Найти в Дзене
Особое дело

Ограбление века на киностудии Горького: как банда, задумавшая нападение на инкассаторов, ограбила главный кинематограф СССР

Раннее утро 8 июля 1985 года, Москва. Дверь в квартиру на улице Маршала Тухачевского оказалась незапертой. 18-летний Василий Теленков, с тяжёлой головой возвращавшийся после гулянки с друзьями, зашёл внутрь, чтобы не будить мать. Тишина в квартире была звенящей. Заглянув в её спальню, он увидел то, от чего кровь стынет в жилах: Валентина Теленкова лежала без движения в луже уже запёкшейся крови. Юноша не закричал. Он с неестественным спокойствием подошёл к телефону и набрал «02»: «К нам кто-то зашёл. Мамы больше нет». Милиция работала быстро. Но чем глубже следователи погружались в дело, тем страннее оно становилось. Убитая — добропорядочная женщина, бухгалтер киностудии имени Горького. Конфликтов ни с кем не имела, жила скромно, сына-подростка одна поднимала. Мотива не было. Как не было и следов борьбы, орудия убийства. Казалось, убийца пришёл с одной целью — найти что-то конкретное. Параллельно на самой киностудии бушевал скандал. Из бухгалтерии бесследно исчезла гигантская по тем в
Оглавление

Раннее утро 8 июля 1985 года, Москва. Дверь в квартиру на улице Маршала Тухачевского оказалась незапертой. 18-летний Василий Теленков, с тяжёлой головой возвращавшийся после гулянки с друзьями, зашёл внутрь, чтобы не будить мать. Тишина в квартире была звенящей. Заглянув в её спальню, он увидел то, от чего кровь стынет в жилах: Валентина Теленкова лежала без движения в луже уже запёкшейся крови. Юноша не закричал. Он с неестественным спокойствием подошёл к телефону и набрал «02»: «К нам кто-то зашёл. Мамы больше нет».

Милиция работала быстро. Но чем глубже следователи погружались в дело, тем страннее оно становилось. Убитая — добропорядочная женщина, бухгалтер киностудии имени Горького. Конфликтов ни с кем не имела, жила скромно, сына-подростка одна поднимала. Мотива не было. Как не было и следов борьбы, орудия убийства. Казалось, убийца пришёл с одной целью — найти что-то конкретное.

Параллельно на самой киностудии бушевал скандал. Из бухгалтерии бесследно исчезла гигантская по тем временам сумма — 230 тысяч рублей (примерно 30 современных миллионов). Сейф, где хранились деньги, был не взломан, а аккуратно открыт ключом. Связка этих самых ключей с пломбиратором каждый вечер уносила домой как раз Валентина Теленкова.

Две нити — убийство и ограбление — сплелись в один тугой узел. Следствие поняло: на кону не бытовая драма, а дерзкое преступление, центр которого — киностудия. Чтобы найти преступников, пришлось раскручивать клубок с самого начала. А начало уходило корнями в дружбу двух, казалось бы, не связанных со студией людей.

Сердцем преступной группы были двое: майор ГАИ Виктор Савченко и работник завода АЗЛК Вячеслав Евстратов. Их союз был идеальным преступным симбиозом. Евстратов, невысокий, коренастый, с неприятным пронизывающим взглядом, был исполнителем. Бывший охотник, он не испытывал жалости к живым существам. Савченко же, пользуясь положением милицейского чина, стал «мозгом» и прикрытием. Его кабинет в ГАИ превратился в штаб, где планировались кражи автозапчастей с АЗЛК.

Но вскоре им стало мало мелких краж. Они задумали большое дело — нападение на инкассаторов, которые раз в две недели везли более миллиона рублей на выплату зарплаты в военную часть в Щербинке. Для этого нужно было оружие, машина и железные нервы. И то, и другое, и третье у банды появилось самым чудовищным образом.

