Людмила Романовна Ведерникова (9 марта 1948 – 27 декабря 2022)
Не говори с тоской «их нет», но с благодарностью – «были»
Гольский И. А. Коллекция керамики и стекла Музея имени М. А. Врубеля в юбилейном альбоме «Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. 100» // Декабрьские диалоги. Вып. 28 : материалы XXVIII Всероссийской научной конференции памяти Ф. В. Мелёхина, 18–19 декабря 2024 года / Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля ; науч. ред. Е. М. Реутова. – Омск : Издательский дом «Наука», 2025. – С. 242–253.
Данная статья — демонстрация первичной концепции представления коллекции керамики и стекла ООМИИ им. М. А. Врубеля в юбилейном альбоме «Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. 100». Изначально творческая группа отказалась от вступительных статей к разделам по коллекциям музея. Акцент был перенесен на комментарии к экспонатам. Однако в процессе подготовки макета издания к публикации шла работа по унификации текстов, приведению их к единому стилю всего повествования. В итоговом варианте в разделе «Керамика и стекло» многое из важного и смыслового ушло за скобки — потому как носило личный характер.
Автор статьи — ученик Людмилы Романовны Ведерниковой, хранившей и комплектовавшей коллекцию керамики и стекла ООМИИ им. М. А. Врубеля в течение 50 лет, проработавший под началом учителя в омском музее 13 лет. На этом основании он был включен в творческую группу подготовки юбилейного издания. Первоначально для публикации было предложено 13 экспонатов, представляющих не столько шедевры коллекции ООМИИ, сколько предметы, отражающие вехи формирования коллекции и подвижническую работу хранителя Л. Р. Ведерниковой — прежде всего, в комплектовании советского и современного искусства. Представленные ниже комментарии к произведениям под номерами 8–13 — по сути, указание на личные заслуги хранителя:
1. Ваза с росписью в «Этрусском стиле». 1790-е
Россия. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод
Стекло бесцветное, молочное; роспись монохромными (красно-коричневыми) эмалями, золочение. Высота — 44,5 см
Поступление в 1932 г. из Омского художественно-педагогического техникума; ранее — в собрании В. В. Едличко, Омск
К-1070
Редчайшая ваза особенно значима для музейного собрания, так как имеет омское происхождение. Она принадлежала известному в Сибири собирателю произведений искусств и меценату Вячеславу Вячеславовичу Едличко (1857–1919), тайному советнику, старшему председателю Омской судебной палаты, выпускнику юридического факультета Санкт-Петербургского университета. В. В. Едличко в 1912 г. приехал в Омск, где стал учредителем Общества художников и любителей изящных искусств Степного края, председателем правления, финансировал его деятельность и завещал свое собрание городу, для развития культуры которого он так много сделал и в котором завершил свой земной путь.
2. Вазы парные. 1857
Россия. Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод
Форма (1854) и декор орнамента (1854–1857): Виван Босе (1818–1876)
Ваза с копией картины «Утро голландской дамы» (1659–1660) Франса ван Мириса Старшего (1635–1681)
Живописец-копиист Александр Иванович Тычагин (1818–1895) (рис. 2)
Ваза с копией картины «Завтрак» (1660-е) Габриеля Метсю (1629–1667)
Живописец-копиист Егор Нилович Щетинин (около 1810 — 1865 ?)
Фарфор, бронза; крытье, роспись надглазурная полихромная, золочение, цировка. Высота — 127 см
Поступление в 1925 г. из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда; ранее — в Ново-Михайловском дворце, Санкт-Петербург
К-139/1, К-139/2
Колоссальное впечатление на омскую публику произвели роскошные интерьерные вазы с копийной живописью по оригиналам из собрания Императорского Эрмитажа, поступившие в Омск по акту от 13 марта 1925 г. Ранее вазы находились в Ново-Михайловском дворце в Санкт-Петербурге. Такого уровня шедевры были преданы в Сибирь благодаря настойчивым ходатайствам Федора Васильевича Мелёхина — основателя и первого директора музея. Одно из них, от 13 декабря 1924 г., адресованное в Отдел по делам музеев Главнауки Наркомпроса, особенно красноречиво: «Государственным Западно-Сибирским музеем для организующегося при нем художественного отдела получено из Ленинградского и частью из Московских отделений Госфонда небольшие коллекции по так называемому чистому и прикладному искусствам, некоторые из этих коллекций, как, например, фарфор, бронза, удовлетворяя (разумеется) отчасти в отношении научно-художественном, не дают нашему малоподготовленному в массе посетителю достаточных импульсов своей малой импозантностью, а поэтому прошу распоряжения в Ленинградское отделение музейного фонда о дополнительном отпуске художественных предметов…»
3. Вазы парные
в поднесение к Рождеству императрице Марии Александровне. 1861
Россия. Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод
Живописцы: Андрей Александрович Кирсанов (?–1887), Федор Тарачков
Фарфор; роспись надглазурная полихромная, крытье, золочение, цировка. Высота — 83,5 см
Поступление в 1924 г. из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда
К-221/1, К-221/2
Федор Васильевич Мелёхин в 1924 г. настаивал, что «при отборе коллекций для провинции и, в особенности, для Сибири, где художественных запросов у масс почти еще не существует, где только что начинается работа по эстетическому воспитанию, там особенно необходимо стимулировать таковые запросы импозантностью коллекций». Ходатайство было удовлетворено. По акту от 13 марта 1925 г. в Омск были переданы фарфоровые вазы, как выделяющиеся особым изяществом росписи, так и уникальные по своему происхождению. Согласно «Списку фарфоровым живописным вещам, представленным на выставку в Концертном зале Зимнего дворца к празднику Рождества Христова 1861 года» Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Марии Александровне были преподнесены в подарок две вазы «формы „Фюзо“ 2-й величины, покрытых бирюзовой краской, писанные живописью, цветами и украшенные золотом, стоимостью 1.548 рублей».
