Найти в Дзене
МТК Эксперт

Вандалозащищенность лифтов

Практический перечень мер защиты лифта от вандалов Вандализм на лифтах давно стал не самой приятной, но всё же частью эксплуатационной практики. Последствия вандальных действий приходится устранять многим владельцам этих объектов. Как и бороться с самими действиями… разными, в т.ч. юридическими методами. И речь здесь не идет только о том, чтобы периодически смывать пресловутые «надписи» и «рисунки». Или удалять «продукты» использования технического устройства «не по назначению». Иногда нужно справляться с более серьезными «происшествиями» – такими, как поджог, намеренное повреждение дверей и стенок, пола и потолка, панелей, кнопок, вспомогательного оборудования и т.д. Хотя согласитесь… такие «события» лучше предотвращать. Ну, или пресекать в самом «зародыше». Как? Наверное, путем принятия неких «антивандальных мер» и проведения каких-то «антивандальных мероприятий». Правда, они ни словом не упоминаются в Правилах организации безопасного использования и содержания лифтов, утв. постановл
Практический перечень мер защиты лифта от вандалов
Практический перечень мер защиты лифта от вандалов

Вандализм на лифтах давно стал не самой приятной, но всё же частью эксплуатационной практики. Последствия вандальных действий приходится устранять многим владельцам этих объектов. Как и бороться с самими действиями… разными, в т.ч. юридическими методами.

И речь здесь не идет только о том, чтобы периодически смывать пресловутые «надписи» и «рисунки». Или удалять «продукты» использования технического устройства «не по назначению». Иногда нужно справляться с более серьезными «происшествиями» – такими, как поджог, намеренное повреждение дверей и стенок, пола и потолка, панелей, кнопок, вспомогательного оборудования и т.д.

Хотя согласитесь… такие «события» лучше предотвращать. Ну, или пресекать в самом «зародыше». Как? Наверное, путем принятия неких «антивандальных мер» и проведения каких-то «антивандальных мероприятий». Правда, они ни словом не упоминаются в Правилах организации безопасного использования и содержания лифтов, утв. постановлением Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744. И «напрочь» отсутствуют в действующих эксплуатационных ГОСТах.

Да, есть профильный ГОСТ 33653-2019 (EN 81-71:2018) «Лифты. Специальные требования безопасности. Вандалозащищенность», который (де-факто) существует в России с 2006 года и в котором расписаны «вандалозащитные» требования:

  • к ограждениям шахты лифта (их сплошная «структура», негорючесть, «капитальность» и т.д.);
  • к дверям шахты и кабины (их устойчивость к воздействию огня, ударопрочность, «неоткрываемость» без специального ключа и даже «нераздвигаемость» шире, чем на 7-8 мм);
  • к внутренним элементам кабины (ударопрочные стены и «гладкий» потолок, негорючие и не разрезаемые материалы покрытий и облицовки, «нерушимые» поручни, зеркала, светильники и т.д.);
  • к устройствам и панелям управления (их устойчивость к воздействию воды и к заклиниванию, ударопрочность, «неразрезаемость», негорючесть) и т.д.

Но эта информация адресована скорее изготовителям «лифтовой продукции», проектировщикам зданий и «заказчикам» строительных работ. А вот что делать владельцам «пожилых» и не то чтобы очень «вандалозащищенных» объектов, ГОСТ 33653-2019 не «рассказывает». Наверное, проводить модернизацию лифтов (дабы «укрепить ключевые компоненты»). Или заменять их на более «продвинутые» (современные и дорогостоящие) аналоги. Правда, такие «крайности» потребуют… капитальных вложений (сил, денег и времени). А если обойтись без них?

Тогда «набор вариантов» будет крайне ограничен. Хотя и в нем найдутся довольно эффективные «мероприятия», реализация которых (по объему «инвестиций») доступна для большинства владельцев лифтового хозяйства. Они могут, например:

1) Установить камеры видеонаблюдения в кабине (каждого) лифта и на подступах к нему (т.е. на посадочных площадках), а также сообщить об этой «слежке» конечным пользователям технического устройства (повесить соответствующие таблички или наклейки). Сам факт видеосъемки поможет остудить многие «горячие головы». А регулярный просмотр записей позволит выявить (и со временем «наказать») тех, кто все-таки «решился» на противоправные действия.

2) Провести(периодически проводить) очный или заочный (с помощью плакатов, памяток, видео инструкций и т.д.) «ликбез» для пассажиров:

  • разъяснить им «элементарные» правила пользования лифтом;
  • заявить о недопустимости вандализма (в любых, даже с виду «безобидных» формах);
  • сообщить об (уголовной) ответственности за вандальные действия (по статье 214 УК РФ);
  • (по возможности внятно) описать все «преимущества» отключения поврежденного, «побитого» или подпаленного технического устройства.

3) Установить звуковую сигнализацию на двери машинного (блочного) помещения, крышки аварийных и смотровых люков, створки шкафов с лифтовым оборудованием и т.д., чтобы исключить несанкционированный доступ к этим «уголкам» опасного (пусть и не производственного) объекта.

4) Регулярно проводить обучение (эксплуатационного и обслуживающего) персонала по вопросам вандалозащищенности лифтов – разбирать с ним виды и характерные признаки вандальных действий, возможные методы их профилактики, способы быстрого устранения их последствий. Да, это вряд ли предотвратит акты вандализма, но… реакция на них точно будет оперативней.

5) Разместить в кабине (каждого) лифта… зеркало (или другую отражающую поверхность). Такое «приятное дополнение» (как уверяют психологи и тот же ГОСТ 33653-2019) способно умерить пыл потенциальных возмутителей «лифтового спокойствия». И в итоге – уменьшить количество и «качество» случаев вандализма.

6) Установить (в кабинах и на посадочных площадках) дополнительные (или более яркие) осветительные приборы. Зачем? Ну как же… по «мнению» ГОСТ 33653-2019 фактор освещенности тоже влияет на «умы и сердца» возможных вандалов. Наверное, потому, что «черные дела» (по обыкновению) творятся в темноте…

Такой вот список «антивандальных мероприятий». Вряд ли он полный. И уж точно не исчерпывающий. Хотя и в столь «компактном» виде может стать «полезным оружием» в руках организаций, эксплуатирующих лифты. Разумеется, в их «власти» придумать что-то свое – в меру «экзотическое», безбюджетное или малозатратное.

Главное, чтобы эти «придумки» работали (а то мы любим делать всякое разное «для галочки»). Помогали предотвращать акты вандализма, оперативно устранять последствия «неподобающих» действий. Да и в целом… гарантировать бесперебойную работу технических устройств, несмотря на «деструктивные проявления» их отдельных пользователей.

Ведь у каждого объекта есть свой «предел прочности», за гранью которого… нет ничего хорошего. Там «живут» частые аварийные остановки, пешие прогулки на 16-й этаж. А порой – более серьезные «инциденты», такие, как пожар в здании либо полный («под замену») выход из строя лифтового оборудования. И забывать об этом… категорически нельзя.

А еще следует помнить, что для «издевательства» над лифтами не нужны специальные средства. Достаточно простой шариковой ручки или маникюрных ножниц, чтобы нанести им «травмы», не совместимые с нормальной эксплуатацией (кстати, перечень бытовых «разрушительных» предметов есть в приложении Е к ГОСТ 33653-2019). Поэтому стоит (регулярно) отслеживать (все) случаи «лифтового» вандализма. Вовремя чинить, исправлять, ликвидировать обнаруженные «недостатки». Выявлять и «сурово» наказывать «нарушителей». Да и вообще… заботиться о благополучии этих опасных (пусть и не производственных) объектов. Они оценят ваши старания, не сомневайтесь.

🎯Если тема вам близка подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи от МТК Эксперт

💡Смотрите также:

Правила пользования лифтом

Как правильно проводить аварийно-техническое обслуживание лифтов

Периодические осмотры лифтов