Найти в Дзене

Культовая сказка японского Чехова о галактическом поезде родилась на Сахалине

Про путешествие Чехова на Сахалин знают все. Но мало кто знает, даже из островитян, что через 33 года (в 1923 году) в этих местах побывал один из самых известных культовых писателей Японии, Кэндзи Миядзава. Позже его назовут японским Чеховым. В публикации На Чеховском поезде по сахалинскому маршруту писателя | Библиотека станции Южно-Сахалинск | Дзен я писала о южной части путешествия на Сахалин А.П. Чехова. Напомню, что крайней точкой этого маршрута стало устье реки Найбы. Там, глядя на туманные сахалинские мысы, мрачно размышлял он по поводу того, для кого будут реветь морские волны, когда его не станет. Молодой начинающий писатель из Японии тоже был в глубокой депрессии. Но если Чехов и сам толком не понимал, зачем он отправился в такой далекий путь, то у Кэндзи причина была. Не прошло еще и года, как умерла от туберкулеза его любимая сестра. Души умерших по японским поверьям вселяются в лебедей, а ворота в потусторонний мир открываются на севере. Тяжело переживая смерть сестры, он

Про путешествие Чехова на Сахалин знают все. Но мало кто знает, даже из островитян, что через 33 года (в 1923 году) в этих местах побывал один из самых известных культовых писателей Японии, Кэндзи Миядзава. Позже его назовут японским Чеховым.

К. Миядзава в конце 1920-х гг. Фото из интернет-источников.
К. Миядзава в конце 1920-х гг. Фото из интернет-источников.

В публикации На Чеховском поезде по сахалинскому маршруту писателя | Библиотека станции Южно-Сахалинск | Дзен я писала о южной части путешествия на Сахалин А.П. Чехова. Напомню, что крайней точкой этого маршрута стало устье реки Найбы. Там, глядя на туманные сахалинские мысы, мрачно размышлял он по поводу того, для кого будут реветь морские волны, когда его не станет.

Молодой начинающий писатель из Японии тоже был в глубокой депрессии. Но если Чехов и сам толком не понимал, зачем он отправился в такой далекий путь, то у Кэндзи причина была. Не прошло еще и года, как умерла от туберкулеза его любимая сестра.

6-летний Кэндзи с младшей сестрой Тоси. Фото из интернет-источников.
6-летний Кэндзи с младшей сестрой Тоси. Фото из интернет-источников.

Души умерших по японским поверьям вселяются в лебедей, а ворота в потусторонний мир открываются на севере. Тяжело переживая смерть сестры, он отправился на самый север страны - в префектуру Карафуто (южная часть острова Сахалин). Миядзава надеялся добраться до озера Лебяжьего (Хакутё-ко) и там встретить душу своей сестры.

Озеро Лебяжье. Фото из интернет-источников.
Озеро Лебяжье. Фото из интернет-источников.

За три десятилетия, прошедшие после поездки Чехова, на Сахалине многое поменялось - южная часть острова по итогам войны 1905 года отошла Японии, была построена железная дорога. Поэтому Миядзава в отличие от русского писателя вполне себе комфортно добрался из Корсакова (Отомари) до станции Стародубское (Сакаэхама) поездом. Сейчас о станции напоминает только насыпь главного пути: в 1995 году тупиковая ветка от Долинска законсервирована.

Заброшенные пути, станция Стародубское. Фото из интернет-источников.
Заброшенные пути, станция Стародубское. Фото из интернет-источников.

Удивительно, что бродил в поисках души сестры Миядзава по тому же побережью, что и Чехов. И так же как он, вел разговор с волнами и ветром, вдыхая сладкий запах шиповника.

Фото из интернет-источников.
Фото из интернет-источников.

Итогом поездки стало написание стихов и сказок. На Сахалине родился сюжет самого главного произведения писателя, романа-аллегории «Ночь в поезде на Серебряной реке». Его часто называют японской «Алисой в стране чудес». Кто-то сравнивает с «Маленьким принцем».

Фото из интернет-источников.
Фото из интернет-источников.

Поезд отрывается от земли и уносит юного героя в путешествие по Млечному пути, от Северного Креста (созвездие Лебедь) к Южному. Этот таинственный поезд везет не обычных пассажиров, а души умерших. Такая вот философская сказка о тайнах жизни и смерти.

Фото из интернет-источников.
Фото из интернет-источников.

«…скоро станция "Лебедь". А я очень люблю смотреть на лебедей. Теперь я смогу увидеть, как они летят высоко над рекой – далеко-далеко».

Интересно, что написание сказки помогло Миядзаве избавиться от боли, вызванной утратой сестры. Он стал смотреть на мир ушедших в небытие людей как на волшебный мир, где все счастливы.

Буддист Кэндзи слыл большим чудаком. Будучи сыном ростовщика считал, что его семья строит своё благополучие на несчастье других людей. На родине его называют «Кэндзи-бодхисаттва», считая, что он достиг просветления еще при жизни. Поставив целью спасти человечество, Миядзава до самой смерти старался улучшить жизнь бедных крестьян родной провинции. Внедрял новые сельскохозяйственные технологии, читал крестьянам лекции о культивировании риса, повышении урожайности. Думаю, что это не было скучно: так, учебник по агрономии был написан им в стихах. Ученики вспоминали, что обнаружив что-то интересное, он восклицал «хо-хо» и начинал прыгать. Если кто-то из земледельцев терпел неудачу, Кэндзи компенсировал убытки.

В декабре 1921 года Миядзава стал учителем сельскохозяйственной средней школы в Ханамаки. Фото из интернет-источников.
В декабре 1921 года Миядзава стал учителем сельскохозяйственной средней школы в Ханамаки. Фото из интернет-источников.

Безнадежный мечтатель, он хотел построить на берегах Охотского моря утопическое государство. Имена героев сказки отсылают к итальянскому философу Томмазо Кампанелле, автору утопии «Город Солнца».

При жизни писатель и поэт Кэндзи Миядзава был практически неизвестен. Он издал всего две книги, да и то за свой счет.

Миядзава предчувствовал раннюю смерть. Он ушел из жизни от легочной болезни в роковые 37 лет. Помните, у Высоцкого: «…под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль, а Маяковский лег виском на дуло»? Перед смертью он завещал распечатать 1000 копий его любимой Сутры Лотоса и раздать друзьям, чтобы они помолились.

Сейчас в Японии Миядзава невероятно популярен. На основе сказки создают манга, фильмы, сериалы. Самый известный мультфильм – «Ночь на Галактической железной дороге» (режиссер Гисабуро Сугии, 1985).

Марка к 100-летию со дня рождения писателя. Фото из интернет-источников.
Марка к 100-летию со дня рождения писателя. Фото из интернет-источников.

По мотивам произведения Миядзавы создан анимационный фильм «Остров Джованни» (2014). Его показали на Московском международном кинофестивале и нашем сахалинском «Крае света». Мультфильм этот явился предметом острых дискуссий, не буду писать, по какой причине. Посмотрите, кто еще не видел, и все станет ясно. Островом Джованни, кстати, японцы называют Сахалин.

Фото из интернет-источников.
Фото из интернет-источников.

На фоне популярности Миядзавы вырос интерес японских туристов к месту, где когда-то искал Кэндзи душу своей сестры. Нашла информацию в интернете, что на берегу озера они даже поставили памятник писателю и поэту, но долго он не простоял.

У наших туристов озеро Лебяжье популярностью особой не пользуется. С творчеством Миядзавы мало кто знаком, а добраться туда непросто. Нужен проходимый транспорт, да и заброшенную дорогу отыскать непросто. Есть еще один способ подобраться к озеру поближе, каким я и воспользовалась несколько лет назад.

На побережье, рядом с устьем реки Найбы протянут большой мост.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Если спуститься под мост, можно увидеть катера и баркасы. На них за определенную сумму можно отправиться порыбачить. Если повезет, то уловом станет крупный минтай и камбала. Особенно ценится зведчатая камбала, полосатый плавник которой похож на клавиатуру фортепьяно. В народе она получила романтично-ироничное название – пианина.

Та самая Пианина. Фото из интернет-источников.
Та самая Пианина. Фото из интернет-источников.

Зимой озеро Лебяжье становится местом притяжения любителей половить корюшку.

А осенью, когда созревает клюква, возле моста разбивают палаточные городки сборщики ягод. Для них к болотным угодьям Лебяжьего озера организуют в режиме такси поездки на моторной лодке. Вот и мне посчастливилось проехать по этому маршруту.

Озеро соединено с Охотским морем протокой. Сначала проходим устье, где протока озера сливается с рекой Найбой. Дальше наш путь пролегает по реке. По ее берегам – заросли сахалинского крупнотравья.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

До берега озера добраться не вышло, дойти до него по болоту было проблематично. Несмотря на удаленность места, людей было много, а журавлиной ягоды мало. В поисках клюквы вышли на топкую полянку, где охотники установили чучело гуся. Ягода в этом месте была крупная и нетронутая.

Болотные угодья близ озера Лебяжье. Фото из личного архива автора.
Болотные угодья близ озера Лебяжье. Фото из личного архива автора.

Уставшие и довольные, что удалось хоть что-то насобирать, двинулись назад, но на узкой тропинке нас уже поджидал разъяренный охотник. Пришлось выслушивать от него проклятья в нашу сторону. Ягода на этой поляне, как он считал, предназначалась для птиц.

Миядзава не любил охотников, он считал, что убить животное – все равно что убить человека. В его рассказах охотников настигает возмездие.

Фото из интернет-источников.
Фото из интернет-источников.

А жить нужно так:

Устоять перед дождем

Устоять перед ветром

Устоять перед снегом и летней жарой

Быть крепким телом

Лишенным жадности

Никогда не предаваться гневу

Всегда с улыбкой на лице

Съедать на обед четыре го риса

Суп-мисо и немножко овощей

Не принимать близко к сердцу

Мелочи жизни

Видеть, слышать и понимать

А потом ничего не забывать

Жить в маленькой хижине

крытой соломой

Под сенью ветвей ели на равнине

И если на востоке заболеет ребенок

Идти и сидеть у его изголовья

Если на западе устанет мать

Пойти и взвалить на спину связку

колосьев риса

Если на юге умирает мужчина

Пойти и сказать, что ему нечего бояться

А если на севере вспыхнут распри и споры

Сказать, что все это пустое, и

нужно остановиться

С мокрыми от слез щеками, при

солнечном свете

Быстро шагать куда-то холодным летом

Пусть все меня называют глупцом

И никто не похвалит

Не надо бояться тягот

Вот таким

Хочу быть я.