Найти в Дзене
Всеволод Алипов

Штампом по штампам

О сюжетах видеоигр The Plucky Squire и Split Fiction Перенасыщенность медиарынка привела к тому, что многие жанровые формулы, которые работали ещё с прошлого века, всем уже приелись. Одним из способов их творческого переосмысления стало обращение к национальной культуре разных стран. К примеру, после успеха «Ведьмака» во всём мире резко вырос спрос на славянское фэнтези. Это привело к тому, что его стали писать даже англоязычные авторы. Также стали появляться сочетания жанров, которые ранее считались принципиально несовместимыми, а сюжетные штампы подверглись деконструкции. В 2024 и 2025 годах соответственно вышли две видеоигры в жанрах action-adventure/platform: The Plucky Squire от британской студии All Possible Futures и Split Fiction от шведской Hazelight Studios. В их сюжетах обыгрываются две основные идеи: эклектичное смешение штампов фэнтези и научной фантастики и понимание персонажей того, что они находятся в игре. Главный герой The Plucky Squire — отважный оруженосец, котор

Штампом по штампам

О сюжетах видеоигр The Plucky Squire и Split Fiction

Перенасыщенность медиарынка привела к тому, что многие жанровые формулы, которые работали ещё с прошлого века, всем уже приелись. Одним из способов их творческого переосмысления стало обращение к национальной культуре разных стран. К примеру, после успеха «Ведьмака» во всём мире резко вырос спрос на славянское фэнтези. Это привело к тому, что его стали писать даже англоязычные авторы. Также стали появляться сочетания жанров, которые ранее считались принципиально несовместимыми, а сюжетные штампы подверглись деконструкции.

В 2024 и 2025 годах соответственно вышли две видеоигры в жанрах action-adventure/platform: The Plucky Squire от британской студии All Possible Futures и Split Fiction от шведской Hazelight Studios. В их сюжетах обыгрываются две основные идеи: эклектичное смешение штампов фэнтези и научной фантастики и понимание персонажей того, что они находятся в игре.

Главный герой The Plucky Squire — отважный оруженосец, который путешествует по иллюстрированной книге, созданной мальчиком-художником. И когда я пишу «путешествует по книге», я имею в виду, что герой буквально двигается по бумажным листам и даже переставляет отдельные слова, чтобы изменить ход истории. А затем он и вовсе получает возможность выходить из двухмерного пространства в трёхмерное и путешествовать по рабочему столу своего создателя.

Несмотря на то, что книга об оруженосце сказочная, это не мешает главному герою иногда надевать реактивный ранец и брать в руки лазерное ружьё. Да и в целом сюжет игры посвящён творчеству в самом широком смысле слова. К примеру, один из уровней игры проходит в городе Artia, все жители которого — известные художники: от Леонардо да Винчи до Бэнкси.

Split Fiction — это кооперативная игра, главные героини которой пишут книги: Мио — научную фантастику, Зои — фэнтези. В результате неудачного эксперимента их сознания сливаются, и два очень разных творческих мира объединяются в один.

Сюжет этой игры не предлагает чего-то кардинально нового. Наоборот, мы видим самые привычные для обоих жанров элементы: полёты на драконах, перестрелки с роботами, сказочные замки, космические станции в далёком космосе, говорящие деревья, летающие машины и так далее. Но непредсказуемое и креативное смешение всем известных элементов на выходе даёт эффект, который пока не может дать ни одна другая игра.

Кроме того, сценаристы Split Fiction намеренно сделали в своей игре огромное количество отсылок к поп-культуре: от ежа Соника до «Лица со шрамом». Это лишний раз напоминает нам, что известные медиапродукты стали неотъемлемой частью нашего сознания, и ни один современный автор уже не свободен от их влияния.

О чём говорят нам обе игры? Да, штампы массовой культуры стойко отпечатались в нашем сознании — никуда от этого не денешься. Но даже всем хорошо известные и уже надоевшие вещи при желании и наличии таланта можно преобразовать в нечто уникальное.

#ВА_Игры