Найти в Дзене
99 фильмов

Pixar: Как Стив Джобс, кучка гиков и одушевлённая лампа изменили мир

Оглавление

Студия Pixar не только подарила нам "Историю игрушек", "В поисках Немо", "Корпорацию монстров" и "ВАЛЛ-И", но и переписала правила анимации, раздвигая границы технологий и создавая мультфильмы, которые находили отклик в сердцах зрителей всех возрастов.

Заставка студии Pixar
Заставка студии Pixar

Сегодня Pixar - это одна из самых узнаваемых анимационных студий в мире. Путь Pixar - это история о творческом видении, технологических прорывах и смелых решениях, изменивших облик современной киноиндустрии. Но дорога к вершине анимационного олимпа была непростой. В этой истории были и крутые виражи и внезапные падения. Подробности читайте ниже.

1. Зарождение в недрах Lucasfilm

История Pixar началась задолго до того, как на экранах появился первый полнометражный компьютерный мультфильм. В конце 1970-х годов в подразделении компьютерной графики кинокомпании Lucasfilm, основанной Джорджем Лукасом (тот самый, что снял "Звёздные войны"), собралась группа талантливых программистов и художников. Возглавлял это подразделение Эд Кэтмелл, пионер в области компьютерной графики. В эту группу также вошли талантливые аниматоры Алви Рэй Смит и Джон Лассетер. Вместо они мечтали о создании полнометражного фильма, полностью нарисованного на компьютере.

Кадр из короткометражки "Приключения Андре и пчелки Уолли" (1984)
Кадр из короткометражки "Приключения Андре и пчелки Уолли" (1984)

Так в недрах Lucasfilm появилась команда, известная как Graphics Group, которая занималась разработкой передовых технологий для создания спецэффектов. Именно здесь были заложены основы будущего программного обеспечения Pixar, включая революционную систему рендеринга RenderMan, которая впоследствии стала индустриальным стандартом 3D-анимации. Их ранние короткометражные работы, такие как "Приключения Андре и пчелки Уолли" (1984), уже тогда демонстрировали невероятный потенциал компьютерной анимации в передаче эмоций и повествовании.

2. Эпоха Стива Джобса: рождение независимой студии

Несмотря на технологические успехи, Джордж Лукас в первую очередь был сосредоточен на производстве художественных фильмов и не видел коммерческого будущего в полнометражной компьютерной анимации. В 1986 году, после развода, Лукас решил продать своё компьютерное подразделение. Покупателем стал не кто иной, как Стив Джобс, который незадолго до этого покинул Apple. Джобс приобрел компанию за 5 миллионов долларов. А студия получила имя, которое сегодня знает весь мир - Pixar.

Кадр из короткометражки "Люксо-младший" (1986)
Кадр из короткометражки "Люксо-младший" (1986)

Под руководством Джобса Pixar изначально позиционировалась как технологическая компания, продающая мощные графические компьютеры Pixar Image Computer и программное обеспечение RenderMan. Однако продажи шли не так хорошо, как ожидалось. В то же время креативное ядро студии во главе с Джоном Лассетером продолжало создавать короткометражные анимационные фильмы, которые служили демонстрацией возможностей их технологий.

Поворотным моментом стал 1986 год, когда на свет появился короткометражный фильм "Люксо-младший". История о двух настольных лампах не только принесла Pixar номинацию на "Оскар", но и доказала, что компьютерная анимация способна вызывать у зрителей живые эмоции. Именно Люксо-младший стал символом студии, который и по сей день появляется в её заставке. Успех короткометражек, таких как "Оловянная игрушка" (1988), получившей "Оскар", укрепил веру Джобса в творческий потенциал команды и подтолкнул его к смене бизнес-модели: от продажи технологий к производству анимационного контента.

3. Революционный союз с Disney и "История игрушек"

В 1986 году Pixar заключила историческое соглашение с The Walt Disney Company на производство и дистрибуцию трех полнометражных компьютерных анимационных фильмов. Это партнерство объединило технологические инновации Pixar с мастерством повествования и маркетинговой мощью Disney.

