Найти в Дзене
Людям о машинах

Перезапуск калужского автозавода Volkswagen: начато производство новой российской марки автомобилей

Спустя почти три года простоя калужского автозавода люди вернулись на рабочие места. После ухода немецкого концерна из России, завод, ранее выпускавший автомобили Volkswagen, оказался законсервированным на несколько лет. В этом году российский «АГР Холдинг» в сотрудничестве с китайской технологической компанией Defetoo запустили новое производство автомобилей. Теперь с заводя выходят новые машины под брендом TENET, позиционирующиеся, как российские, но на деле - это ассимилированные модели Chery. От основания до остановки производства Калужский автозавод был построен компанией Volkswagen в середине 2000-х и запущен в работу в конце 2007 года. Предприятие изначально было ориентировано на полноценный цикл производства – со сваркой кузовов, окраской и сборкой. Здесь выпускались самые популярные модели концерна для российского рынка: седан Volkswagen Polo, кроссовер Tiguan, а также лифтбек Skoda Rapid. Мощности завода позволяли собирать до 225 тысяч автомобилей в год, а на сопутствующем
Оглавление

Спустя почти три года простоя калужского автозавода люди вернулись на рабочие места. После ухода немецкого концерна из России, завод, ранее выпускавший автомобили Volkswagen, оказался законсервированным на несколько лет. В этом году российский «АГР Холдинг» в сотрудничестве с китайской технологической компанией Defetoo запустили новое производство автомобилей. Теперь с заводя выходят новые машины под брендом TENET, позиционирующиеся, как российские, но на деле - это ассимилированные модели Chery.

От основания до остановки производства

Калужский автозавод был построен компанией Volkswagen в середине 2000-х и запущен в работу в конце 2007 года. Предприятие изначально было ориентировано на полноценный цикл производства – со сваркой кузовов, окраской и сборкой. Здесь выпускались самые популярные модели концерна для российского рынка: седан Volkswagen Polo, кроссовер Tiguan, а также лифтбек Skoda Rapid. Мощности завода позволяли собирать до 225 тысяч автомобилей в год, а на сопутствующем моторном производстве изготавливались бензиновые двигатели 1.6 MPI для массовых моделей. Такой масштаб делал калужскую площадку одним из ключевых предприятий автопрома в России. Кризис наступил весной 2022 года, когда выпуск машин был остановлен. В 2023 году Volkswagen окончательно свернул бизнес в РФ и продал калужский завод. Так предприятие перешло под контроль отечественной компании.

Новое начало с АГР Холдинг c брендом TENET

Весной 2025 года были объявлены намерения создать новый российско-китайского автомобильный бренд TENET. Планировалось наладить выпуск современных кроссоверов с использованием китайских технологий на законсервированных мощностях в Калуге. В августе 2025-го, на бывшем заводе Volkswagen началось производство четырех модели TENET. На первом этапе стартовало производство трех кроссоверов – моделей T7, T4 и T8

Tenet T7 стал флагманским пятиместным SUV, компактный T4 нацелен на городской сегмент, а семиместный T8 рассчитан на большую семью. Первый серийный Tenet T7 сошел с конвейера уже в конце августа 2025 года, а всего через три недели к производству добавились младший T4 и крупный T8

Сегодня завод вышел на результат 41 автомобиль в час, что подтверждает успешность и интенсивность перезапуска.

Возвращение опытных специалистов

Быстрому возобновлению производства в Калуге поспособствовало возвращение прежних сотрудников, ранее работавших под управлением Volkswagen. На обновленные конвейеры пришли специалисты, привыкшие к строгим немецким требованиям производства. Более половины нынешних сотрудников имеют стаж работы на этом заводе более десяти лет, и общее число работников вновь превысило 4 000 человек. Для региона это означало не только сохранение рабочих мест, но и новую привлекательность среднего технического образования, специалистов которого сейчас не хватает. Опытный персонал, знакомый с передовыми стандартами, позволил наладить выпуск машин максимально быстро.

Сварка кузовов: роботизация на 90%

После консервации и смены моделей производственные цеха потребовали модернизации, и завод начали фактически перестраивать под новую продукцию. В цехе сварки кузовов полностью поменяли оснастку конвейера под кузова новых кроссоверов и внедрили современные системы автоматического контроля геометрии и жёсткости кузова. Теперь процесс сварки стал более автоматизирован. Автоматизировали 90% сварных работ. На линии установлено 300 роботов, которые суммарно проваривают около трёх метров сварочных швов на каждый кузов. Перед запуском было сварено порядка 200 опытных кузовов, и каждый из них проверялся по более чем 2000 параметров, в том числе и на разрыв и проверку герметичности дымным тестом.