4. Ваза «Русский орнамент». 1906
Россия. Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод
По эскизу Рудольфа Федоровича Вильде (1868–1938)
Роспись В. Петрова
Фарфор; надглазурная полихромная роспись эмалями, золочение. Высота — 41,5 см
Поступление в 1994 г. от З. А. Свешниковой, Омск
К-2147
История вазы и ее появление в Омске, безусловно, выделяют экспонат в «Топ-100». В Омске в 1908 г. во время празднования Троицы в Старозагородной роще проводились гуляния, при въезде всем желающим предлагалось принять участие в лотерее. Главным призом являлась фарфоровая ваза, чья цена была сопоставима со стоимостью хорошего коня или годового жалования промышленного рабочего. На празднования приехала в собственной коляске семья хлебопашцев Глебовых, державших зимой извоз. Глава семьи — Александр Васильевич Глебов — купил трем своим малолетним детям по лотерейному билету. Самому младшему, еще грудному, и выпал счастливый выигрыш, главный приз — «царская» ваза. В 1994 г. музей праздновал 250-летие Императорского фарфорового завода большой юбилейной выставкой. Та самая, «царская», ваза была предложена на закупку музею самой младшей дочерью Глебова — Зинаидой Александровной Свешниковой. Приобретена была на пожертвования посетителей музея.
5. Ваза «Рододендрон». 1908
Россия. Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод
Живописец Андрей Андреевич Лапшин (1879 — ?)
Фарфор; подглазурная и надглазурная полихромная роспись. Высота — 45,4 см
Поступление в 1981 г. из Министерства культуры СССР
К-1292
Произведения в стиле модерн на особом счету в музее. Хранитель коллекции керамики и стекла Людмила Романовна старалась усилить этот раздел музейного собрания. Благодаря ее ходатайствам Министерство культуры СССР закупило для Омска этот ценнейший экспонат в антикварном магазине в Москве. Ваза связана и с именем принцессы Дагмар, дочери датского короля Христиана IX и королевы Луизы, получившей после перехода в православие имя Марии Федоровны, — супруги императора и самодержца Всероссийского Александра III и матери последнего российского императора Николая II. Мария Федоровна стала для России первооткрывательницей моды на художественный фарфор скандинавских мануфактур, при ее посредничестве на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге было налажено производство изделий в технике подглазурной «копенгагенской» живописи под руководством приглашенных из Дании мастеров Карла Лисберга и Карла Мортинсена.
