Найти в Дзене
МТК Эксперт

Правила пользования лифтом

«Владельцы лифтов живут припеваючи» – так, наверняка, думают многие ОПО-шники. Да, к «лифтовым» товарищам требований гораздо меньше. И далеко не все из них носят сложный технический характер. Как, например, обязанность размещать в кабине и на основном посадочном этаже таблички либо наклейки (а может вообще заламинированные «распечатки»), которые содержат… правила пользования лифтом (см. п.п. «н» п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744). Речь, разумеется, не идет о правилах эксплуатации, технического обслуживания и ремонта. Или о каких-то выписках из сопроводительной документации завода-изготовителя. Нет, это всего лишь «памятки» для пассажиров (конечных пользователей) о том, как следует обращаться с опасным техническим устройством, чтобы оно не покалечило их (при этом довезло до нужной «локации»). И чтобы они не «покалечили» его (роликов с «обратными реакциями» в интернете предостаточно). Этакий набор «советов и запретов», к содержанию которого (что удиви
Оглавление

«Владельцы лифтов живут припеваючи» – так, наверняка, думают многие ОПО-шники. Да, к «лифтовым» товарищам требований гораздо меньше. И далеко не все из них носят сложный технический характер. Как, например, обязанность размещать в кабине и на основном посадочном этаже таблички либо наклейки (а может вообще заламинированные «распечатки»), которые содержат… правила пользования лифтом (см. п.п. «н» п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744).

Речь, разумеется, не идет о правилах эксплуатации, технического обслуживания и ремонта. Или о каких-то выписках из сопроводительной документации завода-изготовителя. Нет, это всего лишь «памятки» для пассажиров (конечных пользователей) о том, как следует обращаться с опасным техническим устройством, чтобы оно не покалечило их (при этом довезло до нужной «локации»). И чтобы они не «покалечили» его (роликов с «обратными реакциями» в интернете предостаточно). Этакий набор «советов и запретов», к содержанию которого (что удивительно) нет никаких нормативных требований. Даже рекомендации в ГОСТах отсутствуют.

Хотя некоторые производители охотно «предлагают» свои версии «документа». Красиво их оформляют («для печати»):

памятка для пассажиров
памятка для пассажиров

И зачастую настаивают на их «применении». Более того… пишут, что предложенные варианты «Правил пользования…» окончательные. И что владелец объекта может «установленным порядком» вносить в них не более чем дополнения, «отражающие особенности эксплуатации с учетом местных условий». Разумеется, эти дополнения «не должны противоречить» действующему законодательству, руководству по эксплуатации лифта, ГОСТам… (ну и, конечно, здравому смыслу).

В общем, граждане… всё по-взрослому. Хотя ожидать другого от обязательного требования вряд ли стоит. Ведь таблички-наклейки с «Правилами…» ДОЛЖНЫ быть. Причем не по стандарту или отраслевому акту, а согласно постановлению Правительства. Обычно их вешают на информационном стенде первого (основного посадочного) этажа и «устанавливают» в кабине рядом с панелью управления. Но что же пишут в этом интересном «документе»? Давайте разбираться. Пойдем по порядку и сначала «изучим»…

«Советы»

То есть в прямом смысле – правила… пользования:

· где стоять;

· на какие кнопки нажимать;

· куда смотреть;

· на что обратить внимание;

· как поступать в определенных («критических») ситуациях (скажем, при остановке кабины между этажами).

И, разумеется… поведения – в лифте, на входе и выходе из него. Вообще, в этом «блоке» встречаются самые разные формулировки, например, «очевидные»:

· для вызова кабины нажмите кнопку на панели рядом с дверями лифта на этажной площадке;

· после (автоматического) открывания дверей убедитесь, что кабина находится перед вами;

· входить и выходить из лифта можно только после его полной остановки и открытия дверей;

· войдя в кабину, нажмите кнопку нужного этажа…

…и более «специфические», как то:

· при активации символа «ПЕРЕГРУЗКА» или включении звукового (светового) сигнала о перегрузке необходимо частично разгрузить кабину (т.е. удалить из нее «лишних персонажей» или тяжелый груз);

· для ускорения закрывания дверей кабины нажмите кнопку «ЗАКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ». Если в момент закрывания дверей понадобилось их открыть (или двери закрылись, а кабина не пришла в движение), нажмите кнопку «ОТКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ»;

· если необходимо задержать закрывание дверей для погрузки-выгрузки, нажмите и удерживайте 4 секунды кнопку «ОТКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ» или «ОТМЕНА», кабина будет стоять с открытыми дверями до освобождения или получения команды на движение;

