Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Два «Однажды в Голливуде»: сказка Тарантино против криминальной прозы Левинсона

Что, если «фабрика грез» — это не метафора, а точное техническое описание конвейера, перемалывающего судьбы, амбиции и таланты с холодной эффективностью промышленного пресса? Что, если за сияющим фасадом голливудских премьер и красных дорожек скрывается не мастерская волшебников, а жестокий мир «асфальтовых джунглей», где выживают не самые творческие, а самые беспринципные? Этот тревожный, но неотразимо притягательный образ Голливуда — не как центра мировой киноиндустрии, а как социокультурного феномена, воплощенного в криминальных кодексах поведения, — становится центральной темой для осмысления, когда мы помещаем в один аналитический фокус два фильма с одинаковым русским названием «Однажды в Голливуде», но радикально разным художественным видением. Фильм Барри Левинсона 2008 года (в оригинале — «What Just Happened?») и картина Квентина Тарантино 2019 года — это не просто два кинополотна, разделенные десятилетием. Это два разных способа культурной диагностики, два взгляда на один и
Оглавление

-2

Что, если «фабрика грез» — это не метафора, а точное техническое описание конвейера, перемалывающего судьбы, амбиции и таланты с холодной эффективностью промышленного пресса? Что, если за сияющим фасадом голливудских премьер и красных дорожек скрывается не мастерская волшебников, а жестокий мир «асфальтовых джунглей», где выживают не самые творческие, а самые беспринципные? Этот тревожный, но неотразимо притягательный образ Голливуда — не как центра мировой киноиндустрии, а как социокультурного феномена, воплощенного в криминальных кодексах поведения, — становится центральной темой для осмысления, когда мы помещаем в один аналитический фокус два фильма с одинаковым русским названием «Однажды в Голливуде», но радикально разным художественным видением.

-3

Фильм Барри Левинсона 2008 года (в оригинале — «What Just Happened?») и картина Квентина Тарантино 2019 года — это не просто два кинополотна, разделенные десятилетием. Это два разных способа культурной диагностики, два взгляда на один и тот же миф. Если Тарантино, верный своей стихии, мифологизирует и эстетизирует, превращая Голливуд 1969 года в яркую, ностульгическую сказку с кровавой развязкой, то Левинсон проводит жесткую, почти клиническую демифологизацию. Его картина — это трезвое, циничное и бескомпромиссное вскрытие механизмов «фабрики», где вместо творческой магии мы видим рутину, стресс и постоянную войну всех против всех. Через сравнение этих двух работ, их нарративных стратегий, систем образов и культурных отсылок, мы можем понять, как в современной культуре конструируется и деконструируется образ Голливуда — от романтизированного «золотого века» до его будничной, подчас уродливой изнанки.

-4

Игра в названия: культурный код и ожидания зрителя

Само название «Однажды в Голливуде» в российском прокате фильма Левинсона — это первый и важнейший культурологический жест. Как верно замечено в одном нашем старом тексте, переводчики «невольно прониклись смыслом ленты и дали ей хоть и вольное, но вполне криминальное название «Однажды в Голливуде» (подразумевая «Однажды в Америке» Серджо Леоне)». Эта подмена не случайна; она является актом тонкой культурной навигации. Оригинальное название «What Just Happened?» отражает хаос и абсурд повседневности голливудского продюсера. Российское же название сразу задает иной, более глубокий и мифологизированный контекст.

-5

«Однажды в Америке» Леоне — это не просто гангстерский эпос. Это масштабное полотно о памяти, времени, предательстве и цене успеха, рассказанное через призму криминального мира. Ассоциируя с ним фильм Левинсона, переводчики (сознательно или нет) переносят на Голливуд те же категории: закон джунглей, предательство дружбы, коррупцию власти, стирание грани между законным бизнесом и преступным синдикатом. Таким образом, еще до начала просмотра русскоязычный зритель настраивается не на легкую комедию, а на сложное, возможно, трагифарсовое зрелище о «криминальной» подоплеке мира кино.

-6

Тарантино, в свою очередь, использует название «Once Upon a Time in...» сознательно и игрово. Это отсылка не только к Леоне, но и к целому пласту спагетти-вестернов и сказочной структуре («жили-были»). Его Голливуд — это место, где сказка возможна, где закатный герой Рик Далтон может обрести второе дыхание, а маргинал Клифф Бут — проявить неожиданную верность. Но эта сказка существует на фоне реальной исторической трагедии (убийства Шэрон Тейт бандой Мэнсона), которую Тарантино насильственно «исправляет», переписывая историю в угоду поэтической справедливости. Таким образом, оба режиссера, пусть и с разных сторон, апеллируют к одному культурному коду — кодексу гангстерского кино и мифа о «золотом веке», — но используют его для диаметрально противоположных целей: Левинсон для разоблачения, Тарантино — для романтизации.

