Первыми были итальянцы с "Адом Данте" (1911) и "Кабирией" (1914, сюжет из древнеримской жизни). Но эстафетную палочку быстро перехватил Голливуд. Гигантские массовки, спецэффекты, эпические события "Кабирии" нашли продолжение в голливудских фильмах на темы Ветхого завета.
Гриффит, де Милль… Потом наступила Великая депрессия, а потом Вторая мировая, где и так хватало зрелищ. А потом все началось по новой. Ветхий завет вернулся на большой экран. Тем более, что у кино возникла конкуренция с телевидением. Поэтому моментально появилось стереокино, широкий экран, стереозвук, 3D. Широкое распространение получил цвет...
Такова вкратце история масштабного эпичного кино по античным или библейским мотивам, получившего специальный термин - пеплум, что в переводе с латыни означает "одежда". Иначе говоря, костюмный боевик.
Перечислим вкратце самые крупные проекты: в 1956-м Сесиль де Милль сделал римейк собственного немого фильма - "10 заповедей". Николас Рэй снял за границей "Царя царей"Триумфом и апофеозом стал стал фильм Уильяма Уайлера "Бен Гур" (тоже римейк немого фильма), завоевавший 11 "Оскаров". А самым дорогим оказалась "Клеопатра". Она же и похоронила жанр, провалившись в прокате.
А потом пришла французская "новая волна". Кинематограф стал стремительно меняться.
Пьер Паоло Пазолини снимает в Италии "Евангелие от Матфея" в стиле неореализма – то есть, с "актерами", набранными с улицы, зато в большом количестве. Иисус Христос – убедителен, но выглядит как-то не так. Он похож на парня с городских окраин, где и собирает свою паству. Фильм снят поэтом, в нем слишком много приземленного. А за кадром звучит трогательнейшая, но казалось бы – совершенно неуместная для эпохи – песня в стиле соул…
В начале 70-х выходит на экраны "Иисус Христос – суперзвезда" Нормана Джуисона по мюзиклу Ллойда и Уэббера. Он пользуется большим зрительским успехом.
Конечно, в то же время под патронажем Ватикана постоянно снимаются эпические фильмы про Христа в стиле де Милля, но не имеют широкого проката. Самым утонченным, эффектным – и поэтому получившим всемирную известность – является телефильм "классика экранизаций классиков" Франко Дзеффирелли "Иисус из Назарета".
Проходят годы. В 2004 году Мел Гибсон снимает невероятно жестокий и натуралистичный фильм – "Страсти Христовы". Зритель чуть ли не физически претерпевают страдания (страсти) Христа, полностью погружаясь в его "последний день", размеченный режиссером по минутам и кадрам.
И ты внезапо понимаешь, что кинематограф, которому всего-то – чуть более 100 лет – является точным отражением истории.
Старый завет – он действительно старый, а Новый Завет – действительно новый: фильмы на тему Старого завета – архаичны и скучны, предсказуемы по форме. Лучшие из этих фильмов никогда не дотягивают до лучших фильмов на тему Нового завета, которые оригинальны и свежи.
Например, еврейский Голливуд невзлюбил "Страсти Христовы", но этот фильм – который не пожелал прокатывать ни один крупный дистрибьютор – имел невероятный для независимого кино коммерческий успех.
Незадолго до выхода "Исхода" на экраны я пошутил, что Голливуд теряет огромные бабки, поскольку не пользуется потенциалом, который имеется в Старом завете. Ведь в Библии столько эпичных семейных драм, столько сражений и потасовок, столько чудес, которые так и просятся на 3D экран.
В результате Даррен Аронофски снял "Ноя".
Потом и Ридли Скотт, на рубеже 00-х возродивший жанр "пеплум" (спасибо "Гладиатору"), снял угрюмый "Исход", посвященный своему брату-самоубийце, Тони Скотту.
"Ветхозаветное" кино медленно возрождается, и пусть даже "Исход" не имел суперкассы, он отбил затраты на производство.
