Ракета уже стояла вертикально. Все проверки почти завершены, старт назначен на понедельник. И вдруг — стоп. За сутки до запуска находят «локальное несоответствие». Звучит обтекаемо, правда?
Специалисты Байконура 14 декабря приняли решение вернуть Протон-М обратно в монтажно-испытательный комплекс. Ракету с разгонным блоком и спутником на борту снова положили горизонтально. Представьте масштаб: многотонную конструкцию развернули назад, отстыковали, начали искать проблему.
Что могло пойти не так
«Могли найти что угодно при таких проверках», — говорит один из работников предприятия, связанного с космической отраслью. Он попросил не называть его имя, но охотно делится деталями: «Электрические цепи не дают нужный сигнал — уже повод остановиться. Или топливная система показывает отклонения при проливке. Медленнее пошло горючее, чем надо — всё, отмена».
При проверке электроцепей значение может не соответствовать номинальному. При испытании топливной системы вдруг обнаруживается засор. Или параметры проливки уходят за пределы нормы.
В космонавтике не бывает мелочей. Лучше перестраховаться, чем потерять и ракету, и спутник, и репутацию.
Легендарное семейство блоков
Разгонный блок ДМ-03, который забарахлил, должен был совершить свой последний полет. Его история началась еще в шестидесятых, когда разрабатывалась лунная программа. Тогда в ОКБ-1 (позже ставшем РКК Энергия) создавали блоки серии Д для ракеты Н-1. Той самой, на которой планировалось отправить советских космонавтов на Луну.
Программа не состоялась, но технология осталась. Блоки семейства Д отправляли на орбиту десятки спутников, межпланетные станции к Венере и Марсу. Венера-9, Марс-2, Фобос, Вега — все они летали благодаря этим разгонникам.
ДМ-03 — одна из поздних модификаций. И вот теперь его финальный старт под вопросом.
«Обидно как-то, — признается другой собеседник из отрасли. — Техника старая, надежная, столько лет отработала. А тут на финише сбой. Хотя, может, оно и к лучшему. Всё же возраст».
Сколько займет ремонт
Замглавы Роскосмоса Иван Данилов сообщил о «локальном несоответствии» и переносе до устранения недочетов. Фронт работы определен, но сроки туманны.
Опытные инженеры говорят: от двух недель до бесконечности. Зависит от характера поломки. Если можно исправить на месте — быстрее. Если деталь требует замены, а склада на Байконуре нет — отправляют изделие обратно в Королев, в РКК Энергия.
А вы представляете, сколько времени занимает логистика космических компонентов?
Везти через полстраны, проверять, заменять, снова везти на космодром, заново собирать, тестировать. Месяцы могут уйти.
«Я уже не удивляюсь ничему, честно, — делится третий собеседник, работающий с космической техникой. — У нас такое регулярно. То одно, то другое. График постоянно плывет. Привык».
Электро-Л подождет
Спутник Электро-Л5, который должен был отправиться на орбиту, останется на Земле. Это гидрометеорологический аппарат, предназначенный для наблюдения за погодой и климатом. Полезная штука, но не критичная настолько, чтобы рисковать.
В Роскосмосе заверили: перенос не повлияет на научную программу. Все задачи выполнят после устранения неисправностей.
Правда, когда именно это произойдет, не уточняется.
Источник в отрасли намекает: не удивляйтесь, если старт перенесут на 2026 год. Технические сложности, необходимость проверок, возможная замена узлов — всё это тянет время.
Идеология продолжает жить
Несмотря на проблемы с ДМ-03, семейство разгонных блоков Д продолжает развиваться. Сейчас на той же базе создают новые версии для ракеты Ангара. Например, разгонник Персей.
Технология шестидесятых годов оказалась настолько удачной, что её используют и модернизируют до сих пор. Это, кстати, редкость для космонавтики, где всё стремительно устаревает.
Может, именно в этом и кроется проблема? Слишком долго эксплуатируют одни и те же решения, доводя их до предела?
Что дальше
Ракету разберут, проверят каждый узел, найдут причину сбоя. Потом заменят или отремонтируют. Потом снова соберут. Потом снова проверят. Потом, может быть, запустят.
Рутина космодрома такова: сплошная бюрократия, протоколы, многоступенчатые проверки. Ни одного лишнего движения, ни одного необдуманного решения.
С одной стороны, это правильно. Космос ошибок не прощает. С другой — сроки страдают постоянно. Запуски переносятся, программы буксуют, планы корректируются на ходу.
Байконур в последние годы работает в режиме постоянного цейтнота. То одна техническая проблема, то другая. График пусков напоминает решето — дыр больше, чем целых мест.
Впрочем, это космонавтика. Здесь всегда было так: напряженно, сложно, с переносами и доработками. Просто раньше об этом меньше говорили.
А как вы думаете, стоит ли нам ждать новых технологий в космосе?
Пожалуйста, поставьте ваш удивительный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!