Однажды в одной маленькой девочке зажёгся огонёк, который она бережно хранила десяток лет, мечтая спасать людей вместе с отрядом «ЛизаАлерт». Эта девочка — Лали. Пламя.
Наша искорка появилась 19 лет назад жарким августовским днём в Новосибирске – в большой дружной, шумной семье, где царит атмосфера праздника и всегда рады гостям. Нетрудно догадаться, что Лали росла душевной, общительной, чувствительной – любая пронзительная история, песня, мультик трогали её до глубины души.
Если огню свойственно разрушать, то Лали, напротив, созидала: мастерила интерьеры для кукольного дома, украшения и одежду для кукол. А любимой игрушкой был клей-пистолет.
Огонь подвижен, энергичен. Так и Лали. Она с детства увлекалась спортом: плаванием, чирлидингом, сноубордингом. Подобно олимпийскому огню много путешествовала с мамой: Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Китай, Швейцария… И отдельной страной для неё стал Диснейленд.
— Диснейленд – мечта всех детей, но для меня это была мечта в квадрате. Я ребёнок, который полностью взращён этими мультфильмами, песнями и книжками. Этот культурный пласт лежит в основании моей души, и я считаю, что это прекрасно. Оказавшись в Диснейленде, я чувствовала себя маленькой петардой, которая в любой момент готова взорваться от счастья. Буквально всё, что я любила, я могла увидеть и даже потрогать… Мне казалось, что мир невероятно большой и удивительный, раз в нём смогли создать такое! Мы пробыли в парке с открытия до поздней ночи. На следующее утро меня не могли поднять с кровати, настолько я была уставшей от впечатлений. Моя мама – своего рода фея-крёстная, ведь она тоже исполняет желания.
С первым же посещением Петербурга Лали влюбилась в этот город. Цель была поставлена — переехать сюда жить. Было непросто. Но Пламя не гаснет перед пасмурными тяготами рутинной учёбы. С 10-12 лет Лали упорно изучала литературу, историю искусств, правоведение и другие дисциплины, участвовала в олимпиадах, набирая баллы для предстоящего поступления. Затем были подготовительные курсы по живописи, академическому рисунку, дизайну, ставшему определяющим направлением её обучения.
— Я всегда понимала, что мои амбиции нужны только мне, и за результаты ручаюсь тоже только я. Нет, я никогда не была идеальной ученицей, могла позволить себе и прогулять, и не сделать какое-то задание. Но никогда не упускала возможности. Наверное, в этом и есть секрет успеха. Трудно отказаться от мечты. Например, я понимала, что не сильна в технических науках, но хороша в гуманитарных. Я дружила с ребятами, у которых была зеркальная проблема, и мы помогали друг другу с заданиями. Даже сейчас, учась в институте, я делаю только то, что у меня получается, а для остального ищу лазейку. Кто-то называет это изворотливостью, но моя мама говорила: «Ты можешь победить либо за счет знаний, либо за счет характера». Мне ближе по духу второй вариант.
Школу Лали окончила с серебряной медалью – и отправилась поступать на графический дизайн в Петербург, о котором мечтала.
— Питер впечатлил меня свободой. В этом городе спокойно уживаются история и современность. Причём настолько органично, что иначе и представить нельзя. Тут люди без предрассудков, максимально открытых взглядов. Я как человек с обострённым чувством свободы просто не могла не влюбится в количество пространства в этом городе, и я сейчас не о территориях. Что-то такое тут витает в воздухе... Только после переезда сюда я смогла расстаться со всеми своими страхами и комплексами, задышала полной грудью.
Но была ещё одна цель, поставленная гораздо раньше, — вступить в поисковый отряд. Когда Лали училась в младших классах, мама пригласила к детям инструктора Школы «ЛизаАлерт». Узнав о том, что есть люди, готовые просто прийти и рассказать о правилах безопасности, Лали вдохновилась. И с возрастом желание искать потерявшихся людей только разгоралось.