6. Ваза. 1914–1917
Россия. Владимирская губерния. Гусевская хрустальная фабрика Ю. С. Нечаева-Мальцова
Стекло многослойное (бесцветное, желтое, коричневое); травление. Высота — 24,3 см
Поступление в 1981 г. из Министерства культуры СССР
К-1293
Редкой красоты ваза имеет статус подлинного произведения русского искусства и является хрестоматийным примером стиля модерн. Ее появление в Омске — заслуга хранителя Людмилы Романовны Ведерниковой. Ваза особенно ценна своей подписью, указывающей на прославленное место производства знаменитого «Мальцовского хрусталя» — Гусевскую хрустальную фабрику Ю. С. Нечаева-Мальцова, изготавливавшую подобные вазы в модной французской высокотехнологичной «технике Галле» — травленного кислотой рисунка в многослойном стекле — только три года. При этом имя последнего владельца фабрики особенно чтят в музейном мире России. Юрий Степанович Нечаев-Мальцов — русский фабрикант, миллионер, меценат, был вице-президентом Общества поощрения художеств, почетным членом Петербургской академии художеств, с 1898 г. возглавлял комитет по строительству Музея изящных искусств в Москве — ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
7. Братина с надписью «Чару пить, здраву быть»,
ковш-черпак с надписью «Во здравие». 1900-е
Россия. Орловская губерния. Брянский уезд. Дятьковская хрустальная
фабрика АО Мальцовских заводов
По эскизу Елизаветы Меркурьевны Бём (1843–1914)
Стекло бесцветное и цветное (желто-оранжевое); люстр, роспись вы-
сокими эмалями, золочение. Высота братины — 13,5 см. Высота ковша-черпака — 7,3 см
Поступление в 1932 г. из Омского художественно-педагогического техникума
К-1067, К-1073
Омское происхождение имеют чаша-братина и ковш-черпак, автором эскизов форм и росписи которых является Елизавета Меркурьевна Бём. Они относятся к одним из ранних работ, впервые исполненным на Дятьковском заводе в 1880-х гг. по образцам древнерусской пиршественной металлической и деревянной утвари. Аналогичные предметы входили в состав экспозиции на выставке в Чикаго в 1893 г. Современники высоко оценили творчество Е. М. Бём. В 1893 г. на этой выставке она была удостоена медали «за прекрасную общую композицию, общий типичный характер орнаментальных деталей, высокую художественность, возрождение древнего византийского и национального стиля»1. Произведения Бём неизменно оказывались в числе экспонатов, отмеченных медалями. В Милане (1906) и Чикаго (1893) она получила золотые медали «За высокую художественность возрождения национального стиля». Имя Елизаветы Меркурьевны Бём — ученицы одного из главных учредителей Товарищества передвижников Ивана Николаевича Крамского, — одной из первых в России женщин, профессионально занимавшихся искусством, тесно связано с историей становления «русского стиля» в художественном стекле.
8. Успенский Алексей Александрович. 1892–1941
Вазы. 1940–1941
СССР. РСФСР. Ленинградская зеркальная фабрика, экспериментальный цех
Стекло бесцветное, молочное; гутная техника, шлифование. Высота — 45,6 см
Стекло бесцветное; гутная техника. Высота — 18 см
Поступление в 1979 г. из Музея художественного стекла, Ленинград
К-1087, К-1088
Музей им. М. А. Врубеля гордится коллекцией художественного стекла, претендующего на существование в качестве филиала «Музей хрусталя». Коллекцию целенаправленно собирала в течение 50 лет Людмила Романовна Ведерникова. Это стало делом всей ее жизни, памятником полной самоотдачи профессии хранителя. Эпоха советского стекла началась в конце 1939 г., когда на базе ленинградской зеркальной фабрики открылся экспериментальный цех по созданию художественных образцов для стекольной промышленности. Творческую группу, состоявшую из лучших химиков и технологов по стеклу, возглавила Вера Игнатьевна Мухина. Ею были приглашены художники Николай Тырса и Алексей Успенский. Этому небольшому коллективу удалось проработать вместе чуть более года. Они заложили основы творческого поиска современного облика изделий, создали совершенно новые формы при минимуме декора, получив звонкую и звучную галерею образцов художественного стекла, к сожалению так и не пришедших в производство. В 1948 г. на базе зеркальной фабрики и экспериментального цеха строится Ленинградский завод художественного стекла. Благодаря инициированным Л. Р. Ведерниковой переговорам из музея этого завода в Омск были переданы наиболее ценные и значимые вазы, выполненные в 1940–1941 гг. Успенским.
9. Чернильница «Пушкин»
Данько Наталья Яковлевна, модель 1937 г.
Лупанова Елизавета Николаевна, роспись
Подпись: апрель 1945 г.
Высота — 17,3 см
Передано в 1982 г. из музея Ленинградского фарфорового завода
К-1342
Хранитель коллекции керамики и стекла Людмила Романовна Ведерникова всегда занимала активную позицию в деле комплектования музейного собрания. Она настаивала о необходимости собрать главные имена русского и советского декоративно-прикладного искусства хотя бы единичными образцами. Благодаря переговорам Л. Р. Ведерниковой с заводским музеем Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ) им. М. В. Ломоносова в Омск была передана датированная апрелем 1945 г. скульптурная чернильница по модели Натальи Яковлевны Данько — одной из основоположников агитационного фарфора, принесшей мировую славу советскому фарфору. Н. Я. Данько — легендарный скульптор ЛФЗ, возглавив после революции 1917 г. скульптурную мастерскую бывшего Императорского фарфорового завода в Петрограде, она стала автором более 300 композиций и скульптур, выделив тем самым ленинградское производство в самобытную школу советского фарфора.