Кадр из мультфильма "История игрушек" (1995)
Кадр из мультфильма "История игрушек" (1995)

Работа над первым анимационным фильмом, "История игрушек" (1995), была сопряжена с огромными трудностями. Никто прежде не создавал ничего подобного, и команде приходилось буквально на ходу изобретать новые методы и инструменты. Процесс был настолько сложным, что в какой-то момент производство было остановлено для полной переработки сценария. Однако упорство и творческое видение команды во главе с режиссером Джоном Лассетером принесли свои плоды.

Вышедшая на экраны в 1995 году "История игрушек" произвела фурор. Это был не просто технологический прорыв - это была увлекательная, трогательная и остроумная история, которая покорила и критиков, и зрителей. Фильм собрал в мировом прокате более 370 миллионов долларов и навсегда изменил индустрию анимации, доказав, что компьютерная графика - это не просто инструмент для создания спецэффектов, а полноценное средство художественного выражения. Кстати, Благодаря коммерческому успеху "Истории игрушек" акции Pixar в ноябре 1995 года взлетели в цене более чем в 2 раза, поправив финансовое состоянии студии.

4. Золотой век и слияние с Disney

После ошеломительного успеха "Истории игрушек" Pixar выпустила целую серию кассовых и признанных критиками хитов: "Приключения Флика" (1998), "История игрушек 2" (1999), "Корпорация монстров" (2001), "В поисках Немо" (2003), "Суперсемейка" (2004) и "Тачки" (2006). Каждый новый мультфильм не только демонстрировал растущее техническое мастерство студии - от реалистичной анимации воды в "В поисках Немо" до сложных текстур шерсти в "Корпорации монстров", - но и поднимал планку качества повествования.

Кадр из мультфильма "Приключения Флика" (1998)
Кадр из мультфильма "Приключения Флика" (1998)

Креативная философия Pixar, основанная на коллективном обсуждении проекта ведущими режиссерами и сценаристами с последующей доработкой в противовес классической философии - следованию требованиям руководства стала залогом их неизменного успеха. Никаких ограничений по должностям и свобода творчества.

Важно отметить, что в стенах студии намеренно допускалось свободное оформление рабочего пространства. Что лишний раз подчёркивает степень творческой свободы.

Однако, благоприятная творческая атмосфера не спасла Pixar от разногласий с Disney из-за взглядов на распределение прибыли. Поэтому в начале 2000-х Disney и Pixar увязли в затяжных переговорах в поисках компромиссов. А в 2006 году произошло событие, которое вновь потрясло киноиндустрию: Disney объявила о покупке Pixar за 7,4 миллиарда долларов. Стив Джобс стал крупнейшим акционером Disney, а Эд Кэтмелл и Джон Лассетер возглавили объединённые анимационные студии Disney и Pixar, что привело к творческому возрождению.

Кадр из мультфильма "Суперсемейка" (2004)
Кадр из мультфильма "Суперсемейка" (2004)

5. Эпоха сиквелов и творческий застой

Казалось, что теперь Pixar не может ошибаться. Но, студия наступает на классические "грабли" киноиндустрии. В начале 2010-х Pixar, к большому разочарованию многих фанатов, взяла курс на сиквелы.

"Тачки 2" (2011) стали первым фильмом Pixar, получившим "гнилой" рейтинг на Rotten Tomatoes. Критики и зрители в один голос твердили: "Это просто рекламный ролик для игрушечных машинок!". При бюджете в 200 миллионов долларов фильм, конечно, окупился, но магия Pixar впервые испарилась.

Кадр из мультфильма "Тачки" (2006)
Кадр из мультфильма "Тачки" (2006)

Затем последовал "Университет монстров" (2013). Фильм получился неплохим и собрал хорошую кассу, но до уровня оригинальной "Корпорации монстров" по реакции зрителей явно не дотягивал.

А в 2015 году случился "Хороший динозавр" — первый настоящий кассовый провал студии. История про дружбу динозавра и мальчика на фоне фотореалистичных пейзажей почему-то не зацепила зрителей. Возможно, дело было в слишком простом сюжете или в том, что персонажи-динозавры выглядели чересчур мультяшно на фоне невероятно красивых, но безжизненных пейзажей.

Кадр из мультфильма "Хороший динозавр" (2015)
Кадр из мультфильма "Хороший динозавр" (2015)

Поползли слухи о том, что Pixar выдохлись и студия променяла оригинальные идеи на гарантированную прибыль от сиквелов и что "золотой век" безвозвратно ушел.

