Советское кино подарило нам галерею незабываемых образов - от простодушного Шурика до лирического Ипполита. Актёры становились народными любимцами, их узнавали на улицах, цитировали реплики, влюблялись в их героев.
Но за кадром их судьбы складывались порой совсем не как в кино. Сегодня мы вспомним пятерых блестящих актёров советской эпохи, которые так и не стали родителями, хотя прожили долгие годы в браке и оставили неизгладимый след в истории отечественного кинематографа.
Александр Демьяненко - Шурик, который не хотел детей
Когда мы думаем о Шурике из гайдаевской трилогии, перед глазами встаёт образ милого увальня в очках, попадающего в невероятные истории. Александр Демьяненко создал одного из самых любимых персонажей советского кино - обаятельного студента, который то ловил «птицу счастья завтрашнего дня», то спасал Нину от кавказских похитителей.
Но в жизни актёр оказался человеком гораздо более сложным и противоречивым, чем его экранный герой.
Демьяненко был женат дважды. Первую супругу, Марину Даниловну Склярову, он встретил ещё в родном Свердловске - они вместе ходили в драмкружок, вместе мечтали о сцене.
Марина грезила карьерой сценариста, но муж убедил её заниматься исключительно бытом и домом. По признанию самой Скляровой, Демьяненко совершенно не был приспособлен к житейским делам - дома и на даче всё делала она сама, а супруг лишь требовал, чтобы «всё было красиво».
Но самое печальное - детей в этой семье не было по воле самого актёра. Марина несколько раз прерывала беременности, потому что муж категорически не хотел становиться отцом.
Двадцать лет такой жизни - и Демьяненко просто собрал вещи и ушёл, оставив бывшей жене всё имущество. Официальный развод случился только через двенадцать лет после фактического расставания - никто не спешил.
Вторая супруга, Людмила Акимовна, работала ассистентом режиссёра дубляжа на «Ленфильме», где Демьяненко озвучивал картины. С ней он официально зарегистрировал брак и стал отчимом её дочери Анжелики, которую воспитал как родную.
Девочка впоследствии стала известной актрисой. Но своих детей не появилось и во втором браке. Людмила пережила супруга на шесть лет и была похоронена рядом с его могилой - финал, достойный мелодрамы.
Странная это история - человек, создавший образ обаятельного простодушного студента, сам бежал от отцовства. Может быть, боялся ответственности? Или считал, что дети помешают карьере? Мы никогда не узнаем истинных причин, но факт остаётся фактом: Шурик на экране был милым и добрым, а в жизни Демьяненко оказался человеком, не готовым к самому главному.
Андрей Мягков - пятьдесят восемь лет любви без детей
«Ипполит! Ну хоть бы оделся!» - эту реплику знают все. Андрей Мягков создал один из самых пронзительный образ- Женю Лукашина из «Иронии судьбы».
Его герой с гитарой, поющий «У вас такие глаза», стал символом советского Нового года, эталоном интеллигентного обаяния.
С Анастасией Вознесенской Мягков прожил пятьдесят восемь лет - с 1964 года и до самой своей смерти. Они познакомились в Школе-студии МХАТ, когда ему было двадцать три, а ей всего семнадцать. По словам самого артиста, это была любовь с первого взгляда, одна-единственная на всю жизнь.
В 1965 году Олег Ефремов пригласил Вознесенскую в «Современник», но актриса поставила условие - вместе с ней должны взять и Мягкова. Так они всю жизнь и шли рука об руку, снявшись вместе в шестнадцати картинах.
Детей у них не было. Супруги объясняли это тем, что посвящали себя работе - на что-либо другое просто не оставалось времени. «Тут нет секрета, - говорил Мягков о счастье в браке. - Надо любить.
Надо, чтобы было искреннее желание сделать для человека что-то приятное. Надо, чтобы не виделось возможности существовать без этого человека. Вот и всё. Больше ничего не нужно. И тогда будет брак навсегда».
Мягков был закрытым человеком, почти не давал интервью, редко появлялся на публике. Коллеги вспоминали, что на съёмках рязановского фильма он был сосредоточен исключительно на своей роли, сразу после отснятого дубля уходил и почти ни с кем не общался.
Он увлекался живописью, написал три детективных романа, по его сценарию Михаил Туманишвили снял трилогию «Сивый мерин».
История Мягкова - это история выбора. Можно сказать, что они с Анастасией выбрали искусство вместо родительства, но это было бы слишком просто. Скорее, они выбрали друг друга - настолько полно и безоговорочно, что в этой любви просто не осталось места для кого-то третьего. Может быть, это эгоизм, а может быть - высшая форма преданности.
Леонид Филатов - страсть вместо отцовства
Леонид Филатов - это отдельная вселенная советского кино. Актёр, режиссёр, поэт, автор гениальной «Про Федота-стрельца». Человек, который умел быть смешным и трагичным одновременно, который читал свои стихи так, что перехватывало дыхание.
Его личная жизнь была похожа на сценарий мелодрамы - с запретной любовью, долгим ожиданием и болезненным разрывом.
Друзья часто рассказывали, что Филатов по уши влюбился в Наталью Варлей, увидев её в «Кавказской пленнице». Когда актриса поступила в Щукинское училище, у него появился шанс завоевать её, но девушка выбрала Николая Бурляева.
Сам Филатов женился на Лидии Савченко, у них был крепкий брак, пока он не встретил Нину Шацкую - жену Валерия Золотухина.
Три года они наблюдали друг за другом втайне, потом закрутили страстный роман. Двенадцать лет им пришлось скрывать отношения - расставались и снова возвращались друг к другу, потому что безумно тянуло. В конце концов Филатов развёлся с первой женой, оставив ей квартиру, и в 1982 году женился на Нине.
Совместных детей у пары не было, но Филатов относился к сыну Нины от первого брака как к родному. Он посоветовал молодому Денису Золотухину поступить во ВГИК на режиссёра и оплатил его учёбу.
Молодой человек даже хотел взять фамилию отчима, но потом передумал, назвав это грехом молодости и предательством, попросил прощения у родного отца. Валерий Золотухин и Леонид Филатов так и остались непримиримыми врагами.
Денис стал священником, женился на официантке Алле, у них родилось четверо детей. Филатов считал, что старшая внучка Оля, навещавшая его в больнице, спасала ему жизнь. Ей он посвятил одно из самых трогательных стихотворений - «Деда, погоди!».
Получается парадокс - Филатов не стал биологическим отцом, но оказался настоящим отцом для чужого сына и дедом для его детей. Может быть, дело не в крови, а в готовности любить и принимать? Может быть, настоящее родительство начинается не с рождения, а с выбора?
Михаил Кононов - цена депрессии
Михаил Кононов прожил с женой Натальей тридцать восемь лет. Они познакомились в 1969 году, когда он был старше её на девять лет. Девушка работала на радиостанции, профессионально каталась на лыжах.
Молодые люди поженились почти сразу после знакомства - стремительно, как это часто бывало в ту эпоху.
Но вскоре после свадьбы случилось страшное - мать Кононова покончила с собой. После этого актёр стал грубым и раздражительным. Чтобы сохранить брак, Наталья отказалась от всех своих увлечений и посвятила себя мужу - помогала бороться с депрессией, ухаживала во время болезней. Хотя она хотела детей, наследников в этом браке не появилось.
В последние годы жизни Кононов снялся в нескольких значимых картинах - «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» Юрия Кары, «Курочка Ряба» Андрея Кончаловского и сериале «В круге первом» по роману Солженицына.
В последнем он сыграл старика-заключённого, который работал дворником и с трепетом ждал писем от дочери - символично для человека, у которого самого детей не было.