10. Кожин Павел Михайлович. 1904–1975
Лампа «Каменный цветок». 1956
СССР. РСФСР. Московская область. Ликино-Дулёво. Дулёвский фарфоровый завод им. газеты «Правда»
Фарфор; надглазурная полихромная роспись, люстр, золочение. Высота — 41 см
Поступление в 1957 г. из Министерства культуры РСФСР
К-949
В 1957 г. из закрывшегося и расформированного московского Музея Главфарфора Министерства местной промышленности РСФСР в Омск были переданы 47 предметов, явившихся первыми образцами советского фарфора в собрании Омского областного музея изобразительных искусств. В этой министерской передаче доминировала скульптура Дулёвского фарфорового завода им. газеты «Правда», созданная по государственному заказу в качестве подарков и сувениров Фестиваля молодежи и студентов 1957 г. в Москве. И размерами, и сложностью моделировки, и своим назначением выделяется скульптурная лампа «Каменный цветок». До начала работы в 1970-х гг. уральских фарфоровых заводов только в подмосковном Дулёве в скульптуре разрабатывали сюжеты сказов Павла Бажова о сокровищах Хозяйки Медной горы, Малахитнице, покровительнице творческого труда, мастерства, народного искусства.
11. Яхин Фидаиль Шейхибрарович. 1941–1990
Декоративная форма «Сад камней». 1987
СССР. РСФСР. Томская область. Лучановский завод стеклоизделий
Стекло цветное (дымчато-желтое); гутная техника, авторская гравировка. Высота — 21,6 см
Поступление в 1993 г. через ЭФЗК МК РФ
К-2253
Фидаиль Шейхибрарович Яхин (1941–1990) — гений места, слава Сибири, главный художник Лучановского стекольного завода в Томской области. Хранитель и собиратель омской коллекции художественного стекла Людмила Романовна Ведерникова считала себя обязанной любой ценой раздобыть хотя бы одно произведение Яхина — рано ушедшего из жизни прославленного сибирского художника стекла. Подключив всех друзей и коллег, ей чудом удалось найти в Москве его философско-пронзительное произведение «Сад камней» 1987 г. и убедить членов закупочной комиссии Министерства культуры России его закупить для Омска. Это произведение — теперь и памятник упорству и служению профессии хранителя Л. Р. Ведерниковой.
12. Бржезицкая Аста Давыдовна. 1912–2004
Скульптурная группа «Последний день» (Семья А. С. Пушкина). 1989 (?)
По модели 1984 г.
СССР. РСФСР. Московская область. Ликино-Дулёво. Дулёвский фарфоровый завод им. газеты «Правда»
Фарфор. Высота — 27,8 см
Поступление в 1999 г. от автора, Москва
К-2536
Хранитель коллекции советского фарфора Людмила Романовна Ведерникова вспоминала: «Когда эта работа была уже привезена в музей, мы получили от Асты Давыдовны письмо со словами: „На душе стало спокойно и отрадно, я отправила Пушкина с семьей в Сибирь и там его никто не убьет и все любят“. Благодаря неутомимости Л. Р. Ведерниковой в служении своему делу скульптура «Последний день», представленная на выставке в честь 200-летия А. С. Пушкина в 1999 г., была закуплена и подарена музею Администрацией города Омска. Хранителя Людмилу Романовну Ведерникову и ведущего скульптора Дулёвского фарфорового завода Асту Давыдовну связывала многолетняя крепкая дружба. В коллекции Музея им. М. А. Врубеля творческое наследие Бржезицкой занимает особое место. По устному волеизъявлению в 2004 г. в Омск из Москвы была передана часть личного архива А. Д. Бржезицкой. В последующие годы Л. Р. Ведерникова опубликовала расшифрованные и про анализированные страницы творческого дневника А. Д. Бржезицкой и переписки с ее любимой ученицей Г. И. Соркиной.
13. Соркина Галина Иосифовна. 1948 г. р.
Скульптура «Эллочка Щукина». 2016
По роману И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев»
Фарфор; надглазурная полихромная роспись. Высота — 32,5 см
Поступление в 2016 г. от автора, Бостон
К-4636
Хранитель музейной коллекции керамики и стекла Людмила Романовна Ведерникова с первого знакомства в 2009 г. и восхищения композицией Галы Соркиной «12 стульев» всех окружающих уговаривала что-то придумать, чтобы показать шедевр фарфоровой скульптуры омскому зрителю и гостям города. И это сработало. Именно композиция Галы Соркиной вдохновила на предложение и разработку темы выставки под названием «12 стульев из дворца, или В поисках сокровищ русской аристократии», ставшей победителем XIII грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда Владимира Потанина и получившей на реализацию масштабного выставочного проекта 1 млн руб. В знак большой дружбы для омской выставки Гала Соркина в 2016 г. заново выполнила две скульптуры из композиции и прислала их из США в дар омскому музею ко дню рождения и к юбилейной дате года — 300-летию основания Омска.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив