Рассказывает Панкратова Наталья Александровна - детский невролог с опытом более 29 лет.
Что детский невролог делает на приеме?
Собираю подробный анамнез (беременность и роды, ранние вехи развития, наследственность, триггеры), изучаю дневники/видео, провожу неврологический осмотр, оцениваю мышечный тонус, координацию, рефлексы, походку, речь, когнитивные навыки. Для школьников — важен контекст нагрузки, сна и экрана.
Что обычно НЕ требуется «на всякий случай»
- МРТ/КТ головы, ЭЭГ, допплеры «для проверки» без клинических показаний.
- «Общие анализы на всё» — без конкретного клинического вопроса – редко информативны.
- «Сосудистые» ноотропы и «улучшающие мозговое кровообращение» — не базовая терапия головных болей у детей.
Большинство детей с головной болью не нуждаются в визуализации — ключ в правильной дифференцировке первичных головных болей и исключении «красных флагов».
Когда обследования нужны
- При «красных флагах», регрессе, стойких судорожных/пароксизмальных событиях, атипичном течении головной боли — мы планируем прицельную диагностику (ЭЭГ, нейровизуализация, анализы) и при необходимости маршрутизируем в стационар.
Как подготовиться к приему детского невролога (чтобы не тратить недели и деньги)
- Запишите в заметки всё, что вас беспокоит: тики, «замирания», ночные эпизоды, походку, неожиданные движения глаз. Если удастся снять на видео будет замечательно.
- Отметьте в дневнике (2–3 недели достаточно): когда болит голова, сколько длится, что предшествует (экран/промежутки между приёмами пищи/мало сна), что помогает; то же — про боли в животе/ногах, тики.
- Возьмите выписки из роддома, результаты аудиоскрининга/офтальмолога, заключения логопеда/психолога, школьные тетради с замечаниями учителя (по вниманию/усидчивости).
- Список препаратов и доз, которые ребёнок принимает сейчас (включая БАДы).
- Продумайте 3–5 конкретных вопроса: что это может быть? что делать дома? что мониторить? когда повторный контакт?
Это экономит до 30–50% времени пути к диагнозу и корректному плану.
Частые вопросы родителей — коротко и по делу.
За годы работы у меня накопилось некоторые количество тех вопросов что задают довольно часто. Попробую ответить на них тут:
Сколько «нормально» болит голова у школьника?
Головная боль это в принце не нормально. Но можно отличить мигрень от переутомления или долгого сидения за экраном.
Если боли эпизодические, купируются сном/водой/перерывом — это часто про режим и цифровую гигиену. При учащении и влиянии на учёбу — приходите, есть эффективные программы профилактики и поведенческие стратегии.
Телефоны и планшеты «портят» нервную систему?
Экран сам по себе — не «яд», но нарушает сон, провоцирует цифровую визуальную усталость и мышечное напряжение шеи, что усиливает головные боли. Помогает правило 20-20-20 (каждые 20 минут — 20 секунд смотреть на 6 метров), ограничение экрана перед сном и регулярные «движ-микропауты» днём.
Тики лечить таблетками?
Не всегда. Часто — наблюдение, обучение самоконтролю, работа со стрессом. Таблетки/БОТ — по показаниям, если тикоз мешает сильно.
СДВГ — это «воспитание»?
Нет. Это нейроразвитие. Корректный маршрут (психолог/поведенческие вмешательства/школа/иногда медикаменты) даёт отличные результаты.
Чего точно не стоит делать без приема невролог
- Не начинать «курсы ноотропов/сосудистых» без диагноза — это не стандарты детской неврологии при головных болях/тикаx. Максимум что могу посоветовать это - БАДы на основе трав, но всё же стоит сначала посоветоваться с врачом.
- Не «заглушать» частые головные боли обезболивающими чаще 2–3 дней в неделю — можно получить лекарственно-индуцированную головную боль; нужна профилактическая стратегия.
Запишитесь на прием на сайте -https://dr-tb.ru/doctors/pankratova-natalya-aleksandrovna
Узнайте о спецпредлоджениях на прием и диагностику врачей других специальностей - https://dr-tb.ru/aktsii
Наш адрес - г. Москва, Измайловский бульвар дом 60/10