Окраска: повышенная антикоррозийная защита

После сварки кузова проходят через полностью обновлённый окрасочный комплекс. Как заявляют на заводе, больше внимание уделено антикоррозийной защите для нашего климата. Окрасочный цех перенастроили с учётом конструктивных особенностей новых моделей, внедрив автоматические процессы подготовки поверхности. В частности, автоматизированная фосфатировка металла и катодное электрофорезное грунтование по системе RoDip: кузов целиком погружается в ванну с грунтовочным раствором и переворачивается в ней. Это позволяет грунту проникнуть во все скрытые полости кузова и растечься там равномерно. Заявленная толщина защитного слоя 120–130 микрон, а это несколько выше стандартного уровня.

Далее кузов отправляется в сушильную печь для термической сушки грунта, после чего все швы проходят герметизацию – сварные и вальцованные соединения покрывают специальными PVC-материалами. Нижняя часть кузова и скрытые полости обрабатываются плотным слоем воска для дополнительной антикоррозийной защиты.

Все операции окраски – от нанесения вторичного грунта до распыления базовой эмали и финального лака – выполнены в полностью роботизированном режиме. На участке работают 57 покрасочных роботов, которые синхронно окрашивают кузов снаружи и изнутри, добиваясь идеальной равномерности покрытия и высокой стойкости ЛКП.

-7

Помимо этого, на заводе создали специальные посты для оклейки дверей защитная плёнкой, которая должна предохранять кромки от сколов, а в технологические полости заливается дополнительный воск.

Кстати, есть и любопытный штрих: перед окраской кузова с его поверхности удаляют мельчайшую пыль с помощью… перьев австралийского страуса эму
-8

Этот нестандартный, но эффективный метод очистки давно применяется на заводах для удаления пыли и статики с поверхностей кузова.

Сборка: «умный» конвейер и цифровой контроль

Финальная сборка также претерпела серьёзные изменения. Ключевой этап здесь – так называемая «свадьба», когда на специальном посту происходит соединение кузова с ходовой частью: к уже окрашенному кузову крепятся подвеска, двигатель, коробка передач и другие агрегаты, превращаясь в единый автомобиль. Все последующие операции доводят машину до готовности. Собирается салон, укладывается проводка, вставляются стекла и прочее оснащение. Конвейерные линии были полностью перенастроены под новые модели, плюс добавлено много нового оборудования. Практически каждый рабочий пост оснастили электронным инструментом – гайковёртами и шуруповёртами с программируемой памятью настроек. Компьютеризированная система на каждом таком инструменте контролирует момент затяжки, количество оборотов и скорость вращения на каждом резьбовом соединении. Если хотя бы один крепежный элемент затянут не по спецификации, система не позволит отправить автомобиль дальше по конвейеру. Таким образом, человеческий фактор в критически важных операциях сведен к минимуму.

Параллельно была внедрена новая ИТ-система подачи деталей. Она отслеживает сборку автомобиля в режиме реального времени и оптимизирует подачу исходя готовности того или иного этапа. Ежесуточно на конвейер подаётся до 600 тысяч компонентов – от крупногабаритных узлов до мелких крепежей. Специальное программное обеспечение распределяет эти детали по конкретным автомобилям, гарантируя, что каждая запчасть попадёт в «свой» экземпляр машины. Таким образом, на конвейере полностью исключены ошибки комплектования.

Люди по-прежнему играют важную роль в сборке, но их труд стал менее монотонным и более высокотехнологичным благодаря таким «умным» помощникам.

Многоуровневый контроль качества

Развёрнутая заново производственная линия сопровождалась внедрением новой системы контроля каждой стадии. Проверки стали многоступенчатыми: на первом этапе каждый следующий участок контролирует качество работы предыдущего, отслеживая возможные огрехи сразу по ходу сборки. Затем отдел технического контроля выборочно отбирает автомобили из каждой партии и отправляет их в специальный аналитический центр. Там машины подвергаются тщательной проверке по множеству параметров – от точности геометрии кузова до работоспособности всех систем и узлов.

-11

На предприятии применяются продвинутые системы неразрушающего контроля: оптическая калибровки геометрии кузова, ультразвуковая и рентгенографическая дефектоскопия, которые автоматически выявляют любые отклонения.

-12

В теории все выглядит очень не плохо. Соответствует мировым практикам производства автомобилей. Но как это все отразится на реальных автомобилях мы с вами увидим после некоторого накопленного опыта эксплуатации. А сначала посмотрим, как машины пройдут свой первый гарантийный срок.