Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Страх или уважение? История гангстера, который убил всех, но так и не стал «Номером 1»

Представьте себе мир, где оружие — это не только пистолет, но и безупречный заказной костюм. Мир, где убить можно не только взглядом, но и неуместным, вульгарным галстуком. Мир, в котором главная битва разворачивается не на улицах, а в глубинах человеческой души, одержимой навязчивой идеей о том, что подлинная власть рождается не из страха, а из стиля. Это не мир фэшн-индустрии — это мир лондонского криминального подполья, каким его увидел кинематограф на рубеже тысячелетий. Фильм Пола МакГигана «Гангстер №1» (2000) — это не просто очередная бандитская сага. Это пронзительное культурологическое исследование, вскрывающее нерв британского общества, где внешнее всегда было не просто оболочкой, а сутью, ширмой и оружием одновременно. Это история о том, как зависть к чужому эстетическому совершенству может стать топливом для чудовища, и как погоня за статусом «крутого» оборачивается экзистенциальной пустотой, сравнимой с пребыванием на вершине горы, сложенной из собственных иллюзий и чужи

-2
-3
-4

Представьте себе мир, где оружие — это не только пистолет, но и безупречный заказной костюм. Мир, где убить можно не только взглядом, но и неуместным, вульгарным галстуком. Мир, в котором главная битва разворачивается не на улицах, а в глубинах человеческой души, одержимой навязчивой идеей о том, что подлинная власть рождается не из страха, а из стиля. Это не мир фэшн-индустрии — это мир лондонского криминального подполья, каким его увидел кинематограф на рубеже тысячелетий. Фильм Пола МакГигана «Гангстер №1» (2000) — это не просто очередная бандитская сага. Это пронзительное культурологическое исследование, вскрывающее нерв британского общества, где внешнее всегда было не просто оболочкой, а сутью, ширмой и оружием одновременно. Это история о том, как зависть к чужому эстетическому совершенству может стать топливом для чудовища, и как погоня за статусом «крутого» оборачивается экзистенциальной пустотой, сравнимой с пребыванием на вершине горы, сложенной из собственных иллюзий и чужих трупов.

-5
-6
-7

Феномен «Гангстера №1» выходит далеко за рамки простого повествования о криминальных разборках. Фильм становится ключом к пониманию определенного культурного кода, сформировавшегося в британском, и в частности лондонском, обществе. Утверждение, вынесенное чуть ли не в заголовок статьи-первоисточника — «кто стильный, тот и крутой» — это не просто броская фраза, это аксиома, на которой строится вся социальная иерархия показанного криминального мира. В России, как мы подмечаем, таким тайным пластом, цементирующим криминальные отношения, является «уважение» («пацанские понятия»). В Лондоне же, с его многовековой историей классового общества, где происхождение всегда можно было попытаться компенсировать безупречными манерами и внешним лоском, этой валютой становится «стильность».

-8
-9

Стиль здесь — это комплексное понятие. Это не только одежда, хотя и она невероятно важна. Фредди Мейс, босс мафии в исполнении Дэвида Тьюлиса в молодости и загадочный узник в исполнении других актеров в старости, — это воплощение джентльмена-модника. Он одет с иголочки, его манеры безупречны, он знает, какой виски пить и в каком клубе быть увиденным. Он — наследник той традиции дендизма, которая восходит к Оскару Уайльду и Байрону, где личность творит себя через эстетику. Его авторитет зиждется не только на силе или жестокости, но и на этой ауре безупречности. Он — арбитр элегантности, а в мире, где ценят стиль, это делает его королем.

-10
-11

Именно в эту вселенскую значимость стиля и врезается, словно астероид, главный герой, молодой гангстер, чью юность играет харизматичный и пугающий Пол Беттани, а старость — вечный бунтарь Малкольм Макдауэлл. Он — порождение другого Лондона, не свингующего и гламурного, а грязного, жестокого и лишенного какого-либо изящества. Он — «нулевой пациент» социальной зависти. Его путь в банде Мейси — это не просто карьерный рост рядового бандита, это путь ученика, пытающегося постичь магию, которой он от природы лишен. Он сначала восхищается Фредди, затем начинает ему завидовать, а потом ненавидит его именно за то, чего нельзя достичь простым убийством. Можно занять чье-то место, можно отобрать бизнес, но как присвоить себе чужой вкус, чужую харизму, чужую сущность?

-12
-13
-14

Здесь фильм МакГигана совершает мощный культурологический поворот, переводя криминальную драму в плоскость психопатологии и мистики. Молодой гангстер — не просто психопат, каковым является, к примеру, Патрик Бейтман из «Американского психопата». Последний — продукт больного общества потребления, его безумие обезличено и направлено вовне. Герой Беттани — это нечто иное. Он — чудовище, «реальное чудовище», как подчеркивается в нашем прошлом тексте, внутри которого «живет приличных размеров осколок инфернальной тьмы». Его знаменитые сцены, где его начинает «ломать» и он издает животное, нечеловеческое шипение, — это моменты, когда его подлинная, уродливая сущность прорывается сквозь тонкую, едва натянутую кожуру псевдочеловека. Он не скрывает монстра внутри — он и есть монстр, пытающийся надеть человеческий облик, как костюм от портного Фредди.

-15
-16
-17

Эта метафора делает его фигуру архетипической. Он — воплощение «доппельгангера», темного двойника, мистического существа из немецкого фольклора и романтической литературы. Тень, которая желает заменить собой человека. Фредди Мейс, с его стилем и мечтами о семье, олицетворяет «человеческое», пусть и помещенное в криминальный контекст. Он — оригинал. Герой Беттани — его пародийная, изуродованная копия, лишенная души и подлинности. Его стремление занять место Фредди — это не просто карьерная амбиция, это метафизический акт подмены, попытка тени завладеть телом. И в этом его трагедия: он может уничтожить оригинал, но никогда не сможет стать им. Он обречен вечно быть плохой копией, симулякром, который в глубине души понимает свою вторичность.

-18
-19
-20

Именно это понимание и составляет главный экзистенциальный ужас финала фильма. Спустя тридцать лет, став могущественным «Пятьдесят пятым», вознесшимся на вершину криминального Олимпа, он обнаруживает, что его боятся, но не уважают. Страх — это примитивная эмоция, которую он научился вызывать мастерски. Уважение же, то самое, что безраздельно получал Фредди, — сложный социальный конструкт, основанный на признании не силы, а неких внутренних качеств, авторитета, стиля. Его могущество оказывается пустышкой. Он — единственный, но не первый. Он очистил поле, но не смог его засеять ничем, кроме террора. Его ярость при известии о выходе Мейси на свободу — это ярость существа, которое понимает, что тридцать лет его правления были иллюзией. Настоящий «Гангстер №1» не он, а тот, кто провел в тюрьме десятилетия, но чей мифический статус, его «шик» оказались прочнее и реальнее, чем вся кровь и жестокость «Пятьдесят пятого».

-21
-22
-23

Контекст свингующего Лондона 1960-х годов, выбранный для флешбэков, не случаен. Это была эпоха культурной революции, взрыва молодежной моды, музыки и сексуальной свободы. Бит-культура, «The Beatles», «The Rolling Stones», Карнаби-стрит — все это создавало уникальный фон, где стиль действительно становился языком власти и самовыражения. Криминальный мир, всегда существующий в симбиозе с обществом, не мог остаться в стороне. Гангстеры той эпохи стремились быть не просто бандитами, но и частью этой яркой, модной жизни. Они были завсегдатаями клубов, их окружали красивые женщины, они вкладывали деньги не только в оружие, но и в гардероб. Фредди Мейс — идеальный продукт этой эпохи. Его криминальная деятельность почти что эстетизирована. В отличие от него, герой Беттани — это сбой в системе. Его жестокость слишком груба, слишком неприкрыта, слишком лишена изящества. Он портит картину, как клякса на холсте модного художника. Его ненависть к Фредди — это еще и ненависть варвара к цивилизации, которая его породила, но в которую он никогда не сможет интегрироваться.

-24
-25
-26

Интересно провести параллель, которую намечает один наш старый материал, с «Американским психопатом». Действительно, оба фильма вышли практически одновременно и говорят на схожие темы: о связи идентичности, потребления и насилия. Однако если Брет Истон Эллис и Мэри Хэррон показывают, как в обществе тотальной симуляции стирается грань между человеком и монстром (Патрик Бейтман — это его визитки, его костюмы, его плейлист), то МакГиган идет иным путем. Его гангстер — монстр изначально. Его попытки имитировать стиль — это не процесс его собственного превращения в симулякр, а жалкая попытка маскировки. «Американский психопат» — это диагноз обществу. «Гангстер №1» — это притча о врожденном, неисправимом зле, пытающемся нарядиться в тряпки человеческой культуры.

-27
-28
-29

Наследие «Гангстера №1» в современном кинематополе огромно. Утверждение, что он был «за 20 лет до «Джентльменов» Гая Ричи», не лишено оснований. Безусловно, Гай Ричи создал свой, легкоузнаваемый стиль криминальной комедии с ее закрученными сюжетами и колоритными персонажами. Однако «Гангстер №1» предлагает нечто более мрачное, глубокое и психологически достоверное. Он отказался от гангстерского «активизма» — то есть от динамичных перестрелок и авантюрных сюжетов в духе раннего Ричи — в пользу «криминальной психологии», что сближает ленту с традициями классического нуара. Нуар всегда был о фатуме, о роке, о темных уголках человеческой души. «Гангстер №1» — это нуар, перенесенный из залитых дождем улиц Лос-Анджелеса в модные клубы Лондона, но сохранивший всю свою экзистенциальную тоску.

-30
-31

-32

В «Револьвере» Ричи (2005) действительно можно найти «прямые цитаты» — не столько сюжетные, сколько стилистические и атмосферные. Тема зависти, предательства, маниакальной одержимости и той цены, которую платит человек, продавший душу за власть, получает в фильме МакГигана свое самое концентрированное и жуткое воплощение. Ричи часто работает с гротеском и стилизацией, тогда как МакГиган в «Гангстере №1» снимает почти что документальную драму о безумии, сдобренную сюрреалистическими вспышками.

-33
-34
-35

Таким образом, «Гангстер №1» Пола МакГигана — это значительно больше, чем фильм. Это культурный феномен, который служит мощным аналитическим инструментом. Он позволяет деконструировать миф о британском «крутом» гангстере, показав, что за его фасадом может скрываться не романтичный бунтарь, а пустота, заполненная лишь завистью и насилием. Фильм говорит о том, что в обществе, преклоняющемся перед стилем, сам стиль может стать объектом патологической одержимости, способной породить чудовищ.

-36
-37
-38

Финал фильма трагичен и неизбежен. «Пятьдесят пятый» остается один на один с собой, своими деньгами и своей ненавистью. Он достиг всего, к чему стремился, но эта цель оказалась миражом. Он хотел быть как Фредди Мейс, но смог стать лишь своей собственной, увеличенной до чудовищных пропорентов, тенью. Он доказал, что можно силой и страхом стать единственным, но так и не постиг тайны того, как стать Первым. А эта тайна, как намекает фильм, возможно, и не имеет отношения к криминалу вовсе. Она спрятана в тех неуловимых категориях — уважении, стиле, подлинности, — которые не купишь за деньги и не отнимешь с помощью пистолета. Они либо есть, либо их нет. И от этого простого факта герой, завывая от бессильной ярости, пытается сбежать всю свою жизнь, так и не поняв, что сбегать, по сути, было некуда. Он навсегда остался в ловушке собственного отражения — тенью, застывшей перед зеркалом, в котором ей так и не суждено было увидеть человека.

-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47