· при необходимости экстренной остановки нажмите кнопку «СТОП» или «ОТМЕНА»;

· при перевозке ребенка в коляске (другом «транспорте» – их сейчас много развелось), возьмите его на руки, войдите в кабину, затем ввезите коляску (другой «транспорт»). При выходе из кабины сначала вывезите (пустую) коляску (другой «транспорт»), а затем выходите сами с ребенком на руках;

· при проезде взрослых с (уже умеющими ходить) детьми дошкольного возраста, первыми в кабину входят взрослые, а затем дети. При выходе из кабины первыми выходят дети, а затем взрослые;

· животных необходимо перевозить в наморднике, держа за ошейник (не за поводок) при входе и выходе из кабины, или на руках (в переносках);

· при остановке кабины между этажами повторно нажмите кнопку нужного этажа. Если кабина не пришла в движение, нажмите и удерживайте в течение 2 секунд кнопку «ЗВОНОК»/«ВЫЗОВ», дождитесь ответа диспетчера, сообщите ему о случившемся и следуйте его указаниям («не пытайтесь самостоятельно открывать двери кабины – ЭТО ОПАСНО!» – такое «дополнение» будет очень кстати).

Сюда же иногда добавляют «справочную информацию», скажем:

· кнопка с символом «ВЕНТИЛЯТОР» включает и выключает принудительную вентиляцию;

· при получении системой управления лифта сигнала «Пожарная опасность», лифт прекратит выполнение предыдущей команды, кабина уйдет на основной посадочный этаж и откроет двери. Панель управления при этом работать не будет («Сохраняйте спокойствие и покиньте, пожалуйста, кабину!» – такая фраза здесь тоже пригодится).

Или другие (важные и полезные) сообщения для пассажиров. Многое зависит от «рекомендаций» производителя и собственных мыслей владельца объекта (если он готов проявить инициативу). Как бы то ни было, за любыми «советами» всегда следуют…

«Запреты»

Тоже в прямом, абсолютно прямом смысле этого слова. Количество «нельзя» бывает разным. У кого-то – три, а у кого-то – больше десятка. Но, в общем и целом (в т.ч. на практике), всё сводится к тому, что при пользовании лифтами запрещается:

· прислоняться к дверям шахты и кабины (во время ее движения);

· прыгать в кабине или раскачивать ее (особенно во время движения);

· перевозить легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и ядовитые вещества (при «нарушении» они должны быть, как минимум, хорошо упакованы);

· ввозить в кабину и вывозить из кабины коляску (другой «транспорт») с находящимся внутри ребенком;

· «пускать» в кабину детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;

· открывать вручную двери кабины и шахты (если речь не идет, к примеру, о «допотопном» объекте);

· самостоятельно предпринимать попытки выхода («эвакуации»), если двери не открылись автоматически или кабина остановилась между этажами;

· оставаться в кабине во время пожара, при задымлении помещений и землетрясении;

· проникать в шахту;

· курить в кабине;

· «пускать» в кабину лиц в нетрезвом состоянии (попробуй их останови);

· выводить из строя оборудование, ломать, крушить и совершать прочие «непотребства»;

· препятствовать «естественному» закрытию дверей (то есть удерживать их руками, ногами или посторонними предметами либо «маниакально» жать на кнопку «ОТКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ»);

· перевозить груз, который может повредить элементы кабины (скажите это «доставщикам» всех мастей);

· применять объект не по назначению (например, как общественный ту… уборную);

· загромождать подход к дверям шахты и т.д.

Да, получается внушительный список. Но далеко не все его пункты попадают на таблички-наклейки. Площадь-то у них ограничена. К тому же… многие владельцы не хотят напоминать пассажирам «прописные истины».

Кстати, запретами «документ» не завершается. Ведь в концовке обычно дают какое-нибудь «напутствие», скажем – «берегите лифт!», «обо всех неисправностях сообщайте…». Ну и указывают телефоны диспетчера/лифтера/электромеханика, а также аварийной службы или службы спасения.

И вот тут, конечно, всё… писать больше нечего (хотя кто-то может что-то придумать). Пора вешать, клеить, привинчивать и т.д. А потом… следить за наличием «информационных носителей» с Правилами пользования лифтом при каждом ежесменном осмотре. Да-да, «поддерживать» соблюдение обязательного требования. На благо себе и «на радость» нашему любимому госоргану (т.е. Ростехнадзору, если кто не в курсе).

Если у Вас остались вопросы - пишите, звоните, мы всегда рады! :)