Предыдущая часть:
Послышались разрозненные возгласы:
— Услышали, Волков, да мы же просто для хохмы так называем Орлову.
Лёвочкин засопел:
— Да не будем мы больше трогать Орлову, если ты так активно вписываешься за неё.
— Надеюсь, что вы сдержите свои обещания, — сказал Максим, не говоря больше ни слова, и вышел из класса.
Пацаны тоже заторопились.
— Давайте, братья, побыстрее закончим с подарками и по домам разбежимся, — предложил кто-то.
Мальчишки положили на парту каждой одноклассницы по гвоздичке и открытку с добрыми пожеланиями. На фоне этих скромных сувениров яркий букетик в красивом горшочке на парте Виктории и шоколадка смотрелись весьма презентабельно. Один из парней с досадой промолвил:
— Да, пацаны, Волков сделал нас всех, скудненько смотрятся наши презенты, очень скудненько.
На следующий день Виктория очень удивилась, увидев на своей парте букет и шоколадку. Девочки с завистью смотрели на неё, а Дашка Риутова, которая считалась первой красавицей класса, с ехидством заметила:
— Ого, видно, у госпожи Орловой тайный поклонник завёлся, интересно, кто этот мистер Икс?
Дашка обвела свою компанию властным взглядом, но никто её не поддержал. Девочки сосредоточенно читали открытки с поздравлениями и пытались приладить к одежде подаренную гвоздику. Кто-то со вздохом заметил:
— Да, лучше бы мальчики подарили нам по шоколадке, её хотя бы можно съесть.
Дашка со злостью швырнула свой цветок в мусорное ведро. Тот памятный мартовский день кардинально изменил жизнь Виктории. У неё появился надёжный друг и защитник. Макс провожал её после школы до дома, а вечером они подолгу вместе гуляли по тихим улочкам провинциального городка. Сергею Петровичу нравился друг дочери.
— Максим правильный парень, с таким не пропадёшь, — говорил он.
Ольга Николаевна в противовес супругу считала, что Виктории ещё рано думать о парнях.
— Тебе надо готовиться к поступлению, а то как я всю жизнь проходишь в домохозяйках, — напоминала она.
Виктория знала, что мать ради отца бросила учёбу в университете. В первые годы после замужества она ещё пыталась устроиться на работу, но потом постоянные переезды сломали в ней желание реализовать себя в каком-то деле. Она сосредоточилась на доме и стала вести довольно замкнутую жизнь, стараясь не заводить дружбу даже с соседями. Как-то раз отец и сделал матери замечание.
— Ольга, чего ты такая нелюдимая? — спросил он. — Записалась бы в кружок в клубе офицеров, хоть какое-то развлечение было бы, многие офицерские жёны организовывают клубы по интересам, поют песни или стихи читают.
— А мне это всё неинтересно, — парировала мать.
Со временем отец смирился с её привычками и тяжёлым характером. Но когда у Виктории появился друг, Сергей Петрович вновь загорелся идеей расширить круг знакомств своего семейства.
— Виктория, ты бы пригласила своего товарища к нам на ужин? — предложил он. — Нам с матерью хочется поближе с ним познакомиться.
Ольга Николаевна как обычно промолчала. Молчание матери девушка расценила как знак одобрения. В ближайшие выходные она пригласила Макса в гости. Парень с радостью принял приглашение. Во время ужина он вёл себя непринуждённо и расхваливал кулинарные способности хозяйки.
— Вы, Ольга Николаевна, замечательно готовите, — сказал он. — Моя мама тоже настоящий ас в кулинарии, но в ваших котлетах есть нечто особенное.
Комплименты дочкиного одноклассника сделали своё дело, и Ольга Николаевна перед выходными стала напоминать Виктории:
— Ты бы пригласила Макса в гости, хочу специально для него приготовить одно блюдо.
Сергей Петрович шутил:
— Смотри, Виктория, как бы мать не отбила у тебя кавалера.
