Найти в Дзене
Зин Зивер

Легенды Страсбургского собора: кто сплёл каменные кружева. Невероятная история средневековой девы-скульптора

Готический собор города Страсбург хранит память о множестве событий. Некоторые из них скрыты под толщей каменной кладки. Следы других можно лицезреть воочию. Часть существует лишь в виде призрачных легенд. Но есть и те, что остались в виде документов. Эдуард Шюре, автор книги «Великие легенды Франции», уделил историю собора отдельную главу. Которая продиктована убеждением в том, что хотя бы часть легенд – правда. В этом уверен каждый, кто воочию видел Страсбургский Нотр-Дам и не мог остаться равнодушным к его величию. Следует увидеть бесконечные поколения голубей, облюбовавших плечи дев праведных и неправедных, своды порталов. Следует узнать в каменных статуях, громоздящихся друг над другом на фасаде, изваяния императоров и королей, чтобы потом понять, что они существовали на самом деле. Собор строился долго – и долго перестраивался. Кто придумал его облик – точно не известно. В летописях XIII века упомянут некий Эрвин из Штейнбаха. А в легендах, окутавших собор за минувшие века, е
Оглавление

Готический собор города Страсбург хранит память о множестве событий. Некоторые из них скрыты под толщей каменной кладки. Следы других можно лицезреть воочию. Часть существует лишь в виде призрачных легенд. Но есть и те, что остались в виде документов.

Эдуард Шюре, автор книги «Великие легенды Франции», уделил историю собора отдельную главу. Которая продиктована убеждением в том, что хотя бы часть легенд – правда. В этом уверен каждый, кто воочию видел Страсбургский Нотр-Дам и не мог остаться равнодушным к его величию.

Следует увидеть бесконечные поколения голубей, облюбовавших плечи дев праведных и неправедных, своды порталов.
-2
Следует узнать в каменных статуях, громоздящихся друг над другом на фасаде, изваяния императоров и королей, чтобы потом понять, что они существовали на самом деле.
-3

Собор строился долго – и долго перестраивался. Кто придумал его облик – точно не известно. В летописях XIII века упомянут некий Эрвин из Штейнбаха. А в легендах, окутавших собор за минувшие века, его называют Мастер Эрве.

Собор Нотр-Дам в Страсбурге: Мастер Эрве

В Средневековье секреты мастерства передавались из рук в руки – ученикам, членам цехового братства. А тайны высокого искусства украшения соборов мастера могли доверить только сыновьям. Но у Мастера Эрве не было сыновей. У него была лишь дочь Сабина.

Никто не рассчитывал, что девочка станет скульптором. Но Мастер Эрве был вынужден прибегать к её помощи. Придёт время, – считал он, - и девочка сама перестанет интересоваться секретами строительства соборов и резьбой по камню.

Но время шло, а Сабина не переставала слышать голос камней. И видеть в безжизненных глыбах очертания будущих прекрасных скульптур. Она знала, что это не женское дело. И копила силы, тренировала руки, чтоб они обрели способность держать тяжёлый инструмент.

Причудливая резьба, украшающая стены соборов, имеет смысл. Каждая деталь – это слово каменной речи, понятной современникам. Лик каждой статуи должен быть безупречен.

-4

Фасад собора в Страсбурге: символические скульптурные аллегории

Любой Мастер знает о муках творчества. О безуспешных попытках воплотить высокий замысел, сказать невыразимое. С этим столкнулся Мастер Эрве, когда ваял две важные скульптуры – аллегорические изображения Церкви и Синагоги.

Новый Завет сменил Ветхий, и Церковь торжествует над Синагогой. Но обе прекрасные девы должны быть безупречны. Мастер Эрве точно знал, какими символами снабдить фигуры-аллегории, но не мог уловить их облик, движение головы, способное выразить всю полноту смысла.

Когда расстроенный очередной неудачей Эрве покинул мастерскую, в неё тайком пробралась Сабина. Девушка точно знала, какими должны быть статуи. Они вставали перед её внутренним взором чёткими очертаниями. Проглядывали сквозь недвижный камень. Стремились открыть свои лица людям. Оставалось только их освободить.

Сабина из Штейнбаха: средневековая каменщица

Наутро Мастера Эрве встретили они – Церковь и Синагога. В своём истинном облике.

"Синагога". Скульптурная аллегория на фасаде Страсбургского собора
"Синагога". Скульптурная аллегория на фасаде Страсбургского собора

Отец не мог в открытую заявить, что фигуры для стен собора сделаны женщиной. Но он начертал у подножия статуй слова, как будто сказанные самой Девой-Церковью:

Спасибо благочестивой женщине, Сабине, которая придала мне форму из этого твёрдого камня.

В многочисленных скульптурных изображениях Страсбургского собора эта надпись осталась незаметной. Её обнаружили при осмотре фасада в начале XVII века. И сделали запись в соборной книге.

"Церковь". Скульптура на фасаде Собора Нотр-Дам в Страсбурге
"Церковь". Скульптура на фасаде Собора Нотр-Дам в Страсбурге

Но время стёрло надпись с камня. И теперь не известно – кто была та Сабина. Может, так звали благочестивую женщину, с которой средневековый мастер ваял образ? Может, на самом деле это была девушка, что взялась за неженское дело – и выполнила его блестяще.

А может, и не было никакой Сабины.

Но есть люди, которые верят, что они на самом деле жили – и вдохновенный Мастер Эрве, и Сабина.

Уже в XIX веке скульптор Филипп Грасс создал скульптурное изображения Мастера Эрве – Эрвина из Штейнбаха. И его установили у южного фасада Страсбургского собора.

-7

А неподалёку поставили женскую фигуру. Чтоб никто не сомневался – Сабина фон Штейнбах и вправду жила.

-8

И продолжает жить в прекрасных стенах Страсбургского Собора Богоматери.