Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл переводов отдельных частей 5-томного труда Джорджа Моргана Чинна "Пулемет: история, эволюция и развитие ручного, автоматического и авиационного многозарядного оружия". И сегодня вниманию читателей предлагается глава, посвященная пулемету Мадсен (ссылка на другие статьи цикла будут в конце).
Отрывок интересен историей пулемета и его испытаниями в США.
Перевод будет дополнен информацией из других источников (в конце).
Перевод мой, фотографии из книги (кроме последней - португальского "Мадсена" на станке.
Пулемет Мадсена
В 1902 году появился автоматический пулемет, происхождение которого стало одной из самых спорных тем в истории подобного оружия. Он был официально известен под названиями Madsen, Rexer, D.R.R.S. и Schouboe и первоначально производился компанией Dansk Rekylriffel Syndikat в Копенгагене, Дания.
Название, под которым он наиболее известен, "Мадсен", происходит от имени датского Военного министра того периода, как дань уважения его энтузиазму по поводу этого оружия во время его принятия на вооружение вооруженными силами страны. Использование названия "Рексер" объясняется давней политикой Британской империи, которая не рассматривала для принятия на вооружение никакое стрелковое оружие, не произведенное на английской земле (поэтому датчанам пришлось устанавливать отношения с английской фирмой "Рексер", которая получила права на продажу этого оружия в Англии, но несколько позже они расторгли договор с этой компанией - ИО). Таким образом, чтобы заинтересовать власти, многие из этих пулеметов были изготовлены на британском оружейном заводе, известном как "Рексер". Название D.R.R.S. использует инициалы датской фирмы-производителя. Обозначение "Шубо" происходит от широко распространенного мнения, что Теодор Шубо, директор и инженер оружейной компании, был фактическим изобретателем этого оружия (в русскоязычном сегменте интернета закрепилось английское произношение имени - "Шоубое", хотя датчане произносят его "Скубо" или "Шубо" - ИО).
Исследования этой запутанной темы добавляют еще больше сложностей. Хотя верно, что Шубо 14 февраля 1902 года запатентовал основные принципы работы механизма, также известно, что 15 июня 1899 года Юлиус Александр Расмуссен, директор Королевского военного оружейного завода в Копенгагене, подал заявку и впоследствии получил патент на идентичные особенности, заявленные Шубо три года спустя. Чтобы еще больше запутать ситуацию, Расмуссен передал свои патентные права компании Dansk Rekylriffel Syndikat, первой начавшей производство этого оружия.
Первоначальный патент, выданный Расмуссену, полностью охватывает все принципы использования автоматической винтовки, в которой энергия отдачи заставляет оружие автоматически подавать, стрелять, извлекать и выбрасывать гильзы. В ней используется базовая система, впервые примененная в винтовках Пибоди и Мартини, с рычажным механизмом, при которой затвор, зафиксированный штифтом, поднимается во время хода рычага вперед, открывая гильзу, что позволяет извлечь и выбросить ее. Затем, при первом движении назад, затвор опускается ниже отверстия ствола, позволяя дослать входящий патрон в патронник. Последнее движение заставляет затвор снова подняться, обеспечивая опору за заряженным патроном.
На автоматическом оружии эти действия регулируются выступом затвора, который скользит по криволинейному пазу планки, прикрепленной к стенке ствольной коробки. Затвор остается запертым на первые полдюйма отката и удерживается в таком положении до тех пор, пока пуля не пройдет через канал ствола и давление пороховых газов не упадет до уровня, при котором считается безопасным начать цикл работы.
Хотя эта оригинальная система работала с высокой надежностью, многие по-прежнему настаивают на том, что в автоматическом оружии она ненадежна, поскольку каждый патрон при быстрой зарядке слегка изгибается во время досылания в патронник. Это мнение подтверждается тем фактом, что очень высокий процент задержек происходит из-за заклинивания гильз, особенно при использовании патронов с закраиной. Считается, что это вызвано деформацией патрона в процессе заряжания.
Экспериментальная модель была рассчитана на 8-мм датский патрон Краг-Йоргенсен с начальной скоростью 2228 футов в секунду (679 м/с - ИО). Это было почти идентично патрону, использовавшемуся в армии США сразу после испано-американской войны. Практически все последующие модели были разработаны для беззакраинных патронов, которые всегда считались более надежными.
Первое упоминание об использовании системы Мадсена в боевых действиях относится к русской войне 1904-1905 годов. Некоторые из русских кавалерийских частей были вооружены этим оружием, но иностранные наблюдатели почти не обратили на это внимания, ограничившись лишь заявлением о том, что несколько экземпляров пулеметов были замечены в ходе боевых действий.
Официальные испытания пулемета начались 9 сентября 1903 года в Спрингфилдском арсенале, штат Массачусетс, и позже завершились в Форт-Райли, штат Канзас. Стрельбу проводил лейтенант Теодор Шубо из датской армии, лично представлявший Датский стрелковый союз.
В ходе этих испытаний система подачи патронов была признана неудовлетворительной, и, если боеприпасы не смазывались, обычно происходил разрыв гильзы.
В общей сложности было произведено 7163 выстрела, в ходе которых произошло достаточное количество неисправностей, чтобы оправдать официальный вывод о том, что оружие Мадсена не достигло уровня надежности, необходимого для принятия на вооружение. Наиболее неприятным моментом стало то, что возвратная пружина неоднократно не могла довести механизм до упора, и лейтенанту Шубо приходилось вставать на колени, чтобы приложить достаточное усилие к рукоятке затвора и поставить его в боевое положение. В бою такое движение делало оператора заметной мишенью. Точность оружия была признана удовлетворительной, и была отмечена его необычно малая масса.
Вскоре после этого появился тяжелый (станковый - ИО) пулемет Мадсена с воздушным охлаждением и ленточной подачей патронов, предназначенный для калибров от 6,5 мм до 11,35 мм. Многие из ранних неисправностей были устранены, поэтому он был признан годным для выполнения специальных задач.
Если не принимать во внимание некоторые особенности, Мадсен можно отнести к числу немногих автоматических видов оружия, успешно выдержавших испытание временем.
Пулемет Мадсена пользовался большим уважением у европейских правительств и участвовал в открытых конкурсах со всеми пулеметами, которые были широко известны в то время.
Хотя он был скорее надежным, чем впечатляющим, и имел без дульного ускорителя печально известную низкую скорострельность, он почти всегда успешно проходил различные испытания.
Экспериментальный пулемет Мадсена с дульным ускорителем, быстродействующей возвратной пружиной и очень легкими рабочими частями однажды смог развить очень высокую скорость, но часто останавливался из-за разрыва гильз. В конечном итоге эта проблема была решена с помощью смазки боеприпасов.
Многие считают пулемет "Мадсен" первым по-настоящему легким пулеметом, появившимся на рынке автоматического оружия. Он был точным, надежным при использовании качественных боеприпасов и имел незначительную отдачу, не мешающую прицеливанию.
Однако он был склонен к серьезным задержкам, которые было чрезвычайно трудно устранить, если не использовались боеприпасы, превосходящие средний уровень тех, что обычно используются в армии.
И хотя он был довольно простым и очень прочным по конструкции, его производство оказалось необычайно дорогим из-за некоторых особенностей, требующих обширной механической обработки.
Хотя "Мадсен" был стандартным вооружением датской и норвежской армий и использовался некоторыми небольшими государствами на континенте, он не пользовался популярностью у крупных держав. Англия, и Германия испытывали это оружие во время Первой мировой войны, Англия использовала его в очень ограниченном количестве, в то время как Германия полностью от него отказалась.
Тем не менее, было создано более сотни различных моделей - под патроны практически всех калибров, когда-либо разработанных для винтовок.
Дополнение от А.А. Благонравова
Ручной пулемет Мадсена прост в разборке, эксплуатации, заряжании и разряжании, поэтому и получил довольно широкое распространение.
К недостаткам пулемета можно отнести следующие:
1. Ствол сменяется вместе со ствольной коробкой, затвором и подавателем.
2. На смену ствола требуется по сравнению с другими пулеметами много времени.
3. Магазин расположен сверху с правой стороны, что уменьшает поле зрения и уменьшает устойчивость пулемета при стрельбе.
Технические характеристики (по А.А. Благонравову)
Калибр 8 мм
Вес пулемета б/м 8,35 кг
Вес магазина с патронами 0,86 кг
Емкость магазина 20 патронов
Вес пулемета в боевом положении 9,2 кг
Скорострельность 400 в/м
Начальная скорость полета пули 750 м/с
Прицельная дальность 2000 м
Общая длина 1165 мм
Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"
Пулемет Мадсена был испытан в 1902 году в Дании и произвел фурор:
"1) Вес его, доведенный до 6-ти кил., и форма дают возможность пользоваться им также и в тех случаях, в которых тяжелыми пулеметами вовсе нельзя пользоваться.
2) В силу того, что скорость стрельбы зависит исключительно от того, насколько быстро нажимают на спуск раз за разом, скорость эта может быть изменяема по желанию, тогда как в других пулеметах скорость эта неизменяема, будучи обусловлена скоростью автоматического функционирования механизма оружия.
3) Так как рассматриваемым образцом можно пользоваться вполне как обыкновенным ружьем, то он особенно удобен для обстреливания движущейся цели, за перемещением которой его легко можно заставить следить.
4) В виду замены патронных лент, обыкновенно применяемых в пулеметах, пачками, перезаряжание магазина выполняется легче и скорее.
5) Рассматриваемый образец стоит дешевле, чем любой пулемет".
Учитывая, что этот пулемет дожил до наших дней (вроде как используется в полиции Бразилии) то да, испытание временем он выдержал.
Интересно: как известно, в России в 1917 году начали строить завод для производства пулеметов "Мадсен" под наш патрон с закраиной - судя по проблемам, которые появлялись у пулемета при работе с патронами с закраиной, может быть и правильно, что не успели достроить?
Цикл переводов труда Дж. М. Чинна будет продолжен.
Не пропустите!
Некоторые другие части переводов Дж. Чинна:
Об испытаниях "Максима" можно прочитать здесь.
О "Браунинге" можно прочитать здесь.
О самом скорострельном пулемете ПМВ можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!