- Но почему?.. - упорно продолжала я допытывать своего собеседника, словно предчувствуя, что со временем эта информация будет для меня крайне необходима. Но сейчас я ещё не знала всего этого. Просто что-то подсказывало мне, что с этим вопросом надо разобраться раз и навсегда…
- На это есть немало причин… - задумчиво проговорил Андрей, внимательно глядя на меня и словно мысленно оценивая. Мне даже показалось на какой-то миг, что он действительно почти уже готов всё мне рассказать, - как ни наивно было в моём положении рассчитывать на это… Ведь даже Эмма, как я поняла, не обладала всей этой информацией, - так с какой стати ему посвящать в эту страшную тайну совершенно постороннего чужого человека, которого он лично знал меньше часа?.. И всё-таки что-то такое промелькнула на его лице… Но уже в следующую секунду Андрей улыбнулся и покачал головой. - Просто так всё сразу и не объяснишь… Знаешь, Алина, может быть, я действительно расскажу тебе об этом, но когда-нибудь потом!..
- Когда? - не удержавшись, прервала его я. О каких бы то ни было хороших манерах я давно уже как-то не вспоминала. Меня сейчас целиком и полностью захватило любопытство.
Андрей снова улыбнулся, похоже, ничуть не раздражённый этой моей неожиданно проснувшейся не совсем уместной любознательностью, и произнёс:
- Наверное, это произойдёт тогда, когда я узнаю тебя немного получше и окончательно пойму, что тебе можно доверять! Впрочем, я и сейчас уже почти уверен в этом, но… Пойми, Алина, это - не моя тайна, а потому я не могу болтать о ней направо и налево! Я должен быть на все сто процентов уверен в том, что всё это останется строго между нами! Как ты понимаешь, той же Эмме я не могу доверять настолько, хотя знаю её уже много лет, а с тобой мы только что познакомились! Поэтому я очень прошу тебя сейчас больше не задавать мне никаких вопросов на эту тему! Я просто не имею права пока отвечать на них!
Андрей замолчал, глядя куда-то поверх меня. Признаться честно, все его объяснения показались мне более, чем неправдоподобными, а потому, разумеется, ничуть меня не удовлетворили. Какие-то тайны, какие-то недомолвки, какие-то обещания… которые, вне всякого сомнения, он попросту никогда и не собирался исполнять… А я, несмотря на все его слова и попытки защитить Шатова и оправдать его поведение, всё ещё чувствовала себя обиженной и униженной до глубины души. Поэтому я не сумела удержаться от того, чтобы не бросить камушек в его огород:
- Теперь я, кажется, понимаю, почему Эмма так относится к вашему господину Шатову! Похоже, у неё действительно имеются все основания ненавидеть и презирать его!
Я обронила эту фразу в мстительной запальчивости, почти не задумываясь, и тут же пожалела об этих своих опрометчивых словах. Тем более, что после этих моих рассуждений Андрей посмотрел на меня как-то совсем уж серьёзно и даже, как мне показалось, с изрядной долей разочарования во взгляде. Мне даже померещилось, что в его глазах промелькнула какая-то непонятная мне грусть, но, боюсь, это всё-таки было просто игрой моего воображения. Хотя именно это произвело на меня гораздо более серьёзное впечатление, нежели любые возможные упрёки или укоры. И мне сразу же почему-то стало безумно стыдно за свою излишнюю резкость и несдержанность, - правда, в тот момент казавшуюся мне вполне естественной и оправданной.
Да, Андрей попытался извиниться передо мной за Шатова. И я даже постаралась понять и принять эти его извинения. Но это вовсе не отменяло того факта, что Шатов был омерзительно груб, - и Эмма, наверняка, тоже неоднократно с этим сталкивалась за годы работы здесь.
- Наша Эмма - девушка резковатая, - тихо вымолвил Андрей, грустно покачивая головой. - И, к сожалению, тоже далеко не всегда ведёт себя корректно. Но сейчас речь идёт даже и не о ней… Знаешь, Алина, никогда не следует делать поспешных выводов о людях, с которыми ты едва знакома! Помнишь, как говорится, - не судите, да не судимы будете!..
И вот тут мне вдруг стало стыдно.
- Да нет, Андрей, я совсем не это имела в виду… - почему-то как-то невнятно пробормотала я, чувствуя себя просто обязанной хоть как-то оправдаться в его глазах. В чём я оправдывалась, и что я “совсем не это имела в виду”, - я даже и сама в тот миг не до конца понимала…
Но я могла бы и не стараться. Андрей, похоже, даже и не расслышал моих слов.
- Поверь, Алина, это - самая ужасная ошибка, которую только можно допустить по отношению к другому человеку! - продолжал говорить он. - Да, я прекрасно понимаю, что Артур сложный и не слишком приятный человек! Но, поверь мне, он не всегда был таким! И стал таким не от хорошей жизни! На самом деле, он - глубоко несчастный человек! Мне даже иногда кажется, самый несчастный человек в этом мире… Знаешь, иметь так много, как имеет он, и при этом оказаться лишённым возможности даже открыто появляться на людях… Это тяжело. За этим даже со стороны тяжело наблюдать, а уж как жить с этим…
Я, затаив дыхание, ловила каждое его слово. Я давно уже поняла, что с образом Артура Шатова связана какая-то ужасная тайна, и потому, разумеется, вполне естественное любопытство заставляло меня желать выяснить то, что, похоже, тщательно скрывалось даже от таких давних и опытных сотрудников, как Эмма. На какой-то миг мне даже опять показалось, что сейчас Андрей, разочарованный моими словами, всё-таки не удержится и слегка приоткроет для меня завесу над этой тайной и, тем самым, удовлетворит это моё любопытство. Но я ошиблась, разумеется. Андрей был пока ещё в здравом уме и твёрдой памяти, а потому, даже слегка расстроенный, продолжал держать себя в руках. Меня это, конечно же, очень сильно разочаровало, хотя и было вполне естественно. Ну, не могла же я, на самом деле, ожидать, что этот человек в первый же день знакомства проникнется ко мне таким доверием, что тут же раскроет мне все свои тайны и секреты!.. Да и не свои - тоже…
Поэтому я нисколько не удивилась, когда Андрей вдруг запнулся и замолчал, словно осознав, неожиданно для самого себя, что и так наговорил уже слишком много лишнего… Хотя умудрился так и не сказать при этом вообще ничего конкретного… Но на его губах мелькнула виноватая улыбка, а на лице вдруг появилось очень смущённое выражение… И ещё, - он, явно, избегал встречаться со мной взглядами, словно серьёзно опасался, что я каким-то образом сумею прочесть в его глазах гораздо больше, чем он сам был готов мне открыть.
Но я, к сожалению, такими способностями не обладала…
- Извини, Алина! Что-то я слишком увлёкся! - с искренним раскаянием в голосе заявил он. - Я понимаю, что тебе, конечно же, всё это совершенно не интересно! Это - наши внутренние проблемы, и тебе не стоит забивать себе голову подобной ерундой!
- Ну, почему же, напротив, мне очень даже интересно! - живо возразила я, безуспешно пытаясь хотя бы внешне немного скрыть терзавшее меня неуёмное любопытство. Правда, насколько я могла судить, мне это совершенно не удалось. Ну, и ладно!.. - Ты невероятно заинтриговал меня! Мне действительно очень хотелось бы понять, что заставляет твоего друга так вести себя, - хотя бы для того, чтобы в дальнейшем не держать на него зла!
Не то, чтобы я считала себя очень умной и хитрой, - просто подобное объяснение показалось мне на тот момент вполне вразумительным. Но едва ли оно могло обмануть такого довольно проницательного человека, как мой собеседник. Рассчитывать на это было просто наивно. Правда, мне померещилось, что Андрей всё-таки колебался какую-то долю секунды, словно раздумывая, достойна ли я такого доверия или же всё-таки пока нет?.. Но потом он всё-таки решительно покачал головой. А я едва сумела сдержать вздох разочарования.
- Прости, Алина, но нет!.. - твёрдо проговорил Андрей. - Я действительно не могу сейчас рассказать тебе больше, чем уже сказал! Просто не имею на это права! По крайней мере, пока… - Он снова сделал небольшую паузу, очевидно, тщательно обдумывая свои дальнейшие слова, и продолжил ещё более решительным тоном, разом похоронившим все мои надежды. - Ты не сердись на меня за это, пожалуйста! Мне очень не хотелось бы, чтобы между нами с первого же дня установилась атмосфера взаимного недоверия! Но это - не моя тайна, и я не имею права обсуждать её с кем бы то ни было без разрешения! Честно говоря, я и сам сейчас не понимаю, с чего вдруг вообще завёл этот разговор и начал рассказывать тебе об Артуре! Я ещё никогда и ни с кем не обсуждал его! А с тобой это получилось как-то само собой…
- Всё просто началось с того, что ты пытался извиниться передо мной за него и как-то объяснить его хамское поведение! - напомнила я ему. Эти слова непроизвольно сорвались у меня с губ прежде, чем я успела прикусить язык. Вряд ли он сам уже забыл об этом!..
Но Андрей, вместо того, чтобы рассердиться на меня, лишь склонил голову в знак согласия.
- Да, - и я действительно хотел просто извиниться! А потом всё как-то немного вышло из-под контроля! Но, тем не менее, продолжать этот разговор мы сейчас не будем! Хорошо? Ты согласна со мной?
Андрей смотрел на меня очень внимательно, словно гипнотизируя, и я в ответ непроизвольно кивнула, в глубине души не до конца понимая, как он вынудил меня согласиться с этими его словами? Хотя, - странный вопрос - “как”?.. Да у меня просто выхода другого сейчас не было! А к тому же, его слова уже подействовали на меня как-то странно…
Пока это было просто на уровне непонятных ощущений… Но слова Андрея, защищающего Шатова, действительно звучали настолько искренне, что произвели на меня более, чем благоприятное впечатление. Так что его старания, отчасти, увенчались успехом. После такого, хотя и не вполне удовлетворительного, объяснения Артур Шатов уже не казался мне таким бесчувственным грубым животным, как поначалу. А теперь мне было доподлинно известно, что в его жизни существовало нечто ужасное, и потому я даже непроизвольно начала испытывать по отношению к нему некое подобие жалости и сочувствия. Под влиянием слов Андрея для меня стало совершенно очевидным, что он действительно был глубоко несчастным человеком, и именно это, вероятно, так озлобило и ожесточило его.