Дворец Меншикова – детище Петровской эпохи, он не только рассказывает о том времени, но и сам является его частью. В этих стенах мы попадаем в неповторимую атмосферу петровского Петербурга.
Мы привыкли считать, что город построен Петром. Меншиков при этом остаётся в тени. А ведь он был первым губернатором Санкт-Петербурга и его фактическим строителем. Пётр следил за тем, что происходит, был в курсе всех дел, но в силу загруженности государственными делами не мог вникать во все тонкости. Он был идейным вдохновителем создания будущего великого города. Строил который Меншиков.
Санкт-Петербург – город дворцов, их здесь великое множество! Но самым первым из них был построен этот, дворец Меншикова. В 1707 Пётр подарил ему Васильевский остров. Здесь он и построил огромную усадьбу, центром которой стал дворец.
Александр Данилович Меншиков
Музей позволяет нам прикоснуться к подлинной истории Меншикова, узнать, какой это был человек, что и как он делал, понять масштаб его личности. Нет смысла спорить, хорошим или плохим он был. Он был таким, каким был, со всеми своими сильными и слабыми сторонами. Всё неоднозначно в этой блестящей эпохе, как и в истории вообще, всё очень непросто.
Александр Данилович Меншиков – ближайший соратник Петра, который выделял его среди всех своих приближённых, и не случайно. Не получивший никакого образования Меншиков был настоящим самородком: смелым и инициативным полководцем, с неукротимым темпераментом и неуёмными амбициями, а в делах государственных ему вообще не было равных. Толковый, энергичный, готовый брать ответственность на себя и работать не покладая рук, он занимал исключительное положение в государстве, управляя самыми важными для страны и значимыми лично для Петра проектами – строительством Санкт-Петербурга, созданием флота и армии нового образца.
Вход во дворец раньше украшал герб Меншикова:
1 июня 1707 Пётр вручил Александру Даниловичу жалованную грамоту, в которой он был «пожалован, почтён и имянован титулом Римского и Российского государства князя, с приложением светлейшего». Меншиков добился множества ратных побед, стал обладателем несметных богатств, огромного числа титулов и званий. Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Полтава» описал весь жизненный путь светлейшего короткой ёмкой фразой «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин».
Да, Александр Данилович был человеком, поднявшимся с самых низов на самую вершину. Такое мало кому удаётся. Что было затем, мы знаем во многом благодаря Василию Ивановичу Сурикову:
Блистательная карьера Меншикова закончилась в 1727 (и если честно, то я не понимаю, как могло такое случиться), когда в одночасье всесильный князь потерял всё – близких людей, деньги, чины, награды и оказался на краю света в Берёзове, где вскоре и закончились его дни.
Дворец на берегу Невы
Светлейший построил для себя усадьбу, которая тянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. То, что мы сегодня называем дворцом Меншикова, на самом деле лишь его центральная часть. Его строительство началось в 1710. Итальянский архитектор Франческо Фонтана строит его в итальянском стиле. И через год светлейший уже празднует новоселье в своей новой резиденции. Но все последующие годы дворец достраивался и расширялся.
Макет дворца выполнен из твёрдых пород дерева реставраторами Эрмитажа в масштабе 1:125 с раскраской в исторические цвета:
Шотландский офицер на русской службе П.-Г. Брюс писал о Васильевском острове, «на котором князь Меншиков построил очень большой дворец. Остров большой и украшен красивыми садами и парками; здесь присутствует всё великолепие императорского двора, и все иностранные послы и министры имеют здесь аудиенции».
И вот мы входим в этот дворец...
Большие сени
Большие сени – это парадный вход во дворец, просторный вестибюль в стиле итальянского палаццо. Два ряда массивных колонн тосканского ордера поддерживают сводчатый потолок, украшенный скромным лепным декором:
Арочные перекрытия по центру каждого укреплены замковым камнем, стилизованным под лист аканта:
Сохранилась парадная лестница. И бюст Меншикова работы Бартоломео Расстрелли. Меншиков изображён в доспехах и мантии, со звездой ордена Андрея Первозванного:
В Больших сенях сохранился каменный пол – единственный сохранившийся во дворце со времён его постройки. Да, эти каменные плиты помнят шаги светлейшего, а также и Петра, который бывал здесь часто. Он проводил здесь приёмы иностранных гостей и ассамблеи, пиры, торжественные обеды и даже свадьбы, потому что своего дворца у Петра пока не было. Таким образом, дворец Меншикова на самом деле был не только личной резиденцией светлейшего, но и государственным учреждением.
Пётр называл его Посольским домом. Здесь сыграли, например, свадьбу царевича Алексея Петровича с немецкой принцессой Шарлоттой-Софией, а также свадьбу племянницы Петра, будущей императрицы Анны Иоанновны с Фридрихом-Вильгельмом, герцогом Курляндским.
Кордегардия
Это помещение для почётной охраны и приёмная военных посетителей и курьеров. На столике дежурного офицера – чернильница, гусинные перья, подсвечники и шкатулка для хранения бумаг, а также пистолет:
Пётр предоставил Меншикову, единственному в России, право иметь и содержать собственный полк, состоящий из «самых добрых и рослых людей».
В Кордегардии находится подлинное знамя драгунского полка первых лет 18 века, на полотнище которого – двуглавый орёл со скипетром и мечом в одной лапе и с державой в другой:
Под знаменем офицерские пехотные шпаги и драгунские палаши.
Большая палата
Главное украшение этой комнаты для парадных приёмов – пять шпалер 17 века с изображением эпизодов из жизни Персея, последнего царя Македонии:
В центре зала стоит стол, покрытый персидским ковром, и два резных итальянских кресла. На столе – огромная серебряная лохань, которую, наполнив льдом, использовали для охлаждения вина:
В двух украшенных затейливой резьбой ореховых шкафах хранили посуду:
В северо-восточном углу палаты музефицирован фрагмент уникального потолочного перекрытия из деревянных балок, заклиненных кирпичом:
Такая конструкция обеспечивала гладкость оштукатуренной поверхности, по последней европейской моде, и улучшала пожарную безопасность здания.
Украшением палаты является стол с шиферной столешницей, украшенной мозаикой из вьющихся листьев аканта и птиц:
Над столом – консольные часы, сделанные в 17 веке парижской фирмой Делорм. Их бронзовый золочёный корпус декорирован позолоченными аллегорическими фигурами. Эпоха барокко, с её обострённым чувством быстротечности времени, называли золотым веком часовщиков.
Самый необычный артефакт здесь – это «Нога колосса», копия древнегреческой статуи. Сама нога изготовлена из брекчии (горной породы), а пальцы – из оникса:
Поварня
На первом этаже дворца находились три кухни, но сохранилась лишь одна из них и теперь она входит в экспозицию музея как «Поварня». Это была парадная кухня: она расположена рядом с главной лестницей, и полноценно заниматься здесь готовкой было нельзя, потому что запахи съестного могли проникнуть в парадные комнаты. Готовили в других кухнях, а здесь блюда украшали и слуги несли их на второй этаж.
Стол Меншиковых был роскошным: камер-юнкер герцога голштинского Фридрих Берхгольц писал в своем дневнике, что «нигде в Петербурге так хорошо не обедают, как у князя». Приглашали иностранных поваров, которые привозили с собой новые рецепты.
Вот, например, гусь по-саксонски: птицу начиняли жареными в жире потрошками, варёными яйцами, зеленью, специями, пшеничными сухарями и запекали в печи.
Пётр, в отличие от Меншикова, любил совсем простую еду: редьку (из которой готовили всё что угодно, даже сладости), перловую кашу.
Перловку замачивали на ночь, перекладывали в горячее молоко и 5–6 часов томили в печи без соли и сахара. Получалось бесподобно вкусно: крупа была мягкой, а молоко приобретало необыкновенный карамельный вкус.
Среди экспонатов поварни – плита, новинка петровского времени:
Плиты сменяли в домах вельмож русские печи. Над плитой – настоящая работающая вытяжка:
Скобкарь – большой ковш с двумя ручками, в котором подавали квас:
Мыльня
Это была не баня, а скорее ванная комната, где можно было умыться, войдя с улицы. Сейчас здесь располагается часть эрмитажной коллекции европейских переносных печей:
Кстати, во дворце губернатора был водопровод, об этом свидетельствует обнаруженный фрагмент деревянной трубы:
Напор воды обеспечивался фонтанными механизмами, которые строил в саду мастер из Франции.
Токарня
Одно из служебных помещений дворца Меншиков оборудовал под мастерскую. Этот токарный станок подарил Меншикову Пётр, в коллекции которого было много станков:
Парадная лестница и площадка второго этажа
Интересно: ступени этой лестницы из морёного дуба стёрты с двух сторон! В 1731, при переделке здания под нужды Кадетского корпуса, старые ступени не стали менять на новые, а просто перевернули наизнанку и использовали повторно! Перелицевали)
Кованные решётки с двумя монограммами: в центре – «АM», вензель Александра Меншикова, а по бокам – «PP» (Petrus Primus):
Нашли? :)
С этой площадки мы можем осмотреть весь объём лестницы, завершающейся тройной аркадой, напоминающей триумфальную арку:
Большой зал для приёмов и ассамблей
В двусветном Большом зале торжественно встречали иностранных дипломатов, устраивали пиры и маскарады, праздновали свадьбы, здесь заседала военная коллегия:
Большой зал украшен золочёными напольными подсвечниками с фигурами купидонов и австрийскими хрустальными люстрами. Стены украшает золоченая лепнина:
Двери в Большой зал:
Английский орган 18 века из красного дерева, со встроенными часами создан английским мастером Уильямом Уинроу в середине 18 века. Он принадлежал Г.А. Потёмкину и находился в Таврическом дворце:
Во дворце Меншикова орган был установлен в 1987.
Изразцовые комнаты
В декоре дворца использовано огромное количество сине-белых изразцовых плиток ручной работы. В 18 веке они были очень дорогими. Сначала во дворце использовались голландские плитки, но со временем Меншиков запустил их производство на Стрельнинских кирпичных заводах.
Согласно описям, составленным после свержения Меншикова, во дворце было одиннадцать комнат, снизу доверху облицованных плиткой. Эта плитка уникальна: в Голландии такой нет, а у нас она сохранилась. Причём, облицованы плиткой были не только стены, но и потолки. Из одиннадцати декорированных плиткой комнат сохранились только четыре. Давайте их посетим.
1. Предспальня
Парадное помещение на половине А. Меншикова, где князь вёл переговоры с государственными деятелями и военными дипломатами. Не только стены, но и потолок декорирован сине-белой голландской фаянсовой плиткой с изображением пасторальных сцен:
В простенке между окнами установлен испанский кабинет 17 века с четырьмя черепаховыми колонками на подстолье из различных пород дерева (орех, дуб, сосна, платан, липа):
В нём хранились деньги, документы и раритеты, семейные реликвии.
В ореховой горке-витрине представлена серебряная посуда московской и аугсбургской работы и изделия из ямбургского стекла (завод под Петербургом):
В 1707 Пётр пожаловал Ямбург (ныне это город Кингисепп) в дар Меншикову. На заводах производилось стекло для оснащения кораблей, оконное стекло, зеркала и стеклянная посуда. После падения Меншикова заводы были закрыты (в Петербурге был основан новый стекольный завод).
На стенах портреты: самого Меншикова (вы видели его в самом начале этой статьи) и его жены Дарьи Михайловны:
В 1706 Меншиков обвенчался с Дарьей Михайловной Арсеньевой, дочерью Якутского воеводы, близкой подругой любимой сестры Петра I Натальи Алексеевны. Брак был счастливым, семья была дружной. У Меншиковых родилось семеро детей, но до взрослого возраста дожили лишь трое: дочери Мария и Александра и сын Александр.
2. Спальня А.Д. Меншикова
Стены здесь также отделаны плиткой. А вы только взгляните на этот потолок:
Это сплошной восторг)
Умывальный шкаф возле окна выполнен в Швейцарии в начале 17 века из орехового дерева и декорирован узорными металлическими накладками и петлями с гравировкой:
На нём умывальный прибор: кувшин и блюдо в форме раковины, выполненный в Китае.
Напротив окон крашеный под чёрное дерево ореховый комод итальянской работы, с фигурной резьбой:
На нём – две фаянсовые дельфтские вазы, а между ними – французские часы, декорированные позолоченной фигурой бога Сатурна, который считался символом быстротечного времени.
3. Варварин покой
Комната своячницы Меншикова, Варвары Михайловны Арсеньевой, сестры Дарьи Михайловны. Комната также полностью облицована плиткой, причём плитки этой комнаты отличаются высочайшим художественным уровнем. На потолке – плитки на тему морской стихии:
Рисунок на каждой плиточке уникален, нет двух одинаковых:
В этой комнате за аркой стоит кровать из ореха, украшенная резьбой и с кровлей на четырёх столбах, называемой «небом». На кровати – расшитое турецкое покрывало, в ногах – детский стульчик, обитый кожей:
Возле кровати – ореховое кресло, обитое французским шёлком. На дубовом шкафчике, украшенном резьбой, фаянсовая голландской работы тюльпанница с пятью горлышками, на каждый цветок (в глубине комнаты):
А на переднем плане – туалетный столик с большим туалетным серебряным сервизом из тридцати предметов, из Аугсбурга. Такие роскошные вещи были по карману лишь самым могущественным заказчикам и были связаны со сложным и длительным туалетом знатных дам. Варвара Михайловна как раз и была такой дамой.
Она воспитывала детей, поэтому и жила рядом с ними: четыре детские помещения, которые также были отделаны плитками, располагались сразу за «Варвариным покоем». Их интерьеры не сохранились, сейчас это служебные помещения музея.
Светлейший, не имея сам никакого образования, приглашал к своим детям лучших учителей. В их расписании были грамота, арифметика, иностранные языки (особенно популярны тогда были итальянский и польский). Девочкам преподавали танцы и рукоделие, мальчикам – геральдику и фехтование.
После падения Меншикова Варвара Михайловна предпринимала попытки добиться его оправдания и поплатилась за это ссылкой в Горицкий монастырь, где и скончалась в 1730.
4. Кабинет из прихожей
Такое название дано этому помещению по описи 1731 года. Стены и потолок также сохранили декор плитками. Убранство комнаты отражает морские заботы и интересы Меншикова, это, во-первых, голландские картины на морские темы:
На столе в центре комнаты находятся серебряный кубок в виде корабля, астролябия и уникальный серебряный глобус, принадлежащий Петру I:
Глобус даёт представление как о Земле, так и о Вселенной. Глобус земной выполнен в виде полого разъёмного шара, внутрь которого вставлен под наклоном другой, небесный, с изображением созвездий.
На голландском рабочем столике находится прибор для определения направления ветра, планисфера:
Кабинет из ореха, декорированного позолотой и слоновой костью, на ножках-подставках. Его многочисленные ящички, среди которых есть и потайные, служили для хранения документов, денег и драгоценностей:
У восточной стены кабинетец из чёрного дерева для хранения монет и медалей:
Напольные английские часы начала 18 века, механизм которых выполнен в Лондоне мастером Дж. Драри, отсчитывают часы, минуты, секунды и снабжены календарём:
Их музыкальный механизм исполняет короткую музыкальную пьесу.
«Ореховая», или Кабинет А.Д. Меншикова
Интерьер этого кабинета исполнен в тёплых, золотисто-коричневых тонах. Необычная отделка стен натуральным деревом, орехом, отразилась в её образном историческом названии:
Поверхность натурального дерева оживляется золочёными деталями: капителями коринфского ордера и резным орнаментом:
Дополняет это убранство роспись на холсте французского живописца Ф. Пильмана: гирлянды, цветы, перья, женские лица на золотом фоне:
В Ореховой сохранились подлинные дверные полотна 18 века с фрагментами трехслойной росписи:
Три слоя живописи относятся к разному времени. Учитывая их высокую историческую ценность, реставраторы сохранили все три слоя, отдавая приоритет раскрытия наиболее сохранившимся фрагментам. На левой створке – более ранняя роспись, а на правой – фрагменты всех трёх слоёв:
Светлейший проводил здесь много времени: отдыхал и играл в шахматы, принимал гостей, вел важные переговоры.
Окна выходят на Неву – туда, где раньше был порт. Из этих окон Пётр и Меншиков вместе наблюдали за кораблями, которые приходили в Петербург. Это было главное, для чего создавался город: «Все флаги в гости будут к нам»! Мы смотрим на Неву точно так же, как смотрели они. Только воды реки тогда плескались у самых окон:
Теперь перед нами движется плотный поток машин, а за ним уже открывается пространство Невы...
Почти сразу после опалы Меншикова в здание его дворца переехал Сухопутный шляхетский (Кадетский) корпус.
Благодаря этому для нас сохранилось в очень приличном состоянии несколько залов дворца, в которых мы с вами и побывали.