Жизнеописание легендарной Гипатии Александрийской. Испанский блокбастер, 73-миллионный бюджет которого превышает суммарный бюджет всех испанских фильмов, снятых за год (иногда они могут себе это позволить).
"Агору" снял Алехандро Аменабар, который в свои 37 уже стал классиком испаноязычного кино. Это его первый пеплум и его первый байопик. Соответственно, "Агора" обладает всеми недостатками, присущими пеплумам: избыточная декоративность; гламурность, без которой немыслима хорошая касса; сплошь чистенькие и модные египетские граждане, которые никогда не ковыряют пальцем в носу; тщательно выметенные улицы, отреставрированные постройки, статуи без единого скола. Словом, сплошная искусственность и стерильность ХХI века, сопровождаемая сладкоголосым хоровым пением. Хотя когда дело доходит до уличных драк, в камеру брызжет алая кровь, по переулкам катятся головы и все такое прочее.
Но если отбросить все это в сторону, у фильма есть одного преимущество перед заоокеанскими "костюмными боевиками", - авторский взгляд на исторические события. Главная героиня фильма регулярно отходит на второй план, сюжет разветвляется и создается относительно полная панорама политического общества Александрии начала 400-го года. Это время знаменовало собой падение Александрии как одного из центров эллинистической культуры и окончательный закат классической эры со всей ее натурфилософией. Победило христианство. В этом смысле Гипатия Александрийская – аватар поверженных древних богов, несмотря даже на то, что Аменабар упорно делает ее закоренелой атеисткой.
Фильм привлекает не только тем, что Алехандро Аменабар обращается к любопытным страницам истории и пытается отобразить на экране слом эпох. Ностальгия по классической эре в первую очередь тронула бы европейца, живущего в 18 веке, – нашего современника этим особо не прошибешь.
Нет, дело в другом. Аменабар снимает отчетливо антихристианское кино (по этой причине, например, фильм не был закуплен для итальянского кинопроката). Причем рассматривается только один аспект – религиозный фанатизм. Забавно, что в данном случае Аменабар сам выступает в некотором роде фанатиком, поскольку отбрасывает в сторону беспристрастность историка.
Непонятно, что заставило Аменабара снять антиклерикальное кино (одновременно феминистское), но своих целей фильм не достигает. Наоборот, фильм побуждает ознакомиться с историей. Так складывается парадокс.
Обвинения звучали по адресу александрийского епископа Кирилла, - якобы по его наущениям была растерзана Гипатия. Пламенный Кирилл, перекрестивший практически всю Александрию, впоследствии был канонизирован. И в то же время, что касается Гипатии, то есть версия (причем в советских научных кругах), будто жизнь и смерть Гипатии послужили базой для жизнеописания свт. Екатерины Александрийской, — таким образом христианство как бы воздало должное мученической смерти Гипатии и в то же время воздало должное ее "мучителю".
Отметим также, что фильм провалился в прокате, оказавшись слишком заумным для "пеплума" - одновременно и "плакатным", и неоднозначным. Что интересно, наибольшие кассовые сборы были именно в Испании, - стране, которая позже прочих европейских стран приняла плоды "просвещения" и вынырнула из Средневековья. А уж наслаждаться классическими формами и снимать панегирики неоплатоникам типа Гипатии в Испании начали, похоже, только сейчас )))
Оценка: 6,5 из 10.
Режиссер: Алехандро Аменабар.
Сценарий: Алехандро Аменабар, Матео Хиль,
Оператор: Ксави Хименес,
Композитор: Дарио Марианелли.
В главной роли: Рэйчел Вайс.
В ролях: Макс Мингелла, Оскар Айзек, Ашраф Бархом, Микаэль Лонсдаль, Руперт Эванс.
Интересные факты о фильме:
- Декорации были выстроены на Мальте, форт Рикасоли. Там же строили декорации для "Гладиатора", "Елены Троянской" и "Трои".