Если вы о чем-то не знаете, это не значит, что этого не существует. Даже людям далеким от психоанализа приходилось сталкиваться с таким феноменом как «Если вам что-то кажется, то это не кажется». И психоанализ стал той сферой, в которой удалось обнаружить научные подтверждения тем интуитивным догадкам, которые настойчиво требовали ответа.
Для того, чтобы связать смутные ощущения, необъяснимые тревоги и страхи, человеку нужно заглянуть в «колодец б/с» или посетить «пещеру мудрости» - кабинет психоаналитика. Обнаружить, что все это уже происходило когда-то с кем-то. Ведь суть психоанализа -это работа с бессознательным клиента, поэтому для нас важно, что происходит во внутреннем мире субъекта и какие силы толкают его на поступки, движимые его желаниями и увлечениями к удовлетворению.
Когда клиент на первых сессиях задает вопрос «что со мной не так?», мы понимаем, что нам вместе предстоит пройти долгий путь его к себе. И на этом пути он встретится со всевозможными вариантами своего прошлого, признается в «страшных» тайнах», «стыдных» мыслях и скрытых тревогах. И в какой-то момент обнаружится, что в определенной точке существует нечто знакомое, повторяющееся. И у многих это нечто — первофантазм, разыгранный во внутренней реальности клиента.
Фрейд считает, что есть 3 разновидности реальности:
1. реальность материальная;
2. реальность связующих мыслей или реальность психологическая;
3. реальность бессознательного желания и его самого подлинного выражения (фантазм).
Фантазм – это воображаемый мир индивида, его бессознательные фантазии, его иррациональное влечение. Фантазм всегда индивидуально окрашен, это – сценарий, в нем есть сюжет. А цель и назначение фантазма — связать возбуждение внутри психического аппарата в форме сценариев. И они могут быть как универсальными, так и индивидуальными. Количество фантазмов богато и разнообразно.
Вид фантазма зависит от структуры психики, уровня функционирования психики и стадии фиксации психосексуального развития. В зависимости от того, психотический это уровень, пограничный или невротический, будет меняться содержание первофантазма (невроз делает фиксированные фантазмы, а психоз убийственные).
Первофантазм — это самый глубокий, архаичный фантазм глубоких слоев психике. Это преконцепция, матрица психики. Можно сказать, что существует некий природный психический фонд, который организовало человечество, чтобы сохранить непрерывность существования своего вида.
Первофантазмов всего пять:
1. Первофантазм о возвращении в материнскую утробу. Смысл его в желании вернуться в потерянный рай, состояние ребенка, находящегося в утробе матери, когда все потребности удовлетворялись немедленно, автоматически.
2. Первофантазм соблазнения. Об изначальном соблазнении матерью своего ребенка на жизнь. Также и о соблазнении ребенком своей матери для того, чтобы она любила его и заботилась о нем . В этом первофантазме отражаются мотивы того, как быть соблазняемым и соблазнять. В более широком смысле это про любопытство, про способность увлекаться и увлекать.
3. Первофантазм кастрации. В этом первофантазме раскрывается тема лишений, ограничений. Это и про принятие разницы, и про потерю и горевание. Это также и о возможности развития и движения, потому что переход в новое состояние – это всегда потеря старого и опыт горевания по утраченному.
4. Первофантазм «канибалистическая трапеза». Это социальный первофантазм. Суть его в возможности совместности: идентификации, подражании, копировании. Сюда же относятся мотивы поглощения и выплевывания, непринятия. С этим первофантазмом связаны темы жадности и зависти.
5. Первофантазм первосцены. Этот первофантазм включает в себя все остальные первофантазмы. Он об отношениях. Изначально этот первофантазм связан с фантазией ребенка об отношениях родителей, мамы и папы. И, в более широком смысле, описывает отношения в паре, в разных проявлениях. Первофантазм первосцены является главным и объединяющим все остальные. Влияние бессознательного представления о первичной сцене на объектные отношения индивида предполагает уровень функционирования и структуру психики.
Итак, пространство психического наполнено первофантазмами и фантазмами. И анализ первофантазмов и фантазмов может быть вспомогательным диагностическим инструментом, помогает в понимании личности и выявлении психопатологии.
Так, например, в психическом субъекта с перверсией не будет главного и структурирующего первофантазма первосцены, она полностью исключена, стерта и отброшена.
Или возьмем субъекта с зависимостью. Он травмирован тем объектом, который его разрушал. Поэтому ему необходим объект гарантированный, тот который будет всегда в доступе. И этот объект будет разрушать его, повторяя то, что делал с ним первичный объект.
Основной первофантазм субъекта с аддикцией – о возвращении в материнскую утробу, потребность в слиянии и поглощении, стремление к мгновенному удовлетворению потребностей, желание иметь рядом с собой объект, которым можно управлять.
Другие первофантазмы в его случае:
· Первофантазм о первосцене – объект обещает все дать, а на самом деле убивает.
· Первофантазм канибалистическая трапеза – поглощение объекта, проглатывание, слияние с ним.
· Первофантазм соблазнения – соблазнение объектом, который убивает.
· Первофантазм кастрации – нет третьего, только я и объект, и отношения слияния. Этап кастрации не пройден. Нет возможности понимать и принимать ограничения и условия.
Или возьмем депрессию.
· У субъекта с эссенциальной депрессией, когда ощущение потери и пустоты и непонятно с чем оно связано, это о ранней потере, которую человек не осознает. Это безобъектная депрессия, связи с объектом не было, субъект проживает тоску по тому, чего не имел. Основной ПФ о возвращении в материнскую утробу – проживание отсутствия себя и отсутствие объекта. Отказ от репрезентации матери вместо репрезентации потери матери. Нет представления о потере матери, ребенок просто от нее отказывается, отворачивается.
· В случае с меланхолической депрессией основной первофантазм — канибаллистическая трапеза: инкорпорация объекта. Тень объекта падает на Я и делает невозможной работу горя.
Анализ универсальных первофантазмов и фантазмов (индивидуальных содержаний) – суть аналитической работы. По тому как происходят изменения содержания фантазмов, можно делать выводы о динамике аналитической работы и трансформации анализантов.
Буду благодарна, если вы поставите лайк и подпишитесь - это помогает каналу развиваться. Спасибо, что читаете!
Запишитесь на сессию в вотсап 8 923 530 5522 или здесь.
Для более приватного общения приглашаю в мой телеграм-канал Мне только спросить