О чем была эта книга для вас? Даем имя году
Если бы уходящий год действительно был книгой или фильмом, какое название вы бы ему дали? Это название должно отражать его главную суть, основную тему или самое яркое впечатление, которое он оставил. Не спешите с ответом. Позвольте себе перебрать несколько вариантов.
Возможно, это будет что-то вроде:
• "Год неожиданных открытий"
• "Время испытаний и стойкости"
• "Путешествие к себе"
• "Уроки любви и прощения"
• "Год смелых решений"
• "Гармония в простоте"
Это название – не просто красивая метафора. Оно помогает сконцентрировать весь многогранный опыт года в одной емкой фразе, которая будет служить вам напоминанием о его ключевых посланиях.
Подумайте также:
- О чем была эта "книга" (уходящий год) в целом? Какой у нее был основной сюжет или лейтмотив?
- Чему эта "книга" может обучить своего читателя (то есть вас в будущем или даже других людей, если бы вы поделились своей историей)?
- Какие открытия ждут читателя на страницах этой "книги"?
Запишите выбранное вами название года и свои размышления о его содержании.
Главные открытия и послания уходящего года
Теперь давайте попробуем выделить самое главное.
- Какие 3-5 самых важных открытий о себе вы сделали в этом году? Это могут быть новые грани вашей личности, скрытые таланты, осознанные ценности или потребности.
- Какие главные уроки преподнес вам уходящий год? Чему вы научились о жизни, о людях, о себе?
- Какое главное послание или совет вы бы взяли от уходящего года в год наступающий? Если бы год мог говорить, что бы он вам сказал на прощание?
Эти открытия и послания – ваш бесценный опыт. Они как путеводные звезды, которые помогут вам ориентироваться в будущем.
Что взять с собой, а что оставить с благодарностью?
Не все, что произошло в уходящем году, мы хотим нести с собой дальше. Есть опыт, который научил нас чему-то важному, но сам по себе был тяжелым или болезненным. Есть старые обиды, сожаления, страхи, которые больше не служат нам, а лишь отягощают наш путь.
Сейчас у вас есть возможность сознательно выбрать, что вы берете с собой в следующий год, а что решаете оставить в прошлом.
Что ценного из уходящего года вы готовы и хотите взять с собой?
Это могут быть:
• Новые знания и навыки.
• Укрепившиеся отношения.
• Позитивные привычки.
• Вдохновляющие воспоминания.
• Чувство благодарности, любви, уверенности.
• Осознанные ценности и цели.
• Извлеченные уроки и мудрость.
А что вы готовы оставить в уходящем году? Помните, что "оставить" – не значит забыть или обесценить. Это значит отпустить с благодарностью за тот опыт, который это принесло, но больше не позволять этому определять ваше настоящее и будущее.
Это могут быть:
• Обиды и разочарования.
• Чувство вины или сожаления о прошлом.
• Ограничивающие убеждения и страхи.
• Токсичные отношения или связи, которые себя изжили.
• Негативные привычки.
• Нереализованные ожидания, которые больше не актуальны.
Помните, вы вольны выбирать, что брать с собой, а что оставить. Бумага вытерпит все ваши решения. Позвольте себе этот процесс отпускания – он может быть очень освобождающим.
Упражнение: "Багаж в будущее"
Цель: Сознательно определить, какой опыт, знания, качества и эмоции из уходящего года вы хотите взять с собой в будущее, а от чего готовы освободиться.
Ожидаемый результат: Ощущение легкости, завершенности и готовности к новому этапу, а также ясное понимание своих ресурсов и того, что больше не служит вашему развитию.
Шаги:
1. Возьмите два листа бумаги.
На первом листе напишите заголовок:
"Мой багаж в наступающий год: Беру с собой с благодарностью".
Разделите этот лист на несколько категорий, например:
- Уроки и мудрость
Какие главные уроки вы берете? - Качества и навыки
Какие свои сильные стороны, развитые или открытые в этом году, вы берете? - Ценности и убеждения
Какие поддерживающие верования и важные ценности остаются с вами? - Отношения
Какие отношения вы цените и хотите развивать? - Позитивные эмоции и состояния
Какие чувства – радость, благодарность, уверенность – вы берете с собой? - Вдохновляющие воспоминания
Какие моменты года будут согревать вас?
Заполните каждую категорию.
2. На втором листе напишите заголовок:
"Оставляю в уходящем году с благодарностью за опыт".
Здесь также можно выделить категории или просто составить список:
- Обиды и сожаления
(Кого или что вы прощаете и отпускаете? - Страхи и сомнения
Какие опасения больше не должны влиять на вас? - Ограничивающие убеждения
С какими мыслями вы прощаетесь? - Изжившие себя отношения/ситуации
Что пора отпустить? - Негативные привычки
От чего вы готовы отказаться?
Заполните этот список.
Когда будете писать, старайтесь испытывать не злость или досаду, а именно благодарность за тот опыт, который это вам дало, и решимость двигаться дальше без этого груза.
3. После того как оба списка будут готовы, вы можете символически "отпустить" второй лист. Некоторые находят полезным его сжечь (соблюдая меры предосторожности!), разорвать на мелкие кусочки или просто торжественно выбросить. Главное – это ваше внутреннее ощущение завершения и освобождения.
Первый лист – "Мой багаж" – сохраните. Это ваш ресурс, к которому вы сможете обращаться в течение следующего года.
Вопросы для саморефлексии:
- Какое чувство доминирует у вас сейчас, когда вы подвели эти итоги по уходящему году?
- Если бы уходящий год был человеком, что бы вы ему сказали на прощание?
- Насколько полно, на ваш взгляд, вы смогли "закрыть" главу уходящего года благодаря этой работе? Что еще, возможно, требует вашего внимания
Автор статьи
Альберт Сафин - психолог (ВЕИП), коуч (ICF, IAGC), писатель («Игры с разумом», «Воспитание разума», «Ныть или жить», «Код жизни»), автор канала с уроками по практической психологии (более 515.000 подписчиков: http://youtube.com/user/seodrum), бизнес-тренер, автор и ведущий курса развития стратегического мышления QCIC - живое обучение с практикой в Санкт-Петербурге и Москве (qcic.ru), создатель тренажера переговорных навыков «Защитись! Договорись! Насладись! PRO».
Telegram: https://t.me/safin4 (Общение, новости, анонсы событий)
Сайт с уроками: https://qcic.ru/katalog (Все уроки в открытом доступе)
Очный курс (Москва, СПб): https://qcic.ru (Живое обучение с практикой)
Уроки в текстовом формате: https://www.litres.ru/author/albert-rauisovich-safin/