Эксплуатация лифтов «состоит» из множества обязательных процедур. Среди них периодические осмотры, ежемесячное и ежегодное ТО, текущий ремонт. Ну и, конечно, аварийно-техническое обслуживание (АТО), которое должен организовывать (а местами… даже проводить) владелец опасного технического устройства. К тому его «настойчиво принуждает»:
· подпункт «г» пункта 4 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, утв. постановлением Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744 (им, кстати, вторит «добровольный», но не менее полезный ГОСТ Р 55964-2022 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации»).
Да, эту регламентную работу можно отдать «на откуп» специализированным организациям, но… ее «базовые принципы» знать нужно. Хотя бы в общих чертах. Ведь аварийно-техническое обслуживание – это «комплекс мероприятий», который призван решать «жизненно» важные эксплуатационные задачи. Такие, как:
- прием и регистрация сведений об авариях и неисправностях на объекте;
- эвакуация пассажиров из кабины остановившегося лифта;
- пуск (восстановление работоспособности) технического устройства после «аварийной» остановки;
- ликвидация «внезапных» неисправностей объекта, а также «поломок» двусторонней переговорной связи и/или системы диспетчерского контроля.
Представили значимость АТО? Во-о-от. Оно, кстати, осуществляется круглосуточно (ну, либо в режиме работы лифтов). Силами квалифицированного персонала. На основании распорядительных и руководящих документов «исполнителя». Каких? Давайте разбираться. Посмотрим, что собой представляет…
📋«Документальная основа» аварийно-технического обслуживания лифтов
Она включает (всё по канону) две группы «бумаг». С одной стороны – приказы:
- о создании (об организации) аварийной службы (если, например, АТО выполняет владелец объекта);
- о назначении ответственных лиц (за организацию обслуживания и ремонта объекта, руководителя аварийной службы, его заместителей и т.д.);
- о назначении («расстановке») квалифицированного персонала (электромехаников);
- о формировании материально-технической базы (в т.ч. резервов запасных частей, материалов) и т.д.
С другой – профильное положение, например:
1️⃣ об организации (проведении) аварийно-технического обслуживания лифтов;
2️⃣ об организации (создании) лифтовой аварийной службы и т.д.
«Название» тут второстепенно. Главное – содержание документа (п. 19 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744, не даст соврать). В него «закладывают»:
- порядок работы («функционирования») аварийной службы в рабочие и выходные дни, в праздники, в ночное время и т.д.;
- особенности работы аварийной службы «в экстремальных условиях» (при авариях, пожарах, затоплениях, прекращении энергоснабжения и т.д.);
- порядок и сроки устранения «внезапных» неисправностей лифта, «поломок» двусторонней переговорной связи, а также системы диспетчерского контроля;
- требования к «аварийному» персоналу (квалификация, необходимое количество, обязанности, ответственность и т.д.);
- требования к материально-технической базе, в т.ч. к обеспечению «работников аварийной службы запасными частями, материалами и оборудованием», которые нужны для восстановления работоспособности и пуска остановившихся лифтов;
- требования к оснащению аварийной службы транспортными средствами (например, для оперативных выездов на объекты) и средствами связи (например, для «контакта» с диспетчером);
- («типовой») порядок эвакуации пассажиров из кабины остановившегося лифта и т.д.
А еще в нем прописывают, как должны осуществляться…
📨Прием и регистрация сведений об авариях и неисправностях на объекте
Да, эту информацию нужно (документально) фиксировать. Где? Разумеется, в профильном журнале. Обычно его называют – журнал регистрации заявок о неисправностях лифтов. Хотя... это рекомендованное «имя» (см. приложение Б к ГОСТ Р 55964-2022). И на деле оно порой меняется «до неузнаваемости». Здесь ведь главное в другом – в «правильном» содержании документа, чтобы «при случае» туда можно было записывать:
- дату и время поступления заявки (об аварии, неисправности, остановке лифта и т.д.);
- характер «происшествия» и перечень того, что нужно «исправить»;
- Ф.И.О., должности и подписи работников, которые получили заявку для исполнения, а потом исполнили ее и т.д.
А при помощи этих записей – удостоверять «факт передачи» аварийной информации «квалифицированному персоналу для принятия соответствующих мер». Ну и отслеживать «реализацию» этих самых мер, как «заповедует» п. 18 (п.п. «а») Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744.
Журнал, кстати, заполняет (под «бдительным надзором» работника, ответственного за организацию эксплуатации объекта) диспетчер по контролю за работой лифтов. Или (если диспетчерский контроль на объекте отсутствует) – лифтер. В редких случаях – специально назначенный электромеханик. Вести его можно в бумажном (прошнуровано-пронумерованном и скрепленном печатью) либо электронном виде. В последнем случае нужно использовать «программно-технические средства», которые обеспечивают (см. п. 7.5.5 ГОСТ Р 55964-2022):
- «аутентификацию и авторизацию пользователей»;
- протоколирование их действий;
- разграничение их прав;
- автоматическую фиксацию даты и времени внесения записи;
- возможность распечатать электронные страницы «для последующего заверения и хранения на бумажном носителе».
