Найти в Дзене
ATTACK THE MUSIC (метал-блог)

Библейский ужас, который стал гимном: как Metallica выковали «Creeping Death»

«Creeping Death» — это шесть минут амбициозного, заставляющего сжимать кулаки величия, доказавших, что этим огрызающимся уличным хулиганам есть что предложить, помимо подпитанной алкоголем скорости. Спустя более 40 лет она остаётся одним из краеугольных камней карьеры Metallica — композицией, столь же монументальной, как и любой голливудский блокбастер. Вспоминаем, как создавался один из самых крутых треков группы. Вы читаете Attack the Music — блог о тяжёлой музыке и всём, что с ней связано! Истории о знаковых альбомах, обзоры новинок, рейтинги и интервью с музыкантами! Подписывайтесь! Где рождаются величайшие гимны? Иногда — в детской одержимости голливудскими эпиками, а порой — в школьной тетради будущей рок-звезды. Бывает, что каркасом будущего хита может послужить набросок песни другой группы. Так получилось, что в истории создания "Creeping Death" фигурирует все перечисленное выше. Но обо всем по порядку. От школьного риффа до гимна стадионов Пластинка Kill 'Em All ещё не успела

«Creeping Death» — это шесть минут амбициозного, заставляющего сжимать кулаки величия, доказавших, что этим огрызающимся уличным хулиганам есть что предложить, помимо подпитанной алкоголем скорости. Спустя более 40 лет она остаётся одним из краеугольных камней карьеры Metallica — композицией, столь же монументальной, как и любой голливудский блокбастер. Вспоминаем, как создавался один из самых крутых треков группы.

Вы читаете Attack the Music — блог о тяжёлой музыке и всём, что с ней связано! Истории о знаковых альбомах, обзоры новинок, рейтинги и интервью с музыкантами! Подписывайтесь!

Где рождаются величайшие гимны? Иногда — в детской одержимости голливудскими эпиками, а порой — в школьной тетради будущей рок-звезды. Бывает, что каркасом будущего хита может послужить набросок песни другой группы. Так получилось, что в истории создания "Creeping Death" фигурирует все перечисленное выше. Но обо всем по порядку.

От школьного риффа до гимна стадионов

Пластинка Kill 'Em All ещё не успела как следует осесть на полках музыкальных магазинов, но Metallica уже изо всех сил стремились выйти за рамки зарождающейся трэш-сцены, которую они сами же и помогли определить. «Creeping Death» была одной из первых песен, написанных специально для следующего альбома Ride The Lightning, и как её масштаб, так и лёгкость, с которой она писалась, указывали на то, что они на голову опережали своих сверстников.

«С музыкальной точки зрения, это была одна из тех песен, которая появилась быстро и так же быстро обрела собственную жизнь», — говорит Ларс.

Подобно и многим другим ранним песням Metallica, она представляла собой набор различных идей. Удивительно, но самая запоминающаяся её часть изначально даже не была частью песни Metallica. Хоровой брейкдаун — «Die by my hand!» («Умри от моей руки!»), вскоре ставший неотъемлемой частью их живых выступлений, — был позаимствован из его первой группы Exodus.

"Я написал этот рифф ещё в старших классах школы, — вспоминает Кирк. — Я пытался создать что-то тяжелее тех групп, которые слушал сам, и впервые почувствовал, что у меня получилось".

Гитарист и его товарищи по Exodus развили этот мощный рифф в полноценную композицию «Die By His Hand», которая вошла в двухтрековый демо-релиз 1983 года под тем же названием. Спустя несколько месяцев после присоединения к Metallica он с удивлением услышал, как его новые коллеги по группе исполняют тот же самый рифф в одной из своих новых песен.

"Джеймс Хэтфилд и Ларс сочинили "Creeping Death" за один день, а потом позвали меня на репетицию, — рассказывал Кирк журналу Metal Hammer в 2014 году. — Когда они дошли до риффа из "Die By His Hand", то начали посматривать на меня с ухмылкой. Я рассмеялся, потому что этот рифф болтался у меня в голове уже очень давно, но в "Creeping Death" он зазвучал идеально".

Гитарист предположил, что плёнку с записью им передал менеджер Exodus и звукоинженер Metallica Марк Уитакер, когда они в начале 1983 года рассматривали возможность переманить его у своих соперников из залива Сан-Франциско. Им настолько понравилась песня, что они решили адаптировать часть её для себя. Однако один человек остался не во восторге от этой идеи — гитарист Exodus Гэри Холт.

«Помню, как позвонил Кирку и устроил ему хорошую взбучку, — вспоминал он позже. — Он сказал: "А, я думал, я спрашивал у тебя разрешения“. А я ему: "Нет, не спрашивал"».

Что касается текста, то «Creeping Death» черпала вдохновение для него из ещё более старого источника — голливудского блокбастера, который Ларс обожал в юности.

Ползучая смерть

Сесил Б. ДеМилль был режиссёром одних из самых помпезных голливудских фильмов 40-х и 50-х годов. Для своей последней картины, библейской эпопеи 1956 года «Десять заповедей», ДеМилль пригласил суперзвезду с чеканным профилем — Чарлтона Хестона. Тот должен был сыграть Моисея, ведущего порабощённый еврейский народ из Египта в Землю обетованную, пока власти страны изрядно им досаждали.

В одном датском доме эта ветхозаветная кино-эпопея стала обязательной к просмотру всякий раз, когда её повторяли по телевизору.

«В детстве я был одержим «Десятью заповедями», — говорит Ларс Ульрих. — Если вы посмотрите фильм, то определённо увидите, что он и послужил источником вдохновения для «Creeping Death». Связь очевидна».

Ларс вспоминает, как он с Джеймсом и Клиффом Бёртоном раздобыли кассету с "Десятью заповедями" и пошли смотреть её в дом родителей Клиффа, потому что у них самих не было видеомагнитофона.

Фильм предоставил идеи и образы, которые в итоге вошли в готовую песню, включая отсылки к череде казней, обрушившихся на Древний Египет из-за того, что правящий фараон отказался освободить евреев. Худшая из них — Ангел Смерти, убивающий первенца в каждой египетской семье.

«Потом из-за луны появляется этот туман, он опускается ниже и начинает ползти по земле, как дым из машины, и все, кто оказывается в нём, падают на землю замертво», — описывает Ларс.

Именно Клифф Бёртон придумал фразу «Creeping Death» («Ползучая смерть»), чтобы описать этот смертоносный туман.

«Как это часто бывало в Metallica, это просто звучало круто, без какого-то особого скрытого смысла, — говорит Ларс. — Просто два слова, которые звучали круто».

Готовая песня заняла предпоследнее место на альбоме Ride The Lightning, хотя во многих смыслах она стала настоящей кульминацией пластинки. К тому времени она уже стала краеугольным камнем в программе выступления Metallica, причем еще с тех времен, когда группа впервые исполнила её в клубе Keystone в Пало-Альто в Хэллоуин 1983 года — за девять месяцев до выхода альбома. Спустя более четырёх десятилетий и полутора тысяч живых исполнений эта библейская эпопея остаётся вехой как для Metallica, так и для метала в целом.

Спасибо, что дочитали до конца!

Еще больше историй и новостей из мира тяжелой музыки у нас на канале - Подписывайтесь!

Также рекомендуем другие наши публикации: