Найти в Дзене

Как собрать актуальный реестр садоводов в 2025 году (почти 2026)?

Давно у нас не было рубрики «Вопрос-ответ», а тут как раз поступил интересный и давно наболевший вопрос: Как сейчас собрать актуальный реестр садоводов? Особенно если документы в СНТ утеряны, не были переданы новому Правлению, или предыдущее вообще не особо утруждало себя их собиранием. Собрать реестр с нуля сегодня — задача крайне непростая. По закону, этим необходимо заниматься для любой уставной деятельности СНТ: чтобы проводить собрания, начислять взносы, рассылать уведомления и вообще что-либо организовывать. Что говорит закон? Открываем ФЗ-217. В статье 15 черным по белому прописано: п. 1. Не позднее одного месяца со дня государственной регистрации товарищества в соответствии с уставом товарищества председателем товарищества или иным уполномоченным членом правления товарищества создается реестр членов товарищества и осуществляется его ведение. Более того, Член товарищества обязан предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра членов товарищества, и своевреме
Оглавление

Давно у нас не было рубрики «Вопрос-ответ», а тут как раз поступил интересный и давно наболевший вопрос: Как сейчас собрать актуальный реестр садоводов? Особенно если документы в СНТ утеряны, не были переданы новому Правлению, или предыдущее вообще не особо утруждало себя их собиранием.

Реальность-2025:

Собрать реестр с нуля сегодня — задача крайне непростая. По закону, этим необходимо заниматься для любой уставной деятельности СНТ: чтобы проводить собрания, начислять взносы, рассылать уведомления и вообще что-либо организовывать.

Что говорит закон? Открываем ФЗ-217. В статье 15 черным по белому прописано:

п. 1. Не позднее одного месяца со дня государственной регистрации товарищества в соответствии с уставом товарищества председателем товарищества или иным уполномоченным членом правления товарищества создается реестр членов товарищества и осуществляется его ведение.

Более того,

Член товарищества обязан предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра членов товарищества, и своевременно информировать председателя товарищества или иного уполномоченного члена правления товарищества об их изменении.

Но, как мы все знаем, на практике информацию о сделках купли-продажи, наследовании, или смене владельца далеко не всегда сообщают. Очень часто сталкиваюсь именно с этим: кто-то продал участок — и ушёл в закат. Новый собственник — инкогнито, ни документов, ни телефона.

Что НЕ работает:

- Открытые кадастровые карты с 2023 года закрыты, теперь так просто данные не посмотреть.

- Некоторые пытаются получить сведения через нотариусов, но большинство коллег отмечает: нотариусы почти всегда отказывают.

- Вариант с кадастровым инженером — слышала, что кто-то так делал, но лично сомневаюсь, что наш кадастровый инженер добровольно поделится списками. Это всё-таки балансирует на грани закона, и я бы не рекомендовала надеяться на такой способ.

- Покупка баз данных у частных контор, на мой взгляд — абсолютно скользкая дорожка. Нет гарантий ни по актуальности, ни по легальности. В лучшем случае это черновик, который всё равно придётся тщательно проверять и переподтверждать.

- Уточнить данные через Росреестр или МФЦ — запросы, в принципе, никто не отменял, но получать информацию по каждому участку — процесс долгий, и часто тоже встречаете отказ.

Что реально делать сейчас?

1. Собрать всё, что есть. Перелопатить всю документацию, старые подписные листы, списки к собраниям, вручную сверить фамилии/инициалы и участки.

2. Объявления:

- На доске;

- В чатах, если такие есть;

- В рассылке (если знаете хоть какие-то контакты), с ссылкой на закон, где сказано, что актуальные данные — обязанность собственников.

3. Личные связи:

Узнавать у соседей, кто сейчас владеет участком, спрашивать телефоны. Да, работу детектива никто не отменяет.

4. Ограничения и меры:

- Объяснять, что отсутствие в реестре приводит к "невидимости" для правления.

- Возможно, ввести ограничения по проезду, посещению собраний, если человек не передал данные.

5. Польза для самих садоводов:

Очень важно донести мысль, что это в их же интересах:

- Будет верно начисляться взнос;

- Данные важны для начисления и оплаты ТКО и иных коммунальных услуг (в некоторых регионах);

- Актуальный контакт позволит избежать десятков ненужных встреч в суде и споров по долгам.

На практике:

Собрать всё "с нуля" сейчас можно только ручным методом "детектива". Потихоньку, отталкиваясь от старых списков, сверяя, находя новых соседей, объявляя и напоминая о законной обязанности каждого собственника.

Да, можно купить некую "базу номеров", но: а) не факт, что она легальна, б) 99,9% информации там требует перепроверки, в) ответственность за ошибки всё равно на вас.

Вывод

Реестр — это не только "право", но и обязанность как правления, так и каждого владельца участка. Только общими усилиями можно привести его в порядок.

А как у вас решается или как бы вы решали эту проблему?

Жду ваших идей, лайфхаков, может, кто-то уже нашёл нестандартный путь?

Пишите в комментариях — вместе, мне кажется, мы найдём лучшие решения и поможем молодому бойцу.