Если Аронофски – режиссер, который не способен сделать эпическое зрелище, то Ридли Скотт на этом собаку съел. Ридли Скотт может снять вообще любое кино, кроме камерной психологической драмы. В "Исходе" он бросает вызов легендарному де Миллю (в первую очередь, я имею в виду знаменитую сцену, в которой Красное море расходится, чтобы пропустить евреев, а потом затапливает египтян).
Если рассматривать фильм в целом, то Скотт снял довольно медленный (в своем стиле), но визуально впечатляющий фильм. Гигантскую фреску, которая на долгие годы станет эталоном того, как надо снимать "древний Египет".
После визуально скучного "Советника" Ридли Скотт возвращается с пышным, масштабным зрелищем.
Кое-где Скотт даже перебарщивает: жуткая, неприятная и долгая сцена с умерщвленным "египетской тьмой" царским младенцем. Душераздирающая сцена, когда эту крохотную мумию с замотанными ручками Рамзес показывает Моисею.
История Моисея, который вывел из Египта 400 000 евреев, сама по себе выглядит хрупкой, странной, недостоверной, но Скотт постарался рассказать эту историю максимально убедительно.
Он не оставляет своему герою выбора трижды. В первый раз – когда отправляет его в Пифон, город еврейских рабов, которые признают его своим (и втолковывают ему – что он – еврей, в чем он и убеждается, вернувшись в столицу – Мемфис). Во второй раз, когда его пытаются убить. В третий раз – когда он ударяется головой о камень, после чего "слышит и встречает бога".
Скотт не идет по следам Вольфганга Петерсена ("Троя") и других режиссеров, начисто выметающих из своих сюжетов всякую мистику. Он оставляет шанс на чудо, пусть и такое мрачное, какое являет иудейский бог Яхве.
Богу нужен настоящий боец, лидер. Таким бойцом является Моисей, воспитанный при дворе фараона. Моисей возглавлял армии Египта, но не знал, что еврей. После "трансформации в еврея", которую он так и не признал до финала фильма, он готов убивать, но ужасается тем массовым убийствам, которые готовит еврейский бог египтянам.
Ридли Скотт в 2,5 часа укладывает историю об исходе одного человека, обретении им нового места, о возвращении этого человека назад, – причем во время этого возвращения он обретает "свой народ", – и об исходе этого человека, уже героя и пророка, вместе со своим народом. Но куда, зачем? Причем исход сопровождается чудесами.
Оценка: 7,5 из 10.
Режиссер: Ридли Скотт.
Сценарий: Адам Купер, Билл Колладж, Джефри Кейн,
Оператор: Дариуш Вольски,
Композитор: Альберто Иглесиас.
В главных ролях: Кристиан Бэйл, Джоэл Эдгертон.
В ролях: Сигурни Уивер, Бен Кингсли, Джон Туртурро, Аарон Пол, Мария Вальверде, Бен Мендельсон.
Интересные факты о фильме:
- Даррен Аронофски приглашал Кристиана Бэйла на роль Ноя, но Бэйл отказался, так как был занят в других проектах.
- Кинокомпания "ХХ век — Фокс" не смогла получить права на название "Исход", поскольку студия "МГМ" имеет фильм 1960-го года с аналогичным названием, — так появилась приставка "Цари и боги". Интересно, что в планах Спилберга был проект фильма про Моисея под таким же названием — "Цари и боги".
- Чтобы подготовиться к роли, Бэйл прошел основы воскресной школы, прочел Пятикнижие, а также несколько научных трудов.
- В интервью Esquire Ридли Скотт назвал религию крупнейшим источником зла. "Люди рвут друг друга на части во имя своего бога. Но по иронии судьбы они, вероятно, поклоняются одному и тому же богу", — сказал он.
- Ридли Скотт посвятил фильм своему брату Тони Скотту, покончившему жизнь самоубийством в 2012 году.
См. также: