Найти в Дзене

Как стареть элегантно

Как стареть элегантно? Автор: Марк Риз, доктор философии, биограф Моше Фельденкрайза «Старость начинается с самоналоженных ограничений на формирование новых телесных паттернов. Сначала мы выбираем установки и позы, приличествующие солидному возрасту, и отвергаем определенные действия - например, сидеть на полу или подпрыгивать, - которые вскоре становятся и вправду невозможными. Возобновление и реинтеграция даже этих простых действий оказывает заметный омолаживающий эффект не только на механику тела, но и на личность в целом». Моше Фельденкрайз (из книги «Тело и зрелое поведение», 1949) Старение неизбежно, а вот многие негативные последствия, которые мы с ним связываем, - вовсе нет. Все еще остается загадкой, почему одни сохраняют юношескую живость и энергию, а другие стареют преждевременно. Чему мы можем научиться у тех, кто, кажется, отыскал «источник молодости»? Я провел много лет рядом с Моше Фельденкрайзом, когда ему уже было за семьдесят. Меня глубоко впечатляло, насколько он

Как стареть элегантно?

Автор: Марк Риз, доктор философии, биограф Моше Фельденкрайза

«Старость начинается с самоналоженных ограничений на формирование новых телесных паттернов. Сначала мы выбираем установки и позы, приличествующие солидному возрасту, и отвергаем определенные действия - например, сидеть на полу или подпрыгивать, - которые вскоре становятся и вправду невозможными. Возобновление и реинтеграция даже этих простых действий оказывает заметный омолаживающий эффект не только на механику тела, но и на личность в целом».

Моше Фельденкрайз (из книги «Тело и зрелое поведение», 1949)

Старение неизбежно, а вот многие негативные последствия, которые мы с ним связываем, - вовсе нет. Все еще остается загадкой, почему одни сохраняют юношескую живость и энергию, а другие стареют преждевременно. Чему мы можем научиться у тех, кто, кажется, отыскал «источник молодости»?

Я провел много лет рядом с Моше Фельденкрайзом, когда ему уже было за семьдесят. Меня глубоко впечатляло, насколько он был осведомлен о текущей политике, научных достижениях и культурных изменениях. Он жил настоящим, а не прошлым. Фельденкрайз был невероятно активен и продуктивен: он выполнял броски дзюдо, писал книги и путешествовал по миру почти до восьмидесяти.

Многие мастера исполнительских искусств также служат источником вдохновения и уроком в том, как сохранить здоровье и жизненные силы. Виолончелист Пабло Казальс, пианист Артур Рубинштейн, дирижеры Бруно Вальтер и Юджин Орманди - все они выступали на высочайшем уровне в возрасте далеко за восемьдесят.

За рамками генетических факторов и вопросов здоровья, которые находятся вне нашего контроля, мы можем очень многое сделать для создания устойчивой жизненной силы и благополучия. Самый частый совет - оставаться активным, и не без оснований. Такие люди, как Фельденкрайз и Казальс, никогда не «уходили на покой», не переставали заниматься тем, что любили больше всего. Важно быть активным как умственно, так и физически - продолжать двигаться. Как говорится, «что не используется, то теряется».

Существует множество доказательств того, что ограничение использования суставов приводит к структурным изменениям в самих суставах, мышцах и других мягких тканях, что в конечном итоге ограничивает полную амплитуду движения. Таким образом, скованность движений создает порочный круг, который еще больше ограничивает подвижность. Те, кто использует свое тело в полной мере, имеют гораздо больше шансов сохранить свои способности на протяжении всей жизни.

Если мы смотрим на идущего вдалеке человека, как мы угадываем его возраст? По осанке и походке. Когда походка человека живая, уверенная и гибкая, это создает впечатление молодости. Если же его походка медленная, скованная или неуверенная - это ассоциируется с возрастом.

Однако здесь показательно недавнее исследование о различиях в паттернах ходьбы у людей в возрасте от 30 до 75 лет. Вопреки ожиданиям некоторых, не было обнаружено различий в походке, связанных с возрастом, если исключить факторы болезней и травм. Здоровые люди ходят практически одинаково и в 35, и в 75 лет. Наш опыт показывает, что, используя метод Фельденкрайза для переобучения движению людей в возрасте 60, 70 и 80 лет, обычно удается восстановить более молодую походку - даже у тех, кто имеет долгую историю проблем.

Осанка также влияет на восприятие возраста. Более прямая, сбалансированная осанка говорит о молодости; более сутулая и перекошенная - ассоциируется со старостью. Оставаясь активными и культивируя хорошие привычки использования тела, мы можем сохранять молодую осанку и походку до тех пор, пока позволяет здоровье. Как и в случае с походкой, метод Фельденкрайза эффективен для улучшения осанки у людей любого возраста, включая пожилых.

Конечно, главный вопрос не в том, чтобы выглядеть молодым, хотя в нашей культуре то, как мы выглядим, сильно влияет на то, как к нам относятся другие. Суть в том, что молодые осанка, походка и движения помогают нам чувствовать себя молодыми, думать и действовать как молодые, одновременно наслаждаясь опытом, знаниями и мудростью, приходящими с годами.