Готовясь к ограблению, Евстратов решил «набить руку». Его любовница, продавщица Елена, позже рассказывала следователям жуткие подробности: он заставлял её вставать у стены в подвале и стрелял из нагана в сантиметрах от её головы, «тренируя меткость». Следующей «тренировкой» стали реальные убийства.

  • Таксист. Под предлогом поездки Евстратов заманил водителя в безлюдное место, застрелил и забрал у трупа 30 рублей.
  • Инкассатор. Ради этого нападения Савченко раздобыл милицейскую форму. Прикинувшись участковым, он подошёл к инкассатору у магазина на Зарайской улице, а Евстратов выстрелил тому в спину.

Стало ясно, что банда готова на всё. Но для ограбления воинской части им всё ещё не хватало оружия и автомобиля. И тут на помощь пришла киностудия.

Здание киностудии
Здание киностудии

Весной 1985 года Вячеслав Евстратов, по поддельным документам, устраивается начальником ведомственной охраны (ВОХР) на киностудию имени Горького. Его план был прост: получить доступ к оружию и изучить обстановку изнутри.

Должность открыла ему все двери. Буквально через несколько дней после трудоустройства из сейфа в караульном помещении бесследно исчезли пять боевых револьверов с патронами. Служебная проверка ни к чему не привела — кому могло прийти в голову, что оружие похитил сам начальник охраны? Здесь же Евстратов завербовал в банду рядового охранника Владимира Костемерова.

Теперь нужен был грузовик, чтобы таранить инкассаторский УАЗ. Евстратов вышел на трассу, голосуя как обычный попутчик. Водитель грузовика «Госкино» остановился. Через несколько минут он был мёртв, а его тело сброшено в кювет. Но управлять крупной машиной оказалось не так-то просто. Неровная езда привлекла внимание постового ГАИ.

Инспектор, ветеран Афганистана, сразу почуял неладное. Когда вместо документов он увидел дуло пистолета, то мгновенно нырнул под машину и открыл ответный огонь. Евстратову чудом удалось скрыться, но план с инкассаторами рухнул: грузовик и его приметы теперь были известны милиции.

Савченко(слева) и Евстратов
Савченко(слева) и Евстратов

Потеряв шанс на большое ограбление, банда в отчаянии обратила взгляд на то, что было у неё под носом — деньги киностудии. Они знали, что крупную сумму готовят к выдаче аванса. И знали, кто хранит ключи от сейфа.

В ночь на 8 июля Евстратов и Костемеров проникли в квартиру Валентины Теленковой. Под угрозой расправы она была вынуждена отдать ключи и код от сейфа. Но, понимая, что её всё равно убьют как ненужного свидетеля, бухгалтер оказала отчаянное сопротивление. Евстратов убил её выстрелом в голову из того же нагана. Забрав ключи, бандиты спокойно ушли.

Позже той же ночью, используя служебное положение Евстратова, они беспрепятственно прошли на территорию студии. Охранник на посту (которого подменил Костемеров) и пьяный сторож не стали помехой. Сейф в бухгалтерии был открыт ключом, а 230 тысяч рублей исчезли.

Евстратова Елена
Евстратова Елена

Расследование, набравшее обороты после соединения двух дел, вышло на банду быстро. Уже через несколько дней были арестованы все участники: Евстратов, Савченко, Костемеров и сообщники.

Суд признал их вину в целом ряде тяжких преступлений: бандитизм, ряд умышленных убийств, кражи, хищение оружия. Вячеслав Евстратов и Виктор Савченко были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Владимир Костемеров получил 15 лет лишения свободы.

Эта история обнажила чудовищные изъяны системы. Преступникам, один из которых был милицейским чином, а второй — начальником охраны стратегического объекта, долгое время всё сходило с рук. Их остановила не бдительность системы, а случайность на дороге и хладнокровие одного ветерана-афганца. «Ограбление века» на главной киностудии страны так и осталось бы нераскрытым, если бы не убийство простой бухгалтерши, которая оказалась не такой уж и удобной жертвой.

Подписывайтесь на канал Особое дело.