На траурной церемонии в Театре Маяковского случилось то, что никто не ожидал. Вера Алентова пришла проводить в последний путь коллегу Анатолия Лобоцкого — они снимались вместе в фильме «Зависть богов» под режиссурой её супруга. Прощание с товарищем по профессии. Но в фойе театра 83-летней актрисе стало плохо. Сердце не выдержало стресса и переживаний. В реанимации она скончалась.
Так тихо, между делом, уходит из жизни легенда отечественного кино.
Её дочь Юлия Меньшова описала случившееся: «Мамы больше нет. Теперь они — вместе». В этой лаконичной фразе — вся боль потери и вся логика последних лет жизни Веры Валентиновны. Четыре с половиной года назад умер её муж Владимир Меньшов, режиссер, создавший её самую культовую роль. Четыре с половиной года она ждала этой встречи. Как человек может жить после того, как уходит его любовь?
Когда ты актёр, спектаклей и фильмов становится так много, что уже не помнишь их всех.
Москва слезам не верит, но Вере поверила
Вера Алентова родилась в семье актёров, начинала в драматическом театре в Орске вместе с матерью. Потом долгие годы служила в Московском драматическом театре имени Пушкина. На сцене у неё было намного больше работ, чем на экране. Она была актрисой театра в первую очередь, и эту позицию держала крепко.
«Я всегда легко говорила "нет", если не нравился сценарий или казалось, что режиссер не очень сильный», — говорила она в интервью.
Но «Москва слезам не верит» — это был тот случай, когда «нет» просто не могло быть.
«Фильм просто повернул мою биографию и мою судьбу», — вспоминала Алентова.
И страна согласилась с ней полностью. После этой роли актриса вошла в народное сознание так, как входят иконы.
После успеха на экране она не бросила театр, но кино уже не отпускало. Там была её роль в «Завтра была война», появления в сериале «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…» и в комедии «Ширли-мырли» с Игорем Угольниковым.
Угольников потом скажет про неё: «У меня от работы и общения с Верой остались очень теплые воспоминания». Для коллеги её уход был тяжелее, чем просто новость о смерти. Простите, очень тяжело говорить сейчас о ней в прошедшем времени…» — с трудом произносил эти слова в интервью.
Судьба любящих людей
Владимир Меньшов ушёл из-за осложнений коронавируса четыре года назад. Режиссер, создавший её образ, её место в истории кино. Главный зритель её жизни.
Игорь Угольников интуитивно понял логику этого ухода: «Вера ушла вслед за своим любимым. Так, считаю, бывает у любящих людей».
Маргарита Симоньян, которая сама была в трауре после смерти мужа, тоже почувствовала в этом некую неизбежность: «Не стало изумительной Веры Алентовой, с которой я имела честь быть знакомой. Светлая память».
В её уходе есть странная логика: на траурной церемонии прощания с коллегой, на фоне чужого горя, сердце актрисы просто не выдержало...
В театре это называют финалом
Вера Алентова была актрисой сцены в первую очередь. Она знала, что такое финал спектакля, когда ты выходишь в последний раз под прожекторы, кланяешься и видишь, как зрители встают со своих мест. Это торжественный момент. Конец истории.
Её финал не был столь торжественным. Это произошло между делом, во время чужого прощания. Но, может быть, для актрисы, прожившей всю жизнь в театре, это был самый подходящий финал — неожиданный, человеческий, без театральности. Жизнь всегда менее красива, чем сценарий. Но она всегда более правдива.
Её дочь выбрала самые короткие слова из всех возможных: теперь они вместе. После четырёх лет ожидания, после четырёх лет жизни в прошлом — они вместе.
В её лице мы видели себя в фильме «Москва слезам не верит» — наши надежды, наши разочарования, нашу веру в то, что жизнь может измениться в один момент.
А по каким ролям запомнилась вам Вера Валентиновна? Давайте вспомним теплым словом великую артистку!