Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Клеопатра (1963, США, пеплум): Элизабет Тейлор и Ричард Бартон в самом дорогом "костюмном боевике"

В начале 90-х, точнее говоря, 20 декабря 1992 года, я посмотрел "Клеопатру" в кинотеатре, – тогда с пыльных закромов извлекли дублированную советскими актерами киноленту и запустили в повторный показ.
Потом вышел dvd-релиз неурезанной деятелями советского госкинопроката четырехчасовой версии (в действительности, "режиссерская версия" "Клеопатры" длится и вовсе 6 часов). Конечно, невозможно без содрогания относиться к насилию чиновников с монтажными ножницами в руках над такими фильмами как "Конформист" (читайте о нем - ЗДЕСЬ) или "О, счастливчик", но "Клеопатра" только выиграла, угодив в негостеприимный кинопрокат СССР. В общем, это фильм, о котором интереснее читать, чем его смотреть. И фильм, надо заметить, типичный для голливудского кинопроизводства середины 50-х – начала 60-х годов. Дорогостоящий блокбастер на историческую тему… его производство обошлось в 40 миллионов долларов, что с учетом инфляции составляет нынче около 300 миллионов. "Клеопатра" (1963) В 1967 году Гарри Гарр

В начале 90-х, точнее говоря, 20 декабря 1992 года, я посмотрел "Клеопатру" в кинотеатре, – тогда с пыльных закромов извлекли дублированную советскими актерами киноленту и запустили в повторный показ.

Потом вышел dvd-релиз неурезанной деятелями советского госкинопроката четырехчасовой версии (в действительности, "режиссерская версия" "Клеопатры" длится и вовсе 6 часов). Конечно, невозможно без содрогания относиться к насилию чиновников с монтажными ножницами в руках над такими фильмами как
"Конформист" (читайте о нем - ЗДЕСЬ) или "О, счастливчик", но "Клеопатра" только выиграла, угодив в негостеприимный кинопрокат СССР.

В общем, это фильм, о котором интереснее читать, чем его смотреть. И фильм, надо заметить, типичный для голливудского кинопроизводства середины 50-х – начала 60-х годов. Дорогостоящий блокбастер на историческую тему… его производство обошлось в 40 миллионов долларов, что с учетом инфляции составляет нынче около 300 миллионов.

"Клеопатра" (1963)
"Клеопатра" (1963)

В 1967 году Гарри Гаррисон написал иронический роман "Фантастическая сага" (The Technicolor Time Machine - что переводится примерно как "Машина времени в техниколоре"; это древний способ изготовления цветной кинопленки), посвященный путешествиям во времени, где для машины времени нашлось одно-единственное грамотное применение: отправлять съемочные группы в прошлое и экономить на декорациях. Путешествие держится в тайне, а потому дотошные критики умудряются якобы разглядеть на запястьях статистов на дальнем плане современные наручные часы и снизить фильму балл за "историческую недостоверность".

Мейджор "ХХ век – Фокс" принял решение о постановке "Клеопатры" после нескольких провальных проектов и в рамках общей целенаправленной борьбы с кризисом, вызванным повальным увлечением американцев телевидением.

Широкий экран, могучие декорации и впечатляющие формы Элизабет Тейлор, заработавшей на фильме порядка 7 миллионов долларов (сумма, превышающая средний бюджет голливудского фильма того времени!).

По сути, фильм стал римейком успешной картины компании "ХХ век - Фокс" 1917 года, где египетскую царицу Клеопатру играла Теда Бара.

Кадр из фильма "Клеопатра" (1963)
Кадр из фильма "Клеопатра" (1963)

Сценарий был извлечен из архива и подвергнут перереботке. В 1960-м году начались съемки, и этот проект стал головной болью для всех. Сначала имел место быть полугодовой простой, вызванный болезнью Тейлор, потом выяснилось, что декорации, построенные на итальянской студии, растащили, а в 1961 году режиссер Рубен Мамулян, не выдержав производственного геморроя, подал в отставку. Ему вообще как-то не везло. в 1944 году он начал снимать классический нуар "Лора" (читайте о нем - ЗДЕСЬ), но в итоге был свергнут Отто Преминджером).

За два года разбежалась половина актеров, игравших основные роли. Ушел Питер Финч, ушел Стивен Бойд. Срочно начали искать замену.

Мамуляна заменили оскароносным Джозефом Лео Манкиевичем, пятью годами ранее поставившим "Юлия Цезаря" (этот исторический фильм снискал признание среди критиков). Интересно, что Манкиевича тоже сместили с режиссерского поста, но уже на этапе постпродакшна. Его хотели уволить раньше, но, поскольку тот не оставил никаких записей (держал сценарные ходы в уме), его оставили на месте. И только потом - уволили. Не дали сделать ему то что он хотел и что с такой охотцей предпринимают нынешние режиссеры, — разбить "Клеопатру" на два отдельных трехчасовых фильма.

Элизабет Тейлор, Джозеф Манкиевич и Ричард Бартон на съемках "Клеопатры" (1963)
Элизабет Тейлор, Джозеф Манкиевич и Ричард Бартон на съемках "Клеопатры" (1963)

На роль Марка Антония пригласили Марлона Брандо, но тот отказался, – роль в "Мятеже на Баунти" была для него соблазнительней, – и тогда в фильме появился Ричард Бартон.

Между Бартоном и Тейлор начался любовный роман, который завершился тем, что у обоих семьи распались. По окончанию съемок Ричард и Лиз поженились. Собственно, ничего интересного (мы же не любители светских хроник, тем более полувековой давности, верно?), но игра Тейлор и Бартона обращает на себя внимание. Властная, умная, цепкая Клеопатра и раздолбай и забияка Марк Антоний… В громадном, золоченом, гулком чреве голливудского блокбастера начал формироваться актерский дуэт, который идеально выступит через три года в пронзительной камерной драме Майка Николса "Кто боится Вирджинии Вульф?". Роли в этом фильме станут вершинами актерской карьеры как для Тейлор, так и для Бартона. И, собственно, только по этой причине "Клеопатра" Манкиевича заслуживает немножко внимания.

Оценка: 5,0 из 10.

Кадр из фильма "Клеопатра" (1963)
Кадр из фильма "Клеопатра" (1963)

Режиссер: Джозеф Лео Манкевич.
Сценарий: Джозеф Лео Манкевич, Рэналд МакДагалл, Сидни Бакмен,
Оператор: Леон Шэмрой,
Композитор: Алекс Норт.

В главных ролях: Элизабет Тейлор, Ричард Бартон, Рекс Харрисон.
В ролях: Памела Браун, Джордж Коул, Хьюм Кронин, Чезаре Данова, Кеннет Хейг, Эндрю Кир, Мартин Ландау, Родди МакДауэлл.

Награды:
4 "Оскара" — лучший оператор, художник, художник по костюмам, визуальные эффекты.
National Board of Review, USA — лучший актер (Р.Харрисон)..

Интересные факты о фильме:

  • Для американских и английских статисток, изображающих египтянок, была специально нанята охрана, защищавшая их от щипков горячих итальянских статистов.

Читайте также на моем канале:

Спартак (1960, США, костюмная драма/боевик): Спартак! Спартак!
Владимир Гордеев19 мая 2022
Ад (1911, Италия, экранизация Данте Алигьери): Первый в истории фильм с "обнаженкой"
Владимир Гордеев23 ноября 2023
Кадр из фильма "Клеопатра" (1963)
Кадр из фильма "Клеопатра" (1963)