Да-да, «формуляр» должен храниться в архиве (организации, выполняющей АТО) «не менее трех лет с даты его окончания». И он, кстати, не является единственным журналом в системе аварийно-технического обслуживания лифтов. Ибо есть еще (плюс-минус аналогичный по содержанию):
· журнал регистрации заявок о неисправностях двусторонней переговорной связи и оборудования диспетчерского контроля…
…где расписывают профильные «поломки» и «неполадки». Логичный ход, ведь большинство руководств (инструкций) по эксплуатации лифтов называют такие дефекты «создающими недопустимый уровень риска при эксплуатации» технического устройства. Поэтому стоит фиксировать их отдельно. А сами неисправности (это касается и обще-лифтовых «несоответствий») устранять в срок:
· «…не превышающий 24 часов» с момента обнаружения.
(как минимум, чтобы не нарушать п.п. «з» п. 17 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744)
Исключение составляет только…
👷🏻♀️Эвакуация пассажиров из кабины остановившегося лифта
…которая должна «состояться» в течение 30 минут с момента регистрации соответствующей «аварийной» заявки. Того требует п. 19 (п.п. «ж») Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744. И практически все руководства (инструкции) по эксплуатации. В большинстве из них есть профильные «эвакуационные» разделы, которые могут зваться, например:
- методика безопасной эвакуации людей из кабины;
- методика эвакуации пассажиров из остановившейся кабины;
- инструкция по освобождению пассажиров из кабины лифта…
…и устанавливают порядок проведения этой «жизненно важной» процедуры. Там расписаны требования к персоналу, «рабочие алгоритмы» под разные условия, меры безопасности, «запреты» и прочие нюансы «мероприятия». Конечно, информация отличается для разных типов, марок, моделей лифтов. Хотя «общие моменты» тоже присутствуют. Какие? Ну, например, тот факт, что эвакуацию должны осуществлять электромеханики. Как минимум, один. Но лучше – двое. Правда, в качестве «второго лица» иногда можно привлекать лифтера.
При этом самому лифтеру (равно как и диспетчеру) «категорически» нельзя эвакуировать пассажиров (так «говорят» практически все руководства по эксплуатации). Хотя из этого «правила» есть исключения. Скажем, ситуации, когда:
· «отключившаяся» кабина находится «в зоне отпирания дверей» – т.е. остановилась точно на этажной площадке или же на расстоянии не более определенного значения (0,17 м, 200 мм и т.д.) от уровня этажа.
Что касается «алгоритма» эвакуации, то в нем зачастую разнятся только «технические детали», связанные с кнопками, режимами, аварийными модулями и т.д. То есть с «особенностями» конкретных типов, марок и моделей лифтового оборудования. В общем же виде он выглядит следующим образом:
1) На «предварительном этапе» электромеханики должны:
- убедиться, что двери шахты остановившегося лифта (на всех этажах) закрыты и заперты;
- вывесить на основной (а то и на всех…) посадочной площадке предупредительный плакат о том, что остановившийся «лифт не работает»;
- установить местонахождение кабины в шахте («между какими этажами застряла»), направление ее движения до «аварии», а также расстояние от ее пола до точной остановки.
2) Перед началом «технического этапа» надо «пообщаться» с застрявшими в лифте пассажирами:
- узнать их количество, половозрастной состав, самочувствие и т.д.;
- сообщить о мерах, которые будут приняты для их эвакуации;
- сказать, что освещение в кабине будет уменьшено или вовсе отключено;
- предупредить, что им нельзя прикасаться к аппаратам управления, открывать створки дверей, предпринимать попытки по самостоятельному «выходу» из кабины, находиться вблизи дверного проема и т.д.
3) На «техническом этапе» квалифицированному персоналу нужно:
- определить срабатывание ловителей кабины и противовеса;
- убедиться, что нет «слабины тяговых канатов со стороны кабины»;
- отключить вводное устройство (из машинного помещения или с панели управления);
- если есть питание, то автоматически (в режиме «управление из МП» или «управление с панели…»), если нет, то вручную – переместить кабину до уровня ближайшей точной остановки (детали этого процесса расписывают в руководстве по эксплуатации конкретного технического устройства).
4) После завершения всех технических мероприятий происходит самое главное «эвакуаторы» должны:
- специальным ключом открыть и зафиксировать двери шахты и кабины;
- вывести людей, соблюдая меры предосторожности;
- убрать «стопоры» и закрыть двери кабины (шахты).
Ну а дальше… электромеханики устраняют неисправности, которые привели к «аварийной» остановке, и пускают лифт в новое «свободное плавание». Но перед этим проверяют правильность его функционирования, в т.ч. выполняют два пробных «прогона» – до конца наверх и до конца вниз. А еще контролируют «герметичность» («неоткрываемость») дверей шахты на всех этажах.
Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать об аварийно-техническом обслуживании объектов лифтового хозяйства. Его окончательный «состав» определяет владелец или специализированная организация. Но кто бы ни стал «исполнителем» этих регламентных работ, он должен проводить их качественно и своевременно. Ведь речь здесь идет не только о соблюдении обязательных требований. Нет… здесь на первом месте люди, которые могут стать невольными участниками «происшествия».
Поэтому, граждане… осуществляйте АТО, не экономьте на «подрядчиках» и поддерживайте лифты в исправном состоянии. «Ваши» пассажиры (и, кстати, надзорные органы) оценят, не сомневайтесь.
💬 А как у вас организовано АТО лифтов? Поделитесь в комментариях!
📥 Полезно? Подпишитесь, чтобы не пропустить новые статьи!