Найти в Дзене
99 фильмов

Netflix: от почтовых конвертов до властелина Голливуда - полная история

В наши дни стриминговые сервисы, предоставляющие доступ к библиотеке фильмов на основе платной подписки стали обыденностью. Более того индустрия стриминга впечатляет количеством игроков: Netflix, Amazon, Disney+, HBO Max, Apple TV+ и др. Если говорить о России, здесь тоже хватает разнообразия: Кинопоиск, Иви, Okko, Premier и др. Логотип Netflix Но в этой статье мы поговорим о самом первом игроке - Netflix, с которого всё начиналось. Ведь когда мы слышим фирменную заставку Netflix, мы готовимся к погружению в историю на экране. Но поверьте, самая захватывающая история - это путь самой компании. Немного преувеличил, конечно, но не на пустом месте. Сейчас вы узнаете, как стартап, над которым смеялись, превратился в технологического монстра, изменившего мир. Мы разберём не только сухие факты, но и любопытные детали: хитрые алгоритмы, скандальную корпоративную культуру и проекты, которые навсегда изменили интернет. Вместо вступления А начнём мы с другой, интересной в контексте истории Netfi
Оглавление

В наши дни стриминговые сервисы, предоставляющие доступ к библиотеке фильмов на основе платной подписки стали обыденностью. Более того индустрия стриминга впечатляет количеством игроков: Netflix, Amazon, Disney+, HBO Max, Apple TV+ и др. Если говорить о России, здесь тоже хватает разнообразия: Кинопоиск, Иви, Okko, Premier и др.

Логотип Netflix
Логотип Netflix

Но в этой статье мы поговорим о самом первом игроке - Netflix, с которого всё начиналось. Ведь когда мы слышим фирменную заставку Netflix, мы готовимся к погружению в историю на экране. Но поверьте, самая захватывающая история - это путь самой компании. Немного преувеличил, конечно, но не на пустом месте. Сейчас вы узнаете, как стартап, над которым смеялись, превратился в технологического монстра, изменившего мир. Мы разберём не только сухие факты, но и любопытные детали: хитрые алгоритмы, скандальную корпоративную культуру и проекты, которые навсегда изменили интернет.

Вместо вступления

А начнём мы с другой, интересной в контексте истории Netfix компании, которая могла бы занять место Нетфликс. Могла бы, если бы смотрела в завтрашний день и думала на ход вперёд. Итак, знакомьтесь, компания Blockbuster - бывшая американская сеть видеопрокатных магазинов. А заодно один из самых крупных неудачников киноиндустрии.

Кадр из сериала "Игра в кальмара" (2021)
Кадр из сериала "Игра в кальмара" (2021)

Дело в том, что Blockbuster была мировым лидером проката видеокассет в 1990-х и начале 2000-х, но обанкротилась к 2010 году из-за неспособности адаптироваться к конкуренции со стороны стриминговых сервисов, таких как Netflix, и игнорирования новых технологий. Этого факта пока достаточно, чтобы перейти непосредственно к истории Netflix.

1. Давид против Голиафа: Эпоха DVD (1997–2006)

Легенда из мира киноиндустрии гласит, что основатель Netfix Рид Хастингс создал компанию из-за штрафа в $40 от компании Blockbuster за просроченную кассету с фильмом "Аполлон-13". Это красивый миф. Реальность была прагматичнее. Netflix это не стартап из гаража, а смелый и тщательно продуманный проект.

Кадр из сериала "Очень странные дела" (2016)
Кадр из сериала "Очень странные дела" (2016)

До того, как придумать Нетфликс, Рид Хастингс (программист по образованию) уже успел заработать стартовый капитал в несколько миллионов долларов на создании программного обеспечения для диагностики компьютерного кода. Так основав в 1991 году компанию Pure Software он успешно развивал её вплоть до 1997 года.

Кадр из сериала "Карточный домик" (2013)
Кадр из сериала "Карточный домик" (2013)

Но в 1997 году Хастингс и его партнер по Pure Software Марк Рэндольф, вдохновившиеся онлайн магазином Amazon, начали поиск товаров и услуг, которые можно было бы продавать через интернет. Выбор пал на прокат видеофильмов, которые в то время распространялись на VHS-кассетах.

Это и легло в начальную идею создания Netflix. Предполагалось принимать заказы онлайн, а видеокассеты отправлять почтой, в отличии от Blockbuster, которая работала офлайн, слепо полагаясь на сеть из 6000 точек проката по всей Америке. Да, Хастингс метил в давно и прочно занятую нишу, но он пришёл туда со свежей идеей. И эта идея была не единственной.

Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)
Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)

VHS-кассеты плохо подходили для доставки почтой. Мало чего, они были слишком дорогими, так ещё и хрупкими. Но в 1997 году в Японии представили новый революционный формат - DVD. Тонкий диск идеально помещался в почтовый конверт. Этим мгновенно воспользовался Netflix. Расходы на логистику были значительно снижены, а риски повреждения диска были значительно ниже в сравнении с видеокассетами.

Кадр из сериала "Ход королевы" (2020)
Кадр из сериала "Ход королевы" (2020)

Но Blockbuster всё ещё оставался сильным конкурентом. И в 1999 году Хастингсу пришла очередная инновационная идея, связанная с устранением значительного недостатка видеопроката - штрафа за задержку возврата DVD-диска. Проблема была решена новой моделью оплаты. Вместо поштучной оплаты проката одного DVD-диска, в которую входили услуги отправки почтой и сервисный сбор предлагалась подписка на месяц с безлимитным количеством дисков. И без жёстких сроков, грозящих штрафами, на время действующей подписки.

Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)
Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)

Как покажет время, это было гениальной идеей. Бизнес-модель "Без штрафов" была простой и удобной. Ведь после того, как Netflix ввёл подписку, за фиксированную плату можно было держать у себя диски сколько угодно. Это уничтожило главную боль клиентов видеопроката - страх не успеть вернуть фильм.

Иронично, что в 2000 году, когда лопнул пузырь доткомов, и Netflix был на грани банкротства. Хастингс пришел к гендиректору Blockbuster с предложением купить начинающую Netlix за $50 млн. Но его буквально выставили за дверь, сдерживая смех. В будущем этот случай будут печатать в учебниках по бизнесу как пример роковой ошибки.

Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)
Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)

Netflix этот отказ пережил. На дистанции в 3 года идеи Хастингса работали и приносили доход. В 2002 году Нетфликс выходит на биржу NASDAQ. А в 2003 набирает первый миллион подписчиков. А Blockbuster, считавшей свою сеть несокрушимой, слишком поздно опомнился, опоздав с ответными мерами против набирающего обороты конкурента. Так в начале 2000-х маленький Netflix свалил с ног огромного конкурента Blockbuster.

Для справки: Сегодня Netflix стоит более $70 млрд, а от сети Blockbuster остался ровно одна точка в штате Орегон, и та скорее в качестве музея.

2. От проката дисков к стриминговому сервису

В 2007 году Netflix всё ещё далёк от стримингового гиганта, так как в основе бизнеса прокат физических носителей, а не цифрового контента. Но главная суперсила Рида Хастингса - умение видеть будущее и безжалостность к прошлому. Не смотря на то, что в 2007 году прокат DVD приносил огромную прибыль, Хастингс понимал, что почта - это вчерашний день. Будущее за стримингом.

Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)
Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)

В 2007 году сервис потокового видео был запущен как бесплатное дополнение к подписке на диски. Библиотека была скудной (около 1000 фильмов), качество картинки - ужасным. Но это позволило собрать первые данные о поведении пользователей в онлайне.

В 2011 году желая ускорить переход в цифру, Хастингс решил разделить компанию на две: Qwikster (DVD) и Netflix (стриминг). Это означало два разных сайта и двойную оплату для клиентов. Итог оказался печальным: падение акций на 75% и отписка 800 000 человек. Хастингс публично извинился, назвав себя высокомерным, и откатил решение. Это стало уроком, показавшим что инновации важны, но нельзя игнорировать удобство пользователя.

Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)
Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)

3. Секретное оружие: алгоритмы и сбор данных

Почему в наши дни Netflix и другие стриминги так затягивают нас? Потому что они знают о нас больше, чем наши близкие. Этому способствуют алгоритмы, первыми разработанные непосредственно Netflix. Стриминговая платформа не просто показывает фильмы - она следит и запоминает. Фиксирует, когда вы ставите паузу, какие сцены перематываете, в какой день недели смотрите комедии, а в какой - драмы.

Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)
Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)

Так ваша учетная запись со временем персонализируется под вас. В результате обложка одного и того же фильма у вас и у вашего друга может быть разной. Если вы часто смотрите мелодрамы, на постере боевика вам покажут романтическую сцену главных героев. Если любите экшн - взрыв.

Кроме того Netflix впервые в индустрии ввёл микро-жанры. У Netflix нет просто жанра "Комедия". У них есть, к примеру, "Мрачные скандинавские комедии" или "Комедии с главным женским персонажем". И таких тегов - тысячи. Это позволяет идеально попадать в рекомендации.

Благодаря этим техническим новшествам Нетфликс стремительно развивался в последующие годы и развивается до сих пор.

4. Зал видеославы: проекты, ставшие мировыми хитам

Переломный момент наступил в 2013 году. Студии начали замечать растущую угрозу и повышать цены на контент. И тогда Netflix решил стать не библиотекой, а творцом, занявшись производством собственного контента (фильмов и сериалов). Вот главные вехи их контентной революции:

"Карточный домик" (House of Cards, 2013) - Первый громкий выстрел

Риск на $100 млн. Netflix купил два сезона, не видя даже "пилота". Анализ данных показал: аудитория любит режиссера Дэвида Финчера и актера Кевина Спейси, а также политические драмы. Но проект оказался успешным. Именно этот сериал ввёл моду на "запойный просмотр", когда весь сезон выкладывается в один день.

"Очень странные дела" (Stranger Things, 2016) - сила ностальгии

Проект, от которого отказались 15 других каналов. История про детей, монстров и 80-е стала частью культуры целого поколения. Сериал стал супрерхитом, он запустил моду на ретро-вейв, музыку 80-х и мерчандайзинг. Это был первый случай, когда сериал Netflix стал обсуждаемым событием планетарного масштаба.

Кадр из сериала "Очень странные дела" (2016)
Кадр из сериала "Очень странные дела" (2016)

"Игра в кальмара" (Squid Game, 2021) - триумф корейского кинематографа

Корейская драма о выживании, которую сценарист пытался продать 10 лет. Netflix же купил её в рамках стратегии расширения на азиатский рынок. В результате получился самый просматриваемый сериал в истории платформы. Бюджет был скромным ($21 млн), а прибыль исчисляется сотнями миллионов. Это доказало, что хит может родиться где угодно, язык больше не барьер.

Кадр из анимационного сериала "Игра в кальмара" (2021)
Кадр из анимационного сериала "Игра в кальмара" (2021)

"Ход королевы" (The Queen's Gambit, 2020) - влияние на реальность

Мини-сериал о шахматистке стал неожиданным блокбастером. Продажи шахматных досок в мире выросли на сотни процентов, а в шахматные секции записалось рекордное количество девочек. СМИ назвали этот феномен "Эффект Netflix" - способность влиять на потребительские привычки в реальном мире.

Кадр из сериала "Ход королевы" (2020)
Кадр из сериала "Ход королевы" (2020)

Оскароносные амбиции: "Рома" и "Ирландец"

Netflix хотел признания критиков. Фильм Альфонсо Куарона "Рома" и эпик Мартина Скорсезе "Ирландец" (с бюджетом $150 млн+) показали, что стриминг может создавать высокое искусство, достойное "Оскара", а не только развлекательный фастфуд.

