Найти в Дзене
Литрес

Тайна современной литературы: писательница Элен Ферранте

Миллионы читателей по всему миру знают и любят её книги, но до сих пор не могут с уверенностью сказать, кто именно их написал. Ни фотографий, ни выступлений, ни биографии в привычном смысле – только тексты. В эпоху соцсетей, публичных выступлений и бесконечных интервью имя Элен Ферранте звучит почти как вызов. Она – тайна, которую хочется разгадать. И, как ни парадоксально, именно это сделало Ферранте одной из самых обсуждаемых писательниц XXI века. Элен Ферранте – литературный псевдоним итальянского автора, который сознательно отказался от публичности. Более того, даже пол писателя официально не подтверждён. С журналистами и издателями Ферранте общается исключительно письменно, подчеркивая, что любое внимание к личности отвлекает от главного – от книги. Немногочисленные автобиографические детали разбросаны в письмах и эссе, а позже собраны в книге La frantumaglia. Из них следует, что автор вырос в Неаполе, изучал классическую филологию, занимался переводами и преподаванием, имеет ребё
Оглавление

Миллионы читателей по всему миру знают и любят её книги, но до сих пор не могут с уверенностью сказать, кто именно их написал. Ни фотографий, ни выступлений, ни биографии в привычном смысле – только тексты.

В эпоху соцсетей, публичных выступлений и бесконечных интервью имя Элен Ферранте звучит почти как вызов. Она – тайна, которую хочется разгадать. И, как ни парадоксально, именно это сделало Ферранте одной из самых обсуждаемых писательниц XXI века.

Автор без лица

Элен Ферранте – литературный псевдоним итальянского автора, который сознательно отказался от публичности. Более того, даже пол писателя официально не подтверждён. С журналистами и издателями Ферранте общается исключительно письменно, подчеркивая, что любое внимание к личности отвлекает от главного – от книги.

Немногочисленные автобиографические детали разбросаны в письмах и эссе, а позже собраны в книге La frantumaglia. Из них следует, что автор вырос в Неаполе, изучал классическую филологию, занимался переводами и преподаванием, имеет ребёнка и с юности увлекался французской литературой, особенно Флобером. Однако сама Ферранте не раз подчёркивала: даже эти фрагменты не стоит воспринимать как истину.

Путь к мировой славе

Долгое время Ферранте оставалась известной лишь узкому кругу читателей в Италии. Всё изменилось в 2012 году, когда свет увидел роман «Моя гениальная подруга» – первая часть тетралогии, получившей название «Неаполитанский квартет». История двух девочек, выросших в бедном районе Неаполя 1950-х годов, неожиданно стала универсальной – о дружбе, зависти, социальном неравенстве и женской идентичности.

«Неаполитанский квартет»
«Неаполитанский квартет»

Цикл был переведён более чем на 45 языков, издан в десятках стран и разошёлся тиражом свыше 10 миллионов экземпляров. Книги обсуждали критики, читатели, писатели – от Джонатана Франзена до Элизабет Страут. В 2016 году журнал Time включил Ферранте в список 100 самых влиятельных людей мира.

Экранизации и «лихорадка Ферранте»

Популярность автора вышла далеко за пределы книжного мира. В 2018 году телеканал HBO экранизировал «Неаполитанский квартет», сохранив итальянский язык и неаполитанский диалект – редкое решение для крупного международного проекта. Сериал получил высокие оценки и был продлён на несколько сезонов.

Кадр из сериала «Неаполитанский квартет»
Кадр из сериала «Неаполитанский квартет»

Ранее по романам Ферранте уже снимались фильмы: «Незнакомая дочь» и «Дни одиночества». А в 2017 году появился документальный фильм Ferrante Fever, посвящённый феномену анонимной писательницы и попыткам разгадать её личность.

Кто скрывается под псевдонимом?

Чем стремительнее рос её успех, тем настойчивее оказывались попытки разоблачения. Самая резонансная версия появилась в 2016 году, когда журналист Клаудио Гатти заявил, что Ферранте – это переводчица Анита Райя, жена писателя Доменико Старноне. Он ссылался на финансовые данные и совпадения в образе жизни. Однако ни издательство, ни сама Ферранте эти догадки не подтвердили. Более того, расследование вызвало волну возмущения: писательницу защищали коллеги и читатели, указывая, что стремление «сорвать маску» выглядит как вторжение в частную жизнь.

Личная жизнь как табу

Ферранте принципиально не говорит о семье, внешности или быте. Она считает, что личная жизнь автора не должна становиться частью литературного контракта. Последний на сегодняшний день роман – «Лживая взрослая жизнь» – вышел в 2020 году и вновь вызвал бурное обсуждение, но не приблизил читателей к разгадке тайны.

Ирония судьбы в том, что писательница, стремившаяся избавить тексты от шума вокруг своей персоны, сама же окружила себя ореолом таинственности.

А вы читали книги Элен Ферранте?

Похожие материалы:

-4