Вандализм на лифтах давно стал не самой приятной, но всё же частью эксплуатационной практики. Последствия вандальных действий приходится устранять многим владельцам этих объектов. Как и бороться с самими действиями… разными, в т.ч. юридическими методами.
И речь здесь не идет только о том, чтобы периодически смывать пресловутые «надписи» и «рисунки». Или удалять «продукты» использования технического устройства «не по назначению». Иногда нужно справляться с более серьезными «происшествиями» – такими, как поджог, намеренное повреждение дверей и стенок, пола и потолка, панелей, кнопок, вспомогательного оборудования и т.д.
Хотя согласитесь… такие «события» лучше предотвращать. Ну, или пресекать в самом «зародыше». Как? Наверное, путем принятия неких «антивандальных мер» и проведения каких-то «антивандальных мероприятий». Правда, они ни словом не упоминаются в Правилах организации безопасного использования и содержания лифтов, утв. постановлением Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744. И «напрочь» отсутствуют в действующих эксплуатационных ГОСТах.
Да, есть профильный ГОСТ 33653-2019 (EN 81-71:2018) «Лифты. Специальные требования безопасности. Вандалозащищенность», который (де-факто) существует в России с 2006 года и в котором расписаны «вандалозащитные» требования:
- к ограждениям шахты лифта (их сплошная «структура», негорючесть, «капитальность» и т.д.);
- к дверям шахты и кабины (их устойчивость к воздействию огня, ударопрочность, «неоткрываемость» без специального ключа и даже «нераздвигаемость» шире, чем на 7-8 мм);
- к внутренним элементам кабины (ударопрочные стены и «гладкий» потолок, негорючие и не разрезаемые материалы покрытий и облицовки, «нерушимые» поручни, зеркала, светильники и т.д.);
- к устройствам и панелям управления (их устойчивость к воздействию воды и к заклиниванию, ударопрочность, «неразрезаемость», негорючесть) и т.д.
Но эта информация адресована скорее изготовителям «лифтовой продукции», проектировщикам зданий и «заказчикам» строительных работ. А вот что делать владельцам «пожилых» и не то чтобы очень «вандалозащищенных» объектов, ГОСТ 33653-2019 не «рассказывает». Наверное, проводить модернизацию лифтов (дабы «укрепить ключевые компоненты»). Или заменять их на более «продвинутые» (современные и дорогостоящие) аналоги. Правда, такие «крайности» потребуют… капитальных вложений (сил, денег и времени). А если обойтись без них?
Тогда «набор вариантов» будет крайне ограничен. Хотя и в нем найдутся довольно эффективные «мероприятия», реализация которых (по объему «инвестиций») доступна для большинства владельцев лифтового хозяйства. Они могут, например:
1) Установить камеры видеонаблюдения в кабине (каждого) лифта и на подступах к нему (т.е. на посадочных площадках), а также сообщить об этой «слежке» конечным пользователям технического устройства (повесить соответствующие таблички или наклейки). Сам факт видеосъемки поможет остудить многие «горячие головы». А регулярный просмотр записей позволит выявить (и со временем «наказать») тех, кто все-таки «решился» на противоправные действия.
2) Провести(периодически проводить) очный или заочный (с помощью плакатов, памяток, видео инструкций и т.д.) «ликбез» для пассажиров:
- заявить о недопустимости вандализма (в любых, даже с виду «безобидных» формах);
- сообщить об (уголовной) ответственности за вандальные действия (по статье 214 УК РФ);
- (по возможности внятно) описать все «преимущества» отключения поврежденного, «побитого» или подпаленного технического устройства.
3) Установить звуковую сигнализацию на двери машинного (блочного) помещения, крышки аварийных и смотровых люков, створки шкафов с лифтовым оборудованием и т.д., чтобы исключить несанкционированный доступ к этим «уголкам» опасного (пусть и не производственного) объекта.
4) Регулярно проводить обучение (эксплуатационного и обслуживающего) персонала по вопросам вандалозащищенности лифтов – разбирать с ним виды и характерные признаки вандальных действий, возможные методы их профилактики, способы быстрого устранения их последствий. Да, это вряд ли предотвратит акты вандализма, но… реакция на них точно будет оперативней.
5) Разместить в кабине (каждого) лифта… зеркало (или другую отражающую поверхность). Такое «приятное дополнение» (как уверяют психологи и тот же ГОСТ 33653-2019) способно умерить пыл потенциальных возмутителей «лифтового спокойствия». И в итоге – уменьшить количество и «качество» случаев вандализма.
6) Установить (в кабинах и на посадочных площадках) дополнительные (или более яркие) осветительные приборы. Зачем? Ну как же… по «мнению» ГОСТ 33653-2019 фактор освещенности тоже влияет на «умы и сердца» возможных вандалов. Наверное, потому, что «черные дела» (по обыкновению) творятся в темноте…
Такой вот список «антивандальных мероприятий». Вряд ли он полный. И уж точно не исчерпывающий. Хотя и в столь «компактном» виде может стать «полезным оружием» в руках организаций, эксплуатирующих лифты. Разумеется, в их «власти» придумать что-то свое – в меру «экзотическое», безбюджетное или малозатратное.
Главное, чтобы эти «придумки» работали (а то мы любим делать всякое разное «для галочки»). Помогали предотвращать акты вандализма, оперативно устранять последствия «неподобающих» действий. Да и в целом… гарантировать бесперебойную работу технических устройств, несмотря на «деструктивные проявления» их отдельных пользователей.
Ведь у каждого объекта есть свой «предел прочности», за гранью которого… нет ничего хорошего. Там «живут» частые аварийные остановки, пешие прогулки на 16-й этаж. А порой – более серьезные «инциденты», такие, как пожар в здании либо полный («под замену») выход из строя лифтового оборудования. И забывать об этом… категорически нельзя.
А еще следует помнить, что для «издевательства» над лифтами не нужны специальные средства. Достаточно простой шариковой ручки или маникюрных ножниц, чтобы нанести им «травмы», не совместимые с нормальной эксплуатацией (кстати, перечень бытовых «разрушительных» предметов есть в приложении Е к ГОСТ 33653-2019). Поэтому стоит (регулярно) отслеживать (все) случаи «лифтового» вандализма. Вовремя чинить, исправлять, ликвидировать обнаруженные «недостатки». Выявлять и «сурово» наказывать «нарушителей». Да и вообще… заботиться о благополучии этих опасных (пусть и не производственных) объектов. Они оценят ваши старания, не сомневайтесь.
🎯Если тема вам близка — подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи от МТК Эксперт
💡Смотрите также:
Как правильно проводить аварийно-техническое обслуживание лифтов