Одним словом, всё шло к сближению двух семейств. Хотя сам Максим мало рассказывал о своих родителях, грустную историю семьи Волковых знали соседи и сослуживцы Сергея Петровича. Отец Макса тоже был военным. Он побывал во многих горячих точках, а после тяжёлого ранения был комиссован. Но здоровье ещё у молодого мужчины было основательно подорвано, и ему приходилось месяцами лежать в госпитале. Елене Викторовне, маме Максима, приходилось работать на нескольких работах, чтобы свести концы с концами. Ведь пенсия мужа была мизерной, а на его лечение уходил почти весь семейный бюджет, а женщине нужно было поднимать ещё сына. Первое время семье помогали бывшие сослуживцы, но с годами эта помощь сошла на нет. Ради продления жизни супруга женщине приходилось отказывать себе во всём и брать кредиты. Она завязла в долгах и оказалась в безвыходной ситуации, когда потребовались деньги на очередной курс лечения. С огромным трудом женщина всё-таки собрала требуемую сумму, но было уже слишком поздно. Макс учился в шестом классе, когда не стало отца. Он понимал, что теперь на нём лежит ответственность за жизнь единственного близкого человека, мамы. Парень стал серьёзно заниматься спортом, надеясь, что это поможет в скором будущем его семье выбраться из нищеты. Ведь у него, кроме матери и больной тётки, никого не было.
Когда Сергей Петрович узнал эту грустную историю, он долго не мог успокоиться.
— Ольга, мы должны, нет, обязаны помочь Максовой маме, — сказал он.
Ольга Николаевна вяло возразила:
— Таких семей полно, и всем ты не сможешь помочь.
Но полковник Орлов настаивал:
— Оля, как ты не понимаешь? Нельзя быть равнодушной к чужой беде, — убеждал он. — Ты на минутку, всего на одну минутку представь себя на месте этой несчастной женщины.
— Не хочу я себя представлять на чужом месте, — ответила она. — И не надо, Серёжа, пророчить мне вдовью участь, мне хватает и того, что мой муж хоть и полковник, а к жизни не приспособлен.
— Извини, Серёжа, но ты рассуждаешь как малолетний ребёнок, — добавила мать, возмущаясь.
Между родителями снова вспыхнул спор, и Виктория поспешила удалиться, поскольку ей не хотелось выбирать между матерью и отцом. Но перед самым Новым годом они нашли решение, которое устраивало всех. Отец огласил его во время семейного ужина.
— Виктория, мы с мамой решили, что нам следует пригласить на Новый год маму твоего Макса, — сказал он.
Ольга Николаевна поддакнула:
— Да, папа хочет предложить ей хорошую работу в гарнизоне, она там и паёк будет получать, как все служащие.
В порыве радости Виктория расцеловала отца и матушку.
— Какие вы у меня замечательные, — воскликнула она.
Тогда Виктория не подозревала, к каким последствиям приведёт благотворительность отца. Новогодняя ночь прошла без особых приключений, если не считать признание Макса, сделанного девушке в центре города возле ёлки.
— Виктория, ты самая лучшая из всех девчонок, которых я знаю, — сказал он. — Перед тобой не нужно кривляться и изображать из себя крутого, ты меня понимаешь с полуслова, и мне совсем не хочется с тобой расставаться.
Виктория рассмеялась.
— А я не знала, что ты уезжаешь, — ответила она.
Парень смутился.
— Я говорил не о нынешнем моменте, а о будущем, — пояснил он. — Нам осталось учиться всего несколько месяцев, а потом ты поедешь поступать в медицинский, я тоже хочу попробовать поступать в военное училище, ведь мой отец был военным, и Сергей Петрович одобрил моё решение.
Виктория изумилась.
— Ты советовался с моим папой? — спросила она.
Макс расцвёл.
— Ну да, он у тебя классный, хоть и полковник, — ответил он.
Девушка снова удивилась.
— Макс, а как же спорт? — поинтересовалась она. — Ты же мечтал о спортивной карьере, мечтал играть в олимпийской сборной.
Парень весело произнёс:
— Одно другому не мешает, тем более для военной службы нужно обладать хорошим здоровьем и выносливостью.
Тот Новый год стал роковым для семьи Орловых. Сергей Петрович в желании помочь семье друга дочери переступил запретную черту. Не прошло и месяца после праздника, как в городе заговорили о романе начальника гарнизона и поварихи. Эти слухи долетели и до Ольги Николаевны. Ревнивая женщина устроила мужу скандал в присутствии дочери.
— Никак не угомонишься, всё, моему терпению пришёл конец, — кричала она. — Я обо всём расскажу твоему начальству, не поленюсь в Москву съездить, пусть все узнают, какой у полковника Орлова моральный облик.
