Рождество ассоциируется у нас со светлым и счастливым временем, когда вся семья собирается вместе, а дети получают подарки. Но так было не всегда, в старину дети боялись, что вместо Святого Николая (предтеча Санта-Клауса и Деда Мороза) с мешком подарков и сластей, к ним придет Крампус с розгами, а тех, кто особенно много шалил, может съесть рождественский кот.
Рождественский кот, пожирающий детей
Эта легенда имеет древнее исландское происхождение. Имя его Йолакоттуринн. Эта огромная грозная кошка с клыками бродит по лесам и горам, а под Рождество приближается к людским поселениям и охотится на лентяев и бездельников.
Кот щадил тех, кто получил новую одежду до Рождества – особый критерий, который может показаться странным тем, кто не знаком с исландскими обычаями, но он отмечал тех, кто был хорошим работником. Одежда стоила очень дорого, и если ты получил обновку, кафтан, юбку, штаны или платье, а еще лучше – добротные башмаки, значит ты хорошо потрудился в этом году.
Впервые упомянутый в XIX веке, исландский Йоль-кот тесно связан с ландшафтом страны и ее суровыми зимами. Легенда отражает тот факт, что это суровое и ледяное время года требовало коллективных усилий от населения для выживания.
В частности, рождественский кот служит стимулом против лени. Вместо того чтобы выбирать своих жертв случайным образом, легендарный рождественский кот нападает на исландцев, которые не получили новую одежду до Рождества. Эта необычная связь между одеждой и выживанием объясняется исторической зависимостью Исландии от производства шерсти.
Овцеводство было важнейшим элементом исландской экономики, и подготовка шерсти к долгим зимним месяцам требовала изнурительной работы по мере приближения зимы. Рабочие, усердно выполнявшие эту работу, были вознаграждены теплой одеждой из свежесобранной шерсти – важным подарком в суровом исландском климате.
Между тем, те, кто уклонялся от своих обязанностей или считался ленивым, рисковали не только неодобрением, но и тем, что не получат новую одежду.
Согласно легенде, любой, кто не получит новую одежду к Сочельнику (что, следовательно, подразумевает его неспособность к трудолюбию в холодное время года), станет жертвой голодного рождественского кота.
В этом контексте миф о рождественском Коте служит двум моральным целям: он напоминает о важности долга и подчеркивает коллективную потребность сообщества в подготовке к зиме.
Поэтому для исландцев это фольклорное пушистое существо неизбежно стало одновременно и важным мотиватором, и пугающим напоминанием о последствиях лени – символом необходимости усердия в условиях столь сложной для выживания местности.
Грила и рождественский кот
В некоторых случаях рождественский кот также связан с историей Грилы, легендарного чудовища из исландского фольклора, похожего на людоеда.
Миф о тролле Гриле восходит, по меньшей мере, к XIII веку и связан с «Прозаической Эддой» историка и поэта Снорри Стурлусона. В исландском фольклоре Грила похищает и поедает непослушных детей во время Рождества.
Между тем, она также возглавляет особенно неприятную семью, в которую входят Йольские Парни – 13 озорных троллеподобных существ, которые посещают исландские дома в дни, предшествующие Рождеству.
В некоторых интерпретациях этой истории Йольский Кот — верный питомец Грилы, разделяющий пристрастие огра к человеческому мясу, а любой, кого сочли ленивым, становится для него особенно заманчивым лакомством.
Крампус
Другой персонаж, которого боятся дети, это Крампус. В ночь с 5 на 6 декабря Крампус сопровождает Святого Николая. Послушные и добрые дети получают подарки, а тех, кто плохо учится, баловался и не слушался взрослых, Крампус наказывает. Например, кладёт ему под подушку уголь или засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, предположительно, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.
Изображают Крампуса как самого настоящего черта, он покрыт темной и густой шерстью, а на голове у него рога.
Происходит этот неприятный персонаж из австрийского фольклора. Само слово «Крампус» происходит от старого немецкого слова «krampen», что означает «коготь», либо, по другой версии, от баварского «Krampn» — нечто мёртвое, высохшее. А первые упоминания о нем относятся еще к дохристианским временам.
Но мне больше всего нравится женская версия, придуманная уже в XIX веке скорее шутки ради. Леди Крампус наказывает тех пап, кто плохо вел себя.
Ведьма Ла Бефана
В сочельник итальянские дети ждут, что к ним придет ведьма Ла Бефана. Эта дама приносит подарки, совсем как дед Мороз или Санта-Клаус, но вот с теми, кто подарки не заслужил, она ведет себя как самый настоящий Крампус.
Свое происхождение миф о Бефане ведет от древней языческой богини Стрения, распределявшей Йольские дары. Чаще всего ее подарками были инжир, мед, финики.
Также есть теории, что прототипом Бефаны была Берта/Перхта — богиня, известная у альпийских народов: в фольклоре Баварии и Австрии сохранилось поверье, что на Святки (особенно в Двенадцатую ночь) Перхта бродит по домам и хочет узнать, были ли в уходящем году дети усердными и трудолюбивыми. Если они были такими, то утром в обуви или ведре они могли найти серебряную монету, если ленились — то она могла вскрыть их животы и набить их соломой и камнями.
Бефану изображают обычно в виде старушки, летящей на метле, одетой во всё чёрное и с мешком подарков и сладостей за спиной. Вот такая вот смесь Бабы Яги с Дедом Морозом.
В дом ведьма проникает через дымоход, а если хозяева подготовились и ждали ее, поставили на стол вино и закуски для Бефаны, она еще и подметает пол в доме.
Все рождественские и новогодние страшилки имеют под собой одну основу и цель: продемонстрировать, что трудолюбие и послушание вознаградятся, а вот лень, дурное поведение и прочие пороки будут наказаны.
А вы кого больше всего из этих персонажей испугались?
Bellalavanda в телеграм
Bellalavanda теперь и в MAX
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки! Без ваших реакций и комментариев канал не может развиваться!