детей и взрослых, различные этапы развития семьи и поселения — дают основу для понимания направленности дальнейшей жизни, нарабатывают культурные традиции… Цикличность ярко проявляется в системе семейных и общих мероприятий, в которых легко и естественно укладываются воспитывающие и обучающие задачи. В итоге рождается годовой круг обрядов,

Это статья — продолжение прошлой.

В ней мы говорили о том, что представляют из себя те знания, которые мы хотим открыть вместе с детьми. Повторюсь, не дать детям, а именно совместно с ними открыть их для себя. Знания, не выхолощенные школьной программой, а живые, интересные, нужные здесь и сейчас. И нужность эту взрослые не навязывают детям, жизнь (череда событий, сезонность природы и связанный с ней быт, постепенное расширение сферы исследования, потребность в исследовании и самопроявлении, общение и объединение для общих дел…) сама диктует их необходимость.

И эта жизнь сама по себе циклична. Сменяющие друг друга сезоны природы, возрастные изменения детей и взрослых, различные этапы развития семьи и поселения — дают основу для понимания направленности дальнейшей жизни, нарабатывают культурные традиции…

Цикличность ярко проявляется в системе семейных и общих мероприятий, в которых легко и естественно укладываются воспитывающие и обучающие задачи. В итоге рождается годовой круг обрядов, в который вписываются бытовые моменты, формируется ответственность за себя и близких, научно-практические и исторические исследования, например, истории своего рода, поселения и той земли, что стала Малой Родиной — поселением родовых поместий, открытия из области физики, результаты личного и совместного творчества...

Обрядовость сопровождает и обуславливает нашу и детскую жизнь. Составные части её имеют определённую направленность, несут свой смысл и часто привычны и неосознаваемы.

Каждый из них сто́ит рассмотреть с точки зрения воспитания, естественности, целесообразности, логичности, далеко идущих последствий и необходимости в образовательном поле детей в поселении родовых поместий.

Что мы ставим во главу угла: привычку или здравый смысл? К чему мы готовим детей: к «суровой реальности» или к осознанному совместному творению своей жизни в гармонии с собой и окружающими?

В каждом поселенском или семейном мероприятии всегда есть место и время познанию, творческому самовыражению в самых разных областях.
Это и дела в поместьях, коловратные праздники (солнцестояния и равноденствия), дни рода, праздник земли, венчания, дни рождения поселения и поселенецев, дни государственных и народных праздников… Знаю, что в некоторых поселениях проводят дни (недели погружений) науки и творчества с последующими докладами и выставками, концертами и спектаклями, выставками и тематическими экскурсиями в поместья (в огород, конюшню, стройплощадку…) и артели (например, в кузню, ремонтную, гончарную или пошивочную мастерскую…), походы и задушевные костры, субботники и семинары, фестивали и ярмарки, слёты и палаточные лагеря, кружки́ и спортивные игры…

Задача родительского совета — сотворить годовой цикл в виде системы таких мероприятий, разработать их гибкий сценарий, в которых веселье, пение, угощения, хороводы и игры органично переплетутся с участием в познавательных и общепоселенских делах, субботниках, помощью соседей друг другу, демонстрацией полученных знаний и навыков, посвящением в новую ступень возраста, пола, знаний и ответственности по воплощению их в жизнь и многое другое.

В календарном круге событий временны́е промежутки заполняются подготовкой к очередному мероприятию, проживанию и впечатлений от него. Подготовка может быть самостоятельной, семейной, групповой в разном составе, в виде вре́менных встреч или на постоянной основе, в разных поместьях или общем доме... Она включает в себя в т.ч. приобретение знаний, умений и навыков в гораздо бо́льшем объёме, чем предполагает традиционная школьная программа, и настроена на культуру жителей поселения — участников грядущего события.

В итоге жизнь поселения — есть череда событий, участие в которых детей ведёт к формированию их мировоззрения. В любом поселении оно так есть и сейчас. Вопрос лишь в том, насколько осознанно, совместно и гармонично мы творим пространство, в котором растёт наше подрастающее поколение.

Предлагаю взять на рассмотрение пока одно ежегодное событие в жизни каждого ребёнка — День Рождения.
У нас уже есть определённые традиции, как отмечать этот праздник в кругу семьи.