Евгений Миронов, работавший с ним на съёмках, вспоминал: «Очень откровенный человек. Как наши персонажи Глеб Нержин и Спиридон, так и мы во время съёмок много времени вместе проводили. Я благодарен судьбе за эту встречу - как оказалось, единственную».
Кононов написал книгу воспоминаний, но не успел её выпустить. В мемуарах он хотел поделиться опытом с читателями, особенно с молодыми артистами: «Моя задача - познать до конца свою сущность в борьбе естества духа и плоти, влияние на мой характер людей, самоотверженно прошедших жизненный путь, мужественно и честно».
15 июля 2007 года Михаила Кононова в тяжёлом состоянии доставили в реанимацию. Сутки врачи боролись за его жизнь, но спасти не смогли. Ему было шестьдесят семь лет.
Георгий Юматов - трагедия фронтовика
Георгий Юматов - настоящий фронтовик, прошедший войну и ставший одним из любимейших актёров советского кино. Его судьба сложилась трагически и драматично, как сценарий остросюжетного фильма, который никогда не будет снят.
Жена актёра, Муза Крепкогорская, была увлечена исключительно карьерой. Юматов очень хотел детей, но супруга несколько раз прерывала беременность. После очередной операции врачи сообщили ей, что детей она больше не сможет иметь.
Так мечта Юматова о наследниках разбилась о жёсткий выбор жены между материнством и актёрской профессией.
Последние годы жизни артиста стали настоящим кошмаром. По официальной версии, 6 марта 1994 года в состоянии алкогольного опьянения Юматов застрелил из охотничьего ружья дворника Мадатова, который помогал ему похоронить любимую собаку.
Со слов самого актёра, Мадатов оскорбил его как фронтовика, сказав, что зря в войне не победила Германия. Однако спустя годы режиссёр Виктор Мережко заявил - в дворника случайно выстрелила Муза Крепкогорская, а Юматов взял её вину на себя.
Актёру грозило от трёх до десяти лет лишения свободы, но адвокат сумел доказать, что действия подзащитного лишь превысили пределы необходимой обороны. Через два месяца после ареста Юматова выпустили под подписку о невыезде. Затем фронтовик попал под амнистию к пятидесятилетию Победы, и в конце 1995 года дело прекратили.
После этого случая режиссёры, опасаясь неадекватного поведения, перестали приглашать его в кино. Юматов начал ходить в церковь и окончательно бросил пить. Одно из последних его появлений на телевидении произошло в праздничной передаче «Поле чудес» к 9 мая в 1997 году.
После выхода из тюрьмы Юматову диагностировали аневризму брюшной аорты, сделали операцию. Спустя время произошло кровоизлияние в желудок. От госпитализации актёр отказался. Он скончался 4 октября 1997 года от разрыва брюшной аорты на семьдесят втором году жизни.
Похоронен на Ваганьковском кладбище - его могила находится рядом с могилами тёщи и жены, которая скончалась через два года после него. Похороны организовал Виктор Мережко, установивший памятник на могиле.
Пять судеб, пять разных историй - и ни одной счастливой развязки. Демьяненко не хотел детей и заставлял жену делать аборты. Мягков выбрал любовь к жене и искусство.
Филатов растворился в страсти к замужней женщине и стал отцом чужому сыну. Кононов погряз в депрессии после самоубийства матери. Юматов столкнулся с отказом жены, одержимой карьерой.
Что это - случайность или закономерность? Может быть, советское кино требовало от своих героев такой самоотдачи, что на обычную человеческую жизнь просто не оставалось сил? Или каждая из этих историй - результат личного выбора, за который потом приходилось расплачиваться одиночеством?
Мы помним их по ролям, цитируем реплики, пересматриваем любимые фильмы. Но за кадром их жизни складывались совсем не как в кино - без счастливых финалов, без детских голосов в доме, без продолжения. Может быть, в этом и заключается настоящая драма актёрской судьбы - отдать всего себя искусству и не оставить после себя никого, кроме ролей на плёнке.