Отец сначала упорно всё отрицал, но потом тоже пришёл в ярость и принялся обзывать жену, крича, что если она ему не верит, то пусть будет так, да, он изменил ей с Еленой, потому что та настоящая женщина, а она сама — жалкая пародия. Он велел ей посмотреть на себя, заметив, что она похожа на старуху из сказки и одевается как бомжиха, так что ему стыдно с ней на улице показаться. Виктории было противно слушать эту грызню, она выскочила из квартиры, и в тот вечер в одиночестве бродила по городу, не желая никого видеть. Ей не хотелось встречаться с Максом после всего услышанного, она считала и его виноватым в этой истории, ведь его мать стала причиной всего. Буквально со следующего дня события завертелись с бешеной скоростью, как в ускоренном кино.
Отец сообщил, что подаёт на развод, а потом попросит перевод в другое место, заметив, что ему два года осталось, дослужит где-нибудь на отшибе, ему не привыкать. Ольга Николаевна в горячке кричала, что они с Викторией не пропадут без него. Родители развелись незадолго до выпускного Виктории. Понятно, что окончание школы не стало для девушки радостным событием, она не пошла на выпускной и прервала всякие отношения с Волковым. Да и он, в принципе, не пытался их восстановить, а после выпускного сразу уехал из города вместе с матерью. Сергей Петрович ещё в апреле получил заманчивое предложение, за которое ухватился с радостью. Об этом он рассказал только дочери.
— Мне предложили должность преподавателя в кадетском училище, и я дал согласие, — сказал он. — Надо же жить на что-то и тебе помогать.
Своё обещание помогать дочери Сергей Петрович сдержал. Все годы учёбы он исправно высылал Виктории деньги и несколько раз навещал её в Питере. Ольга Николаевна нашла приют в пригороде северной столицы, поселившись у двоюродной сестры. Тётя Катя помогла ей устроиться уборщицей в народный суд, а потом познакомила с вдовцом, который горевал в одиночестве в своей просторной квартире. Одним словом, уже в зрелом возрасте Ольга Николаевна познала женское счастье, о чём не ленилась говорить дочери во время каждого разговора по телефону.
— Виктория, ты даже не представляешь, какой дядя Петя хороший, — делилась она. — Тебе нужно обязательно с ним познакомиться, твой отец ему и в подмётки не годится.
Виктории было немного обидно за отца, у которого личная жизнь так и не сложилась. С матерью Максима роман был очень коротким. Сергей Петрович позднее, уже в пожилом возрасте, пытался создать семью, но эта попытка тоже не увенчалась успехом. Конечно, Виктория радовалась за мать, что хоть она наконец обрела своё настоящее счастье, но при этом ей совсем не хотелось знакомиться с её новым мужем, поэтому она каждый раз ловко отклоняла настойчивые попытки Ольги Николаевны заманить дочку в гости.
— Мам, ты не представляешь, что у меня на работе творится, — отвечала она. — Я сутками не покидаю клиники, а ещё нужно решать Викины проблемы, она у меня неугомонная, это она в деда.
— Серёже тоже до всего было дело, — с грустью замечала мать.
Но так уж распорядилась судьба, что счастье матери было недолгим. Через шесть лет брака её муж скончался от сердечного приступа. А его взрослые дети, сын и дочь, которые за все шесть лет ни разу не появились, потребовали у мачехи освободить квартиру, которую им по завещанию оставил покойный отец. Ольга Николаевна плакала, что шесть лет ухаживала за ним и оказалась на улице, разве это справедливо. Виктория звала матушку к себе, но та отказалась.
— Не хочу тебе мешать, поеду опять к Катюхе, — сказала она. — Она совсем плохая, нуждается в постоянном уходе.
Виктория не возражала против желания матушки, иногда навещала их с тёткой, привозила женщинам гостинцы, но эти визиты были очень редкими и чисто символическими. Она уже привыкла, что её жизнь с комом проблем интересна только ей самой. Бывшего мужа, отца Анастасии, она давно вычеркнула из своей жизни. Да по сути, два года их скоротечного брака ничем примечательным не запомнились, кроме рождения дочки. Так, в воспоминаниях о прошлом незаметно пролетело время полёта.
Продолжение :