-7

Голливуд как «асфальтовые джунгли»: демифологизация у Левинсона

Картина Левинсона — это последовательная и беспощадная демифологизация голливудской мечты. Ее центральная метафора — «асфальтовые джунгли» — раскрывается на всех уровнях повествования.

-8

1. Протагонист как «решалa». Продюсер Бен (блестяще сыгранный Робертом Де Ниро) представлен не как креативный визионер, а как кризис-менеджер, «решалa» от мира кино. Его работа — не вдохновлять, а тушить пожары, договариваться, угрожать, льстить и манипулировать. Он постоянно находится в состоянии стресса, его мобильный телефон — это орудие пытки, а его лицо отражает хроническую усталость и отчуждение. Мы проводим прямую параллель с героями классических нуаров и гангстерских лент: Эдом Бьюмондом из «Стеклянного ключа» и Томом Риганом из «Перекрестка Миллера». Это ключевое наблюдение. Бен не создает искусство; он управляет территорией. Его диалоги — это не творческие дискуссии, а переговоры о «сферах влияния», «уважении» и «последствиях». Убедить режиссера пощадить собаку — все равно что урезонить зарвавшегося главаря банды. Уговорить звезду (карикатурно-агрессивного Брюса Уиллиса в роли самого себя) побриться — это как заставить авторитета подчиниться общим правилам.

-9

2. Язык и модели поведения. Криминальная субкультура пронизывает все сферы жизни героев. Агрессия Брюса Уиллиса на студии, когда он разбрасывает вешалки с костюмами, интерпретируется как «гангстерская модель поведения», отсылающая к реальным историческим фигурам вроде Багси Сигела, который буквально был гангстером, внедрившимся в голливудские круги. Даже Шон Пенн в фильме играет кино-гангстера, стирая грань между исполняемой ролью и реальным статусом актера в системе. В мире Левинсона нет четкой границы между игрой и жизнью. Поведенческие коды криминального мира становятся универсальным языком общения в Голливуде.

-10

3. Структура и эстетика. Фильм сознательно лишен голливудского глянца. Он снят в реалистичной, почти документальной манере. Камера следует за Беном, как за героем криминальной хроники, фиксируя его унижения и мелкие победы. Отсутствие ярко выраженного сюжетного арка и динамики — это не недостаток, а художественный выбор. Жизнь продюсера — это не классическая трехактная структура, а бесконечный, изматывающий цикл проблем. Пессимистичная, почти драматичная концовка, упомянутая в нашем прошлом тексте, и сравнение с нео-нуаром с «тоскливо завывающим саксофоном» окончательно закрепляют ощущение мира, лишенного сказочности. Это мир, где не бывает хэппи-эндов, есть лишь временные передышки.

-11

4. Слоган как пародия и диагноз. Американский слоган фильма «В Голливуде услышат твой крик» — это гениальная пародия на знаменитый слоган «Чужого»: «В космосе не услышат твой крик». Если в космическом ужасе одиночество человека абсолютно, то в голливудских джунглях твой крик услышат, но он никого не тронет. Он утонет в общем гуле амбиций, интриг и равнодушия. Это диагноз системе: здесь царит не безмолвие, а информационный шум, в котором тонет человеческая индивидуальность.

-12

Через эту призму Голливуд у Левинсона предстает не как творческая экосистема, а как социальный институт, воспроизводящий практики, идентичные криминальным сообществам: культ силы и влияния, иерархичность, мафиозную солидарность («не выноси сор из избы») и постоянную борьбу за ресурсы.

-13

Ностальгия по мифу: эстетизация у Тарантино

Подход Тарантино является прямой антитезой подходу Левинсона. Если Левинсон разбирает миф на детали, то Тарантино собирает его заново, используя кино как волшебный конструктор.

-14

1. Стилизация вместо реализма. Голливуд 1969 года у Тарантино — это тщательно сконструированный образ, насыщенный ностальгией, поп-культурными отсылками и фирменной эстетизацией насилия. Кадры пропитаны теплым, «винтажным» светом, звучат хиты той эпохи, а костюмы и декорации создают ощущение идеализированного прошлого. Даже съемочный процесс и жизнь кинозвезд (как у Рика Далтона на площадке) показаны как захватывающее, хоть и непростое, приключение.

-15

2. Персонажи как архетипы, а не люди. Рик Далтон — архетип «увядающей звезды», Клифф Бут — архетип «верного друга и крутого парня», Шэрон Тейт — архетип «невинной богини». Тарантино не стремится к психологическому реализму. Его герои — это знаки, элементы кинематографического языка, через который он говорит со зрителем. Их проблемы (карьерный кризис Рика, социальная маргинализация Клиффа) существуют не для того, чтобы вызвать глубокую эмпатию, а чтобы стать материалом для стилистических упражнений.

-16

3. Переписывание истории как акт мифотворчества. Самый радикальный ход Тарантино — финал, где он жестоко расправляется с бандой Мэнсона, не позволяя ей совершить историческое преступление. Это акт культурного экзорцизма. Режиссер использует силу кино, чтобы исправить травму, нанесенную Голливуду и американской культуре в целом. В этом жесте — суть его отношения к Голливуду. Это не «фабрика грез», это — сама мечта, способная силой искусства изменить реальность. В мире Левинсона такое невозможно по определению. В его вселенной крик Шэрон Тейт просто не был бы услышан.

-17

4. Насилие как катарсис. В отличие от будничного, психологического насилия системы у Левинсона, насилие у Тарантино — это зрелищный, катарсический финал. Оно стилизовано, гиперболизировано и приносит зрителю удовлетворение. Клифф Бут, расправляясь с хиппи, выступает в роли рыцаря, защищающего замок-миф от варваров-реалистов, желающих его разрушить.

-18

Таким образом, Тарантино не отрицает жестокость мира (достаточно вспомнить сцену в поместье Спахана), но он упаковывает ее в такую эффектную, кинематографическую форму, что она сама становится частью мифа, а не его разоблачением.

-19

Сравнительный анализ как метод культурной диагностики

Сопоставление двух «Однажды в Голливуде» позволяет выявить несколько фундаментальных культурных тенденций.

-20

· Двойственность восприятия Голливуда. Голливуд в массовом сознании существует в двух ипостасях: как «фабрика грез» (Тарантино) и как «фабрика по производству иллюзий» (Левинсон). Первый образ питает наши мечты, второй — наше критическое сознание. Оба являются неотъемлемыми частями целого.

-21

· Эволюция культурного кода. Криминальный код, использованный Левинсоном для критики системы, у Тарантино становится языком для ее защиты. Для Левинсона гангстер — это метафора голливудского дельца. Для Тарантино гангстер (или крутой парень вроде Клиффа) — это последний романтический герой, способный этот мир защитить.

-22

· Проблема зрительских ожиданий. Неудачный прокат фильма Левинсона в России, о котором мы говорим — это классический пример культурного недопонимания. Зритель, воспитанный на голливудских мифах, ждал комедию, а получил горькую сатиру. Это подтверждает силу тарантиновского подхода: публика хочет не правды о системе, а красивых сказок, которые эта система производит. Левинсон же предлагает взглянуть на кухню, где эти сказки готовятся, и не всякий зритель готов к такому зрелищу.

-23

· Кино о кино как рефлексия. Оба фильма относятся к жанру «кино о кино», который является высшей формой культурной рефлексии. Через него индустрия осмысляет саму себя. И то, что в одном десятилетии доминирует критический, разоблачительный взгляд (Левинсон), а в другом — ностальгически-мифологизирующий (Тарантино), говорит о циклах самоощущения киносообщества. После 2000-х, с ростом независимого кино и скепсиса по отношению к мейнстриму, был востребован взгляд Левинсона. В конце 2010-х, в эпоху глобальной турбулентности и ностальгии по «простым» временам, триумфальной оказалась сказка Тарантино.

-24

Заключение. За стеклом фабрики

«Однажды в Голливуде» Барри Левинсона и «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино — это два фундаментальных полюса в осмыслении феномена Голливуда в современной культуре. Они не опровергают, а взаимодополняют друг друга, как сообщающиеся сосуды. Без горькой правды Левинсона сказка Тарантино рисковала бы стать пустой стилизацией. Без катарсической магии Тарантино диагноз Левинского мог бы показаться невыносимо мрачным и безысходным.

-25
-26

Левинсон показывает нам Голливуд как мир, где криминальные метафоры — это не художественный прием, а повседневная реальность. Его продюсер Бен — это «решалa» в «асфальтовых джунглях», где успех измеряется не оскарами, а умением выжить. Это взгляд из-за кулис, слышащий каждый крик, но не имеющий возможности на него откликнуться.

-27

Тарантино, напротив, показывает нам Голливуд таким, каким мы хотим его видеть в своих мечтах: местом, где сказка возможна, где добро (пусть и в лице харизматичного маргинала) торжествует над злом, а история может быть переписана в угоду поэтической справедливости. Это взгляд с кресла в зрительном зале, очарованный магией проектора.

-28
-29

В конечном счете, эти два фильма говорят об одном: о колоссальной власти Голливуда как культурной машины по производству смыслов и мифов. Левинсон напоминает нам, что любая машина — это, прежде всего, механизм, состоящий из шестеренок и винтиков, которые могут ломаться и причинять боль. Тарантино же предлагает насладиться тем прекрасным продуктом, который эта машина производит, забыв на время о шуме мотора и запахе смазочного масла. Истина, как всегда, находится где-то посередине — между жестокой правдой «асфальтовых джунглей» и ослепительным светом «фабрики грез». И понять эту истину можно, только всмотревшись в оба этих отражения

-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37