Найти в Дзене
Живописные истории

Алессандро Аллори «Мертвый Христос с двумя Ангелами»

В описи от 24 мая 1593 года среди имущества, хранящегося в кладовой Палаццо Веккьо, указаны три медных панно работы Алессандро Аллори (1535-1607), каждое размером 45 на 39 см, изображающие умершего Христа в сопровождении двух ангелов. Искусствовед Леккини Джованнони связывала эту запись с данной картиной и двумя другими (неподписанными) (находившимися в Патриаршей семинарии в Венеции и проданными на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке 22 января 2004 года, лот 17), которые идентичны по размеру и композиции. Хотя происхождение любой из сохранившихся картин из этой коллекции Медичи не может быть однозначно доказано, такая идентификация, кажется весьма правдоподобной: не только размеры точно совпадают, но и стилистические особенности также указывают на датировку началом 1590-х годов. Трудно найти объяснение довольно странному факту, что три практически идентичные версии одной и той же композиции хранились в одной коллекции в одно и то же время, но предположение Алессандро Чекки о том, что он

В описи от 24 мая 1593 года среди имущества, хранящегося в кладовой Палаццо Веккьо, указаны три медных панно работы Алессандро Аллори (1535-1607), каждое размером 45 на 39 см, изображающие умершего Христа в сопровождении двух ангелов.

Искусствовед Леккини Джованнони связывала эту запись с данной картиной и двумя другими (неподписанными) (находившимися в Патриаршей семинарии в Венеции и проданными на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке 22 января 2004 года, лот 17), которые идентичны по размеру и композиции.

Хотя происхождение любой из сохранившихся картин из этой коллекции Медичи не может быть однозначно доказано, такая идентификация, кажется весьма правдоподобной: не только размеры точно совпадают, но и стилистические особенности также указывают на датировку началом 1590-х годов.

Трудно найти объяснение довольно странному факту, что три практически идентичные версии одной и той же композиции хранились в одной коллекции в одно и то же время, но предположение Алессандро Чекки о том, что они, возможно, предназначались в качестве дипломатических подарков, звучит весьма убедительно.

Это предположение подтверждается тем фактом, что к 1596 году во дворце Медичи осталась только одна медная копия.

Картина Аллори, как по сюжету, так и по композиции, заимствована из византийского стиля иконы смерти Христа, Epitaphios, которая представляет тело Христа, приготовленное для соборования, с двумя ангелами, совершающими обряд погребения..

-2

В этом контексте матрас, обитый красным бархатом, символизирует “Камень помазания”, то есть священный камень Соборования, почитаемый в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

-3

Также на картине есть намек на Евхаристию: пресуществление плоти и крови Христа в освященные хлеб и вино. Который ещё более усиливается благодаря присутствию на заднем плане стола для причастия.

Крайне редко флорентийская жвопись конца XVI века следовала византийской иконографии. Это может быть связано с очень тесными отношениями между флорентийским и испанским дворами в те времена.

Король Испании, будучи самым преданным сторонником католического движения Контрреформации, носил также титул короля Иерусалима, и в этой роли он активно продвигал масштабную перестройку часовни Камня помазания.

P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждём вас с нетерпением!
-4