Итак, у нас есть традиция готовиться к этому дню: ребёнок знает дату, предвкушает встречу с гостями, примеряет наряды, родители готовят дом к предстоящему праздничному хаосу, все вместе продумывают стол в соответствии с количеством и предпочтениями приглашённых, близкие и другие приглашённые тайно готовят подарки…
В сам день рождения принято всячески поздравлять и чествовать именинника, дарить ему подарки, умиляться его радости им, угощать гостей, особая кульминация — внесение торта, задувание свечей, разделение и поедание его. Далее на очереди игры и веселье…

Но вот вам пример иного отношения к этому дню, который тоже имеет место быть и может изменить наше представление о значимости этого дня для человека так же, как описанное в книгах ЗКР венчание в поместье стало осмысленной заменой общепринятой свадьбе.

Главная идея — человек не просто принимает поздравления со своим днём рождения, он отчитывается за свой пройденный путь в течение прошедшего года жизни и готовится к следующему дню через год.

Как это может быть?
Подготовка к предстоящему празднованию начинается буквально сразу после прошедшего.
Человек готовит рукотворные подарки каждому гостю, отчитываясь таким образом за свои наработанные за год умения. Спро́сите, чему может научиться годовалый малыш? — Это самое важное время для наработки необходимых навыков и вхождение в культуру семьи! Теперь, малютка умеет ходить, хлопать в ладошки, повторять танцевальные движения за взрослыми, наблюдать за окружающим миром. Двухлетний — говорить, самостоятельно кушать, по своей воле присоединяться к делам окружающих (совместно со старшими имитировать уборку, мытьё пола, готовку еды, полив растений, кормление животных, совместный танец или песню… — повторять действия за окружающими), трёхлетний — самостоятельно убираться в своём уголке, выполнять разовые поручения. Четырёхлетний становится ответственным за определённые действия в доме и поместье, которые после торжественной передачи ответственности делает только он, пятилетний несёт ответственность за взятые на себя обязательства, например, по выгулу на пастбище козочки, кормлению домашних животных, участвует в семейных и поселенских делах на равных (с учётом физических возможностей, конечно, и желания), в т.ч. сам готовит простые блюда, помогает взрослым, занимаясь с младшими детьми, стирает свою небольшую одежду, участвует в семейных и поселенских делах, играх, хороводах… С каждым последующим днём рождения отчёты и пожелания становятся всё серьёзней и ответственней в соответствии с возрастом, полом, наклонностями, осознанным предназначением.

И вот наступает сам праздничный день.
Ребёнок провёл ночь перед ним с мамой под звёздами, как советовала Анастасия.
В сам главный день в году именинник благодарит собравшихся гостей, поздравляет родителей с его рождением, дарит им подарки, рассказывает, как он прожил этот год, чему научился, показывает результат своих новых умений в виде выставки результатов, доклада, просмотра подготовленного видео, оформленного стенда, экскурсии по поместью и т.п. Гости задают вопросы о его увлечениях и дальнейших планах на творчество и жизнь в целом. Затем он дарит им подарки, может исполнить стихотворение, песню, танец, благодаря всех за свидетельство его роста и участие в его жизни.
Гости поздравляют именинника напутствиями и пожеланиями на следующий год жизни, обещают помогать в его развитии и росте, рассказывают о своих ожиданиях от него, дарят стихи, песни и танцы, заранее разученные специально для него, игры, дарят занятие совместным творчеством, проводят подвижные, мудрые настольные игры, квесты (зарницы), где все присутствующие так же могут проявить свои знания, умения и навыки.
Угощения и совместный стол возможны, желательно, из блюд, приготовленных своими руками, но это совершенно необязательно.

Спустя время именинник может с благодарностью к разделившим радость этого дня рассказать о своих впечатлениях и судьбоносных решениях.
Таким образом, круг замыкается, ребёнок видит перспективы своего развития и идёт к нему сознательно и ответственно.

Это просто идеи к переосмыслению значения и проведения только одного праздника — Дня Рождения.
Так же мы можем наметить любые знаменательные дни для всего поселения, подготовку к ним и сценарий празднования, разделив весь год на вехи-переходы от одной радости своего роста к другой.

В следующий раз мы рассмотрим подробней, как, переходя со ступени на ступень, мы познаём мир, творим наши с ним и друг с другом взаимоотношения и как гармонично вплести в них знания школьной программы и даже гораздо больше.

Автор: Алена Григорьевна Бояринова, ПРП Майское, Владимирская область.

#вестникрп #vestnikrp #родовыепоместья #жизньвдеревне #образованиевестникрп