Найти в Дзене
Konnichiwa Club | Всё о Японии

Эффект Расёмона: не верь никому

Когда вы рассказываете кому-то историю, произошедшую с вами, особенно такую, которую вы пересказывали уже бесчисленное количество раз, насколько сильно вы её приукрашиваете? Становится ли она лучше с каждым разом, когда вы рассказываете её? Выставляете ли вы себя в более выгодном свете или, в зависимости от истории, уничижительном? Насколько ваша версия истории отражает объективную реальность? И имеет ли это вообще значение? Акутагава Рюноскэ задавал эти вопросы своим читателям ещё 100 лет назад, в