— Меня ужасно расстраивало то, что я могу присоединиться только после совершеннолетия… Свою вводную лекцию я ждала так, как не ждала результатов вступительных испытаний, да я вообще ничего в своей жизни так сильно не ждала! 29 августа 2024-го года я вступила в отряд. Уже на следующий день поехала на поиск. Атмосферу я запомнила на всю жизнь: люди в оранжевых флисках обнимаются, радуются, поздравляют друг друга с успешным завершением поиска. На меня это произвело неизгладимое впечатление, и до сих пор каждый раз, приезжая в штаб, я с большим трепетом в сердце наблюдаю эту картину.
Разумеется, поиски пропавших людей дело нелёгкое. Без упорства, выносливости, терпения не обойтись. Первый лесной поиск выдался тяжёлым. В тот день в одном природном коктейле смешались дождь, жара, выматывающие препятствия в виде заболоченных зон и скользких кочек, словно нарочно вырастающих под ногами. Задача продолжалась много часов. Тот поиск, казалось, давал понять Лали, что её стезя — городские задачи, а не лес.
Но этот огонь не гаснет ни под дождём, ни в болоте, ни под шквальным ветром. Прошла неделя, и Пламя вновь отправилась на лесной поиск, а потом ещё раз... Теперь чащи и дубравы ей нипочём, даже сильнее привлекают. Очарование лесов Вырицы, Гатчины, Выборга захватывает, даже если всё внимание направлено на поиск человека. Зимний лес восхищает Лали щедрой россыпью звёзд, глухой тишиной, перебивающейся хрустом снега и еле уловимым дыханием. Пламя наделена прекрасным талантом — созерцать и подмечать.
— Моё любимое состояние на поисках — когда спокойная ночь переходит в доброе утро. С одними и теми же людьми. Время замирает, есть только ты и задача, а всё твоё житейское где-то на заднем фоне, ты забываешь о своих проблемах, заботах и можешь переключиться. Как я люблю говорить: Лали остаётся в штабе, дальше идёт Пламя. И только когда задача будет закрыта — смена.
Первый «найден, жив» случился в тандеме с поисковиками Костром и Эсперансой в сентябре 2024-го года. В тот день потерялась пожилая дама с маленькой собачкой. Дама попалась на глаза огненной команде, аккурат под конец задачи, когда все её участники уже были измотаны и хотели спать. «Это был один из очень редких случаев, когда я настолько сильно радовалась, — вспоминает Пламя. — Счастью не было конца».
«Лали – совершенно замечательный человек, в котором гармонично сочетается внешняя и внутренняя красота. Её душевный свет и тепло, наверное, чувствуют все, кто с ней общается. Ведь не зря её позывной Пламя, которое согревает, в свете которого находятся потерявшиеся люди», — говорят о ней соотрядники.
Лали одна из самых активных петербургских добровольцев, количество её поисков за время пребывания в отряде переваливает за 60. Кроме того, Пламя состоит в двух направлениях. Первое – радиосвязь на поисково-спасательных работах.
— Радиосвязь для меня – это возможность чаще выезжать в лес. Учиться было тяжеловато: казалось бы, где физика, а где я, однако я здесь, и у меня неплохо получается. Уже участвовала в поисках в качестве связиста. Было непросто, но теперь я знаю, что могу отработать в любых условиях. Это моя отдельная гордость – здесь я тоже смогла пересилить свои слабости!
Учебная нагрузка не всегда позволяет уехать на поиск, и тогда Лали ищет потерявшихся людей, не выходя из дома – изучает снимки, сделанные беспилотниками. Это второе её отрядное направление – группа просмотра и анализа.
— Я пришла в «ЛизаАлерт» фактически ещё ребёнком, то есть только-только покинула отчий дом, ещё ничего своего у меня здесь не было, кроме отряда. И за этот год я сильно выросла. Повзрослела, закалилась, стала крепче, не растеряв при этом свою эмпатию. Мне очень приятно, что здесь меня любят. И хоть я интроверт, всё равно чувствую себя в отряде комфортно — на своём месте. Ценю наше сообщество за чувство единства, поддержку. Уже не представляю, как жить без этого, в том числе без бесконечных треков, бессонных ночей, промокших ботинок, следов скотча на флиске… Хочу пожелать нам всем быть терпимее друг к другу. Искать и находить. И никогда не сдаваться».
Случается так, что позывной действительно отражает саму суть его носителя. Это Пламя. Наш маленький светоч, тепло и уют.