6. И снова взлет: Возвращение к истокам

К счастью, Pixar услышала своих поклонников. Студия вновь сделала ставку на оригинальные, смелые и эмоциональные истории, которые затрагивали очень непростые темы.

"Тайна Коко" (2017) — это красочный мультфильм о мексиканском Дне мертвых. Это глубокое размышление о семье, памяти и о том, что значит следовать за своей мечтой. Создатели фильма настолько серьезно подошли к делу, что наняли команду культурных консультантов, чтобы максимально уважительно и достоверно показать мексиканские традиции.

Кадр из мультфильма "Тайна Коко" (2017)
Кадр из мультфильма "Тайна Коко" (2017)

"Душа" (2020) задала нам, пожалуй, самые важные вопросы: "Что делает нас нами?" и "В чем смысл жизни?". Главный герой, школьный учитель музыки Джо Гарднер, был списан с реального нью-йоркского учителя, который посвятил музыке 34 года своей жизни.

"Я краснею" (2022) — это забавная и трогательная метафора пубертатного периода. Режиссер Доми Ши черпала вдохновение из собственного подросткового опыта и из аниме, таких как "Сейлор Мун".

Эти и другие оригинальные проекты, такие как "Лука" и "Вперёд", доказали, что Pixar вернулась. Студия снова не боится экспериментировать, говорить со зрителями на сложные темы и, конечно же, заставлять нас сопереживать и смеяться одновременно.

6. Наследие и взгляд в будущее

Под крылом Disney студия Pixar продолжила создавать как оригинальные шедевры: "Рататуй" (2007), "ВАЛЛ-И" (2008), "Вверх" (2009), "Головоломка" (2015), "Тайна Коко" (2017), так и успешные продолжения любимых франшиз.

Кадр из мультфильма "ВАЛЛ-И" (2008)
Кадр из мультфильма "ВАЛЛ-И" (2008)

Несмотря на неизбежные творческие взлеты и падения, Pixar остается эталоном качества в анимации. А история Pixar - это не просто история технологических инноваций. Это история о том, как группа мечтателей, объединив искусство и науку, создала новую форму кинематографа.

Кадр из мультфильма "Рататуй" (2007)
Кадр из мультфильма "Рататуй" (2007)

Их наследие заключается не только в революционных технологиях и кассовых сборах, но и в умении рассказывать универсальные истории о дружбе, семье, потерях и поиске себя - истории, которые продолжают вдохновлять и волновать миллионы людей по всему миру. Pixar научила нас, что даже самые неодушевленные предметы могут обладать душой, и что за каждым пикселем на экране может скрываться большая и трогательная история.

Кадр из мультфильма "Головоломка" (2015)
Кадр из мультфильма "Головоломка" (2015)

Полная фильмография Pixar

Фильмография полнометражных анимационных фильмов Pixar

  1. История игрушек (1995)
  2. Приключения Флика (1998)
  3. История игрушек 2 (1999)
  4. Корпорация монстров (2001)
  5. В поисках Немо (2003)
  6. Суперсемейка (2004)
  7. Тачки (2006)
  8. Рататуй (2007)
  9. ВАЛЛ-И (2008)
  10. Вверх (2009)
  11. История игрушек: Большой побег (2010)
  12. Тачки 2 (2011)
  13. Храбрая сердцем (2012)
  14. Университет монстров (2013)
  15. Головоломка (2015)
  16. Хороший динозавр (2015)
  17. В поисках Дори (2016)
  18. Тачки 3 (2017)
  19. Тайна Коко (2017)
  20. Суперсемейка 2 (2018)
  21. История игрушек 4 (2019)
  22. Вперёд (2020)
  23. Душа (2020)
  24. Лука (2021)
  25. Я краснею (2022)
  26. Базз Лайтер (2022)
  27. Элементарно (2023)
  28. Головоломка 2 (2024)
  29. Элио (2025)

Заключение

История Pixar — это наглядное пособие о том, как важно не бояться рисковать, учиться на своих ошибках и всегда, всегда оставаться верным себе. Ведь в конечном счёте, именно душевность и искренность делают мультфильмы этой студии такими особенными.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующий пост.

Вам также может понравиться: