Найти в Дзене
Радио ЗВЕЗДА

КАЗАЧЕСТВО

Фото: culture.ru «Помолчи, честная станица! Атаман трухменку гнёт!» Или: «Ворота расхлебенила, баз не метен, одно слово – жалмерка!». Или: «Ты чего, охлюпкой прискакал, седло пропил?» Или вот это: «Заходи, базыга, повечеряем». Это о чем? Для понимания будет полезен «Словарь русских донских говоров». Он трехтомный. Если в «Тихом Доне» читатель вдруг не понял, о чем Гришка Мелихов «гуторит» с Аксиньей, словарь поможет. Существует множество версий происхождения казаков. Кто-то возводит их к восточным славянам, кто-то – к скифам, а кто-то – к хазарам. Толкование самого слова – «вольный человек»; в тюркской версии «казгак» – это «конь, отбившийся от стада». Считать ли казаков отдельным народом (народами), субэтносом, воинским и служилым сословием? Смотря каких и когда. Азовские казаки были мусульманами и пребывали в непростых отношениях с крымскими ханами и османскими властями, калмыцкое казачество исповедовало буддизм, еврейский казак звучит довольно странно, но не для князя Григория Потем
Фото: culture.ru
Фото: culture.ru

«Помолчи, честная станица! Атаман трухменку гнёт!» Или: «Ворота расхлебенила, баз не метен, одно слово – жалмерка!». Или: «Ты чего, охлюпкой прискакал, седло пропил?» Или вот это: «Заходи, базыга, повечеряем». Это о чем? Для понимания будет полезен «Словарь русских донских говоров». Он трехтомный. Если в «Тихом Доне» читатель вдруг не понял, о чем Гришка Мелихов «гуторит» с Аксиньей, словарь поможет.

Существует множество версий происхождения казаков. Кто-то возводит их к восточным славянам, кто-то – к скифам, а кто-то – к хазарам. Толкование самого слова – «вольный человек»; в тюркской версии «казгак» – это «конь, отбившийся от стада». Считать ли казаков отдельным народом (народами), субэтносом, воинским и служилым сословием? Смотря каких и когда. Азовские казаки были мусульманами и пребывали в непростых отношениях с крымскими ханами и османскими властями, калмыцкое казачество исповедовало буддизм, еврейский казак звучит довольно странно, но не для князя Григория Потемкина-Таврического: он основал аж целый полк казаков-евреев, ни много ни мало, для освобождения Иерусалима.

Казаки древности – это вольные люди каких угодно корней, национальностей и вероисповеданий. Место обитания – граница, спорные или ничейные территории, Дикое поле. Образ жизни – набег, война и наемничество. ЧВК Ермака Тимофеевича так усердно служила купцам Строгановым, что разбила хана Кучума и завоевала Западную Сибирь. Управление – казачий круг, где прямым голосованием решались важнейшие вопросы, в частности, выборы атамана. Поверстаться в казаки могли и беглые холопы, а «с Дона выдачи нет».

Казачья вольница – не анархия, жизнь подчинялась строгим и даже жестоким обычаям. Воинское воспитание мальчиков начиналось очень рано, их учили джигитовке, искусству владения шашкой, пикой, огнестрельным оружием.

С Московским государством казаки Малороссии и Дона были в двойственных отношениях. Они стояли щитом на южных пределах Русской земли, грудью встречали первый удар неприятеля; с другой стороны, чубатые хлопцы упорно не признавали себя подданными царя: «Царствуй, царь православный, на Москве, а мы, казаки, – на Тихом Дону». Процесс приручения и превращения «орлов степных» в государственное воинско-служилое сословие был долгим и трудным.

Русское казачество. Происхождение и эволюция. Рассказывает историк Борис Юлин сегодня в 14.00 в программе «Архивные тайны» на Радио ЗВЕЗДА.