Кто бы подумал, что героиня, которая на экране верила в любовь сильнее, чем в саму Москву, не сможет пережить потерю ее настоящей. Вера Алентова — актриса, которую помнит каждое поколение советского и российского кино, прожила почти 60 лет с одним человеком и всего четыре года без него. Это история о том, как одна женщина поняла, что жить можно только в паре.
Только она в него верила
В начале пути Вера Валентиновна не казалась суперзвездой. В театре да, она была перспективной, заметной. А вот её будущий муж Владимир Меньшов — в него просто никто не верил. Преподаватели Школы-студии МХАТ отказывали ему четыре раза подряд. Четыре раза! Казалось, карьера режиссера так и не начнется.
Но Вера видела то, что не видели другие. Она верила в Меньшова, когда он сам в себя не верил. Это была не романтика первого свидания, это было нечто большее — интуиция, инстинкт, способность разглядеть будущее в том, кого все отвергают.
Их история началась в студии, где оба учились на одном курсе. Меньшов позже скажет честно: «По манере поведения, по типажу я не ее человек».
«Как появилась Юлька — непонятно»
После выпуска начались годы, когда счастье висело на волоске. Вера устроилась в театр имени Пушкина и стала одной из ведущих актрис. Меньшов же поехал в Ставрополь, потом вернулся, поступил в аспирантуру — но жизнь была нищей. Долгие годы они ютились в общежитиях, причем в раздельных, женском и мужском. Их дочь Юля появилась в таких условиях, что Вера потом шутила: «Как появилась Юлька — непонятно».
В кино ей не везло вообще. После дебюта в картине «Дни летные» она семь лет не появлялась на экране. Это были годы, когда актриса просто исчезла из поля зрения индустрии, пока жизнь дома становилась всё тяжелее.
Когда нет своей квартиры, нет денег, нет уверенности в завтрашнем дне, даже самую большую любовь можно случайно задушить обидами и упреками. Они поняли это поздно — когда уже решили разойтись. Актрисе выделили квартиру, она съехала с дочкой, и несколько лет им казалось, что так легче. Меньшов начал работать режиссером, его карьера сдвинулась с мертвой точки.
«Такое случается, особенно, когда у тебя маленький ребенок, а вы „понаехавшие“, помочь некому. Это не переносится молчаливо, начинаются ссоры и обиды. Когда большое и чистое затирается бытом, это не из-за каприза, а потому что реально тяжело».
Но потом Вера нашла старые письма. Те самые, которые они писали друг другу каждый день, когда были на гастролях. Она их перечитала, и вдруг все поняла.
«Окунулась в атмосферу горячей большой любви. И все остальное показалось странным и мелким, это самое ценное, что есть в жизни», — вспоминала она.
Они воссоединились и договорились больше не расставаться. И не расставались — почти 60 лет, до смерти Меньшова.
Фильм, который создал звезду
Когда Меньшов снимал «Москву слезам не верит», он не сразу решился дать главную роль своей жене. Он пробовал других актрис, более известных. Ирину Купченко, например. Маргариту Терехову. Но потом до него дошло: если бы он взял одну из них, Вере вообще ничего бы не светило, потому что те уже были суперзвездами.
Он выбрал жену. Фильм получил «Оскара». И это была их общая победа — не его режиссура, не её игра, а именно то, что они создали вместе. После этого люди видели их не по отдельности, а как одно целое. Один проект за другим: «Время для размышлений», «Ширли-мырли», «Зависть богов». Они творили вместе и казались неразделимыми.
Когда их дочь Юля попыталась стать актрисой, родители превратились в суровых критиков. Алентова требовала от наследницы делать всё лучше, больше, эффектнее. Она хотела, чтобы Юля доказала, что она сама по себе талантлива, без красивой фамилии. Дочь позже скажет, что во время развода родителей было «намного круче» — по крайней мере, они не ждали от неё невозможного.
Война со временем
Вера Алентова считалась одной из самых красивых актрис советского кино. Её красота была естественной, врождённой, той, что не требует ухода. Но время есть время. Когда ей было уже за 60, она рассказывала о своём секрете: нужно просто захлопнуть рот и перестать есть. Весить столько же, сколько в 20 лет. Это главное.
Она явно лукавила. Потому что красоту нужно было спасать.
В конце 90-х она впервые обратилась в клинику пластической хирургии. Круговая подтяжка. Потом процедуры в знаменитом Институте красоты на Арбате, где доверяла себя Людмила Гурченко. В середине 2000-х она исчезла с радаров на несколько лет — поклонники связали это с очередной операцией.
Лицо менялось. Не всегда в лучшую сторону. К 2009 году в светских кругах говорили, что пластика заморозила её мимику, исказила разрез глаз, изменила очертания губ. Актриса легла под нож ещё раз — на этот раз с хорошим результатом.
В 2019-м она появилась на открытии театрального сезона в чёрном костюме. Интернет взорвался восторгом: она помолодела! Но это длилось недолго. Месяц спустя, на мероприятии в честь Алексея Баталова, фотограф заснял её вблизи. И люди увидели то, что не хотели бы видеть.
Даже сама Вера впоследствии написала в своих мемуарах о том, как один иногородний доктор вколол ей жир в лицо, и этот жир не уходил, несмотря на все массажи и процедуры. Понадобилось два года, чтобы лицо начало приходить в нормальный вид. Она звонила этому врачу и спрашивала: а что ещё, кроме жира, ты мне там вколол?
Но важно было не это. Важно было то, что она делала это всё не одна. Вера говорила, что не испытывала страха перед возрастом, потому что старела вместе с мужем. Они вместе меняли облик, вместе боролись со временем.
"Закатилось мое солнышко"
В июне 2021 года Владимира и Веру госпитализировали с коронавирусом. Её организм справился. Его — нет. Меньшов умер.
Вере Алентовой было 80 лет. Она осталась одна.
Близкие переживали за её психическое состояние. Но она держалась. Продолжала преподавать, ходила в театр, появлялась на репетициях. Театр для неё стал спасательным кругом — то же самое, что письма Меньшова давным-давно спасли её брак.
На похоронах мужа она сидела с опущенной головой, вытирая слёзы. Не выступала с речью. Потом на сцену вышла 12 августа, и люди в интернете возмутились: как же так, не дождалась сорока дней с момента смерти? Но коллеги поняли — театр её спасал.
В 2022-м она выпустила мемуары «Все не случайно». Эпиграф был одной фразой: «5 июля 2021 года умер Володя, закатилось мое солнышко. Книга написана за год до…»
Издательство предложило выпустить книги обоим — и её, и Меньшова. Она свою закончила вовремя. Он не успел, потому что снимал фильм к 100-летию ВГИКа. На презентации она вздохнула: «Я успела, а Володя — нет». Но потом добавила, что он много успел за жизнь, и что они с Юлей завершат остальное.
Она продолжала ходить в театр, на репетиции. На кинопремьеры ходила редко — было тяжело.
25 декабря 2025 года Вера Алентова пришла на похороны своего друга и коллеги Анатолия Лобоцкого. На прощании в театре ей стало плохо. Скорую вызвали прямо там. Её унесли на носилках. Сердце остановилось.
Ей было 83 года.
Если вы любите кого-то годами, десятилетиями, способны ли вы жить без этого человека — или только просто ждёте момента, когда сможете вновь соединиться? Обсудим в комментариях!