Найти в Дзене
Дмитрий Семенов

Академичность метро «Академическая»

Хорошо иметь свой дзен-канал! Что хочешь – то и пишешь. И КАК хочешь. Если, конечно, не думать о числе подписчиков, о просмотрах и о монетизации. Если писать, что интересно, что задевает/волнует именно тебя, а не условную фокус-группу. Сейчас, например, я под впечатлением от новой станции метро «Академическая». Отчего бы о ней и не написать! Тут нужно напомнить, что есть ведь и старушка-старая, открытая в достопамятные времена (которые только пенсионерам кажутся недавними) в перспективном/прогрессивном районе тогдашней столицы. В том районе было - и сейчас сохраняется – созвездие академических институтов, и дома научных работников. Такое, в общем, место. Две «Академические» связаны переходом – с почтенного старого радиуса метро на какую-то замысловатую совершенно новую змеистую линию. Переход пока-временно наземный, но тоже неплохо. Новые станции метро в Москве выскакивают из земли одна за другой, и линий уже столько, что я-москвич легко запутаюсь. Чуть ли не в каждом квартале – кака

Хорошо иметь свой дзен-канал! Что хочешь – то и пишешь. И КАК хочешь.

Если, конечно, не думать о числе подписчиков, о просмотрах и о монетизации. Если писать, что интересно, что задевает/волнует именно тебя, а не условную фокус-группу.

Сейчас, например, я под впечатлением от новой станции метро «Академическая». Отчего бы о ней и не написать!

Тут нужно напомнить, что есть ведь и старушка-старая, открытая в достопамятные времена (которые только пенсионерам кажутся недавними) в перспективном/прогрессивном районе тогдашней столицы. В том районе было - и сейчас сохраняется – созвездие академических институтов, и дома научных работников. Такое, в общем, место.

Две «Академические» связаны переходом – с почтенного старого радиуса метро на какую-то замысловатую совершенно новую змеистую линию. Переход пока-временно наземный, но тоже неплохо.

Новые станции метро в Москве выскакивают из земли одна за другой, и линий уже столько, что я-москвич легко запутаюсь. Чуть ли не в каждом квартале – какая-нибудь станция, а то и две. Или даже три.
И сейчас каждая новая станция – музейно-художественной красоты (вот где настоящий дизайн!), техническая оснащенность – прямо из Будущего. Денег – естественно – там, под землей, затрачено немерено. Но интересоваться про рентабельность/окупаемость у нас не принято. Как и про тротуарную плитку с бордюрами.
Любопытно, что будет дальше. Поскольку организационно-технически в метростроение вовлечена какая-то сверхъестественная мощь и не может же она просто выключиться или переключиться на что-то иное. Такое строительство не может остановиться – как и «Котлован» Платонова.

Впрочем, задумываться о смыслах и перспективах столичного метро так же жутко, как о бесконечной непознаваемости вне-земного пространства. Да ну его, это жуткое. Тут я всего лишь про одну станцию новую.

Новая «Академическая», возможно, станет удобным альтернативным путем моих поездок на дачу – вот и весь сказ быстрого с ней знакомства и особого к ней интереса.

Еще из смыслов. Поскольку «академическая» она не только по названию и локации в Академическом районе Москвы. Но еще и по оформлению зала. Ну а раз я профессионально научный работник и скоро полвека именно академический, то с особым интересом разглядываю, как видится/воспринимается Академия (настоящая, а не из тех, что расплодились «академиями чего угодно»), академическая наука и вообще «академическое» глазами «нормальных» окружающих.

Собственно, сама станция не вызывает никакого скепсиса, недоумения или снисходительной иронии. И равнодушным, безусловно, не оставляет. Достойная современная архитектура и дизайн – на мой эстетический вкус. Если и не храм науки, то все-равно – храм.

Такие вот тут места для ожиданий и встреч.
Такие вот тут места для ожиданий и встреч.

Недавно совсем праздновали (?) День матери. Так вот в метро увидел потрясающее поздравление: «Пусть все наши мамы будут всегда красивыми, как метро!».

Другой вопрос, целесообразно ли вкладывать такие средства в не-функциональную эстетику городского транспорта. На мой взгляд – расточительство. Но все лучше, чем бесконечное мощение со все новыми бордюрными камнями.

Впрочем, я тут не про эстетику, а про академическую науку в представлениях о ней.

Хотя и тут – своя эстетика, достойна вписывающаяся в художественный стиль станции.

Панно во все стены по обеим сторонам платформы. Панно, отражающие, по замыслам авторов, историю отечественной науки и основные ее достижения. Сюжетно-портретные картины, переходящие одна в другую, имитирующие старинные рукописи/гравюры и характерную фотографическую сепию, а заодно – наскальные рисунки. ЗдОрово, на самом деле, выглядит. И хочется вглядываться.

Чем и займусь сейчас.

Замысел авторов незамысловато прост, насколько я понимаю: по стене слева от перехода на старую «Академическую» - иллюстрированная давняяя история российской науки, справа – главные достижения и персонажи науки прошлого века (нового века, которому уже 25 лет, между прочим, и в помине не упоминается, - отчего бы?).

Не логично, но начну с правой стороны: еще свежо в памяти, ну и драгоценная наша биология/ботаника – тут и только тут.

Хотя начинается иллюстрированный экскурс, конечно, с более фундаментальных наук.

  • И первый портрет в галерее я бы ни за что не узнал. Хорошо, рядом с картинками можно – постаравшись – разглядеть разнообразно написанные имена и надписи. С Александра Николаевича Несмеянова начинается этот ряд – вопреки хронологической или знаковой логике.

-3

Впрочем, Александр Николаевич на портрете не просто так себя обозначает: он вдумчиво смотрит на периодическую таблицу Менделеева, символизируя этим и преемственность эпох, и собственную приверженность химии.

Впрочем, почитал про противоречивую фигуру Несмеянова, и в очередной раз поразился: насколько разносторонние, яркие, качественные люди возглавляли когда-то в разные времена нашу Науку. Пусть даже и противоречивые/одиозные. Вот этот же Александр Николаевич, помимо вклада в металлоорганику (ого!) и огромной научно-организационной работы (с интересом узнал, что именно он стоял, например, за организацией нашей биостации в Чашниково и Института научной информации), писал картины и стихи, занимался философией, был вегетарианцем и грибником.

Кстати, он оказался первым партийным президентом АН и избран по представлению Политбюро ЦК КПСС. Притом что ученый брат его был расстрелян и посмертно реабилитирован.

Специального сюжета о Дмитрии Ивановиче Менделееве – помимо этой таблицы – я не заметил. Но вот уж НАСТОЯЩАЯ НАУКА, настоящий ученый, и действительно ученый. Настолько, впрочем, известный, что не нуждается в особом напоминании на стенах метро.

  • Но от фундаментальной химии – к фундаментальной физике. На следующей «картинке» по-дружески смеются чему-то Мстислав Всеволодович Келдыш и Игорь Васильевич Курчатов. Достижения каждого настолько велики, а жизненные пути настолько насыщены, что кратко не расскажешь, да и ненужно.
-4

  • Следующий портрет мне вообще не знаком. Хотя на нем – Николай Николаевич Семёнов.

-5

Впрочем, мне он даже не однофамилец. Единственный отечественный лауреат Нобелевской премии по химии и разработчик теории химических цепных реакций. Значение его научного вклада иллюстрируется здесь летящей ракетой.

  • Но вот и центральный сюжет и главное отечественное научное достижение прошлого века: Королев и Гагарин.
-6

Действительно, звездный момент отечественной науки. Хотя для понимания нужно все-таки уточнить, что Сергей Павлович, скорее, гениальный конструктор, а не ученый в строгом понимании слова.

Тут не могу не привести жестковатую фразу из Википедии:
«Келдыш видел в Сергее Королёве человека, который избавит его от труднейших организационных технологических забот».

И конечно всем известное: был осужден как «враг народа», а гениально конструировал – в шарашке.

Ну а Гагарин в науке – объект, а не субъект. Он – Символ нашего тогдашнего (да и теперешнего!) ВСЕГО, науки в том числе.

  • Продолжая символику, дальше в панно – Белка со Стрелкою (отчего-то - в открытом космосе) и … классическая отечественная «Волга». Она-то уж с какого боку к Академической Науке?!

-7

  • Но это еще не все про отечественную физику, потому что дальше – ее «отец», Абрам Федорович Иоффе. Хронологически – за Гагариным, но именно он - создатель научной школы, давшей, в частности, и Н.Н. Семёнова, и И.В. Курчатова.

-8

Вовсе он не про «коньяк и кофе» - не верьте Высоцкому!

Слева и ярко в центре от Абрама Федоровича – что-то жуткое летит, что-то невероятно изобретенное вроде крутится, ну и формулы всякие: в общем, ТАК мы видим и должны видеть ТАК «настоящую науку». Тут все понятно.

Но вот вверху слева от «светлой науки» - что это за ряды насупленных граждан в сумерках намечаются? В безразмерных белых халатах, напряженно сжавшиеся, обреченно-неулыбающиеся? Да еще за оградой? Что за странный-мрачный мотив?

  • Переводим взгляд – и все становится на свои места! Так это будущее науки! Студенты-слушатели! Просто слушают они Николая Ниловича Бурденко, а смотрят – на вдоль разрезанный мозг. Тут не до улыбчивости и съежишься, конечно, в глубине халата. Но из Науки мозга не выкинешь.

-9

Хотя нужно все-таки представлять себе, что Николай Нилович собственно научными исследованиями вроде и не занимался. Он – великий, но организатор отечественной медицины, великий, но разработчик методов лечения и проведения операций.

Не дай бог, чтобы по жизни сложилось, что нужна будет помощь в Институте Бурденко! И дай бог, если уж все-таки сложилось, оказаться в этом Институте!

  • Но скорее вперед! Вернее, влево: и вот, наконец, дорогие мне Биология и Растениеводство.

И вот – апогей и центральный сюжет правой стенки этой станции метро! «Две звезды, две ярких повести»! – Мичурин и Вавилов! Эпохальная встреча и историческое сплетение судеб!

И ведь вполне реально могла такая встреча состояться: Вавилов приезжал к старенькому уже совсем Мичурину в родной того Козловск.

-10

Но что объединяющего мы видим в двух исторических фигурах?

Неглубокий и циничный ученик живописца заметил бы: невероятные штаны и невозможные локтевые суставы. Так «тьфу» на таких учеников!

Мы в суть смотрим, пытаемся смотреть. Две эпохи, два огромных научных направления, шекспировские страсти в Науке.

Вот только Иван Владимирович Мичурин – не виноват и непричастен. Он вообще не про науку – он гениальный выращиватель растений. В списке его «научных трудов» собственно научных публикаций и нет – только описания сортов и методов (как в памятном журнале «Приусадебное хозяйство»). Это уже потом имя его подняли на знаменах воители жуткой «псевдонауки», которые в конечном счете и победили. И которые в конечном счете ухайдакали и отечественное сельское хозяйство, и отечественную генетику с биологией.

Ну а великий биолог и ботаник Николай Иванович Вавилов, Президент Академии Наук, погиб и сгинул в тюрьме, по доносу «последователей дедушки Мичурина».

А еще - потрясающий, но вечный у нас сюжет: после смерти Николая Вавилова, Академию Наук возглавлял его младший брат Сергей.

  • Рядом – страничка жизни Владимира Ивановича Вернадского. Конечно, био- и ноосферы.
-11

Идея этих сфер настолько заворожила авторов композиции, что вся эта страничка – в концентрических кругах. Хотя ни биосфера, ни ноосфера геометрическими окружностями не являются.

А еще портрет Владимира Ивановича на панно приведен дважды – такое сильное научное его влияние. И заметить нужно, что Вернадский творил в то еще замечательное научное время, когда узкая специализация не сдерживала настоящий научный мозг. А потому Владимир Иванович сумел проявить себя … где только не сумел проявить себя: в минералогии, в геологии, в биологии, в палеонтологии, в философии.

И скончался он на несколько лет позже старшего Вавилова …

  • Неожиданным образом сюжет переводит нас на природу не-живую – на Геологию. Александр Петрович Карпинский, описывавший геологические платформы. К тому же – первый избранный Президент Российской Академии Наук.
-12

Я тоже не смог найти для себя убедительную формулировку именно научного вклада Александра Петровича. Поэтому снисходительно смотрю на картинку в метро, на которой хотя бы пытаются «изобразить» геологию с помощью телескопа, собаки неопределенной породы и … белых лабораторных крыс.

  • Рядом – еще седовласый портрет и еще собака. Но вот тут собака – та, что надо, собака! Потому что – Иван Петрович Павлов.

-13

И Наука в полноценном ее понимании, и редкая у нас Нобелевская премия.

И тот, кто дойдет до места остановки головного вагона, все-таки получит еще один шанс осознать и оценить, что же это все-таки за штука такая – Академическая Наука. И что она у нас все-таки была, а может быть даже и есть. В огромном сонме иных талантов-гениев-профессионалов.

____________________

Я искренне собирался рассказать и про картинки на другой стороне, но тонУ в словах и сюжетах, а потому заканчиваю, сажусь вот в такой нереально современный поезд – и лечу дальше по маршруту «дом-дача».

-14

А про другую стенку может быть как-нибудь потом.

Там столько императорских портретов, и столько легендарных/чужестранных ученых!