Любовь. Смерть. Роботы (Love, Death & Robots, 2019) - захватывающее дух визуальное пиршество

Анимационная анталогия, в которой каждая серия создана разными студиями в уникальном стиле — от традиционного 2D и комиксной рисовки до гиперреалистичного 3D, которое сложно отличить от кино. Идеальный формат, эпизоды длятся от 5 до 15 минут и не связаны между собой сюжетом.

Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)
Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)

Это позволяет смотреть сериал в любом порядке и не тратить много времени, сохраняя динамику. А взрослый рейтинг (R) не ограничивает авторов. Здесь есть жестокость, эротика, чёрный юмор и сложные философские вопросы, которые редко встретишь в обычной анимации. В одном сезоне могут соседствовать комедия про захвативший мир йогурт, жесткий киберпанк, космический хоррор и философская притча об искусстве.

5. Корпоративная культура: Свобода и ответственность

Нельзя говорить об успехе Netflix, не упомянув их внутреннюю культуру, описанную в знаменитой презентации "Culture Deck".

  • Никаких правил отпусков: Сотрудники отдыхают столько, сколько хотят, если работа сделана.
  • Полная честность: Критика в лицо начальству поощряется.
  • Тест на удержание: Менеджеры регулярно спрашивают себя: "Если бы этот сотрудник захотел уволиться, стал бы я бороться за то, чтобы он остался?". Если ответ "нет" - сотрудника увольняют с щедрым выходным пособием.

Эта жесткая, но эффективная среда позволяет компании оставаться быстрой и не бюрократичной.

Кадр из сериала "Очень странные дела" (2016)
Кадр из сериала "Очень странные дела" (2016)

6. Стриминговые войны: появление конкурентов

Долгое время Netflix был монополистом или, как говорят у нас, царём горы. Но успех привлёк конкурентов. С 2019 года началась эра "Стриминговых войн".

Кто вступил в гонку Netflix?

  • Disney+: Главный конкурент. Владеет брендами Star Wars, Marvel, Pixar. Растёт быстрее всех в истории. Их стратегия - семейный контент и мощные франшизы.
  • Amazon Prime Video: Для Джеффа Безоса кино - это способ продавать подписку на бесплатную доставку товаров. У Amazon бесконечный кошелек, который способен купить сериал "Властелин колец" за $1 млрд.
  • Apple TV+: Стратегия "Меньше, да лучше". Они делают ставку на звёзд первой величины и идеальную картинку. Успех сериала "Тед Лассо" и победа фильма "CODA: Ребёнок глухих родителей" (2020) на "Оскаре" укрепили их статус.
  • HBO Max (Max): Ставка на качество ("Престижное ТВ"). "Игра престолов", "Одни из нас", "Наследники". Если Netflix - это супермаркет, то HBO - дорогой бутик.

5 декабря 2025 года HBO Max выбыл из гонки, так как был куплен Нетфликсом в рамках сделки по приобретению Warner Bros. за $72 млрд. И хотя официально сделка ещё не завершена, скорее всего точка невозврата пройдена и одним конкурентом в стриминговых войнах стало меньше. Хорошо это или плохо? Я думаю что скорее плохо, но мы поговорим об этом уже в другой статье.

Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)
Кадр из анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019)

Заключение

Из компании, рассылающей DVD в бумажных конвертах, Netflix превратился в глобальную студию, которая стирает границы между странами. Сегодня слово "Netflix" знают на любом континенте. И даже если конкуренты наступают на пятки, именно Netflix написал правила игры, по которым теперь играет весь мир.

Не смотря на появление конкурентов и пережитый кризис 2022 года (потерю подписчиков), Netflix снова адаптировался. Они ввели рекламу (чего заверяли не делать) и успешно начали бороться с шерингом паролей. А накапливаемые средства периодически инвестируют в другие проекты, например, мобильные игры.

Спасибо за внимание. Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующий пост.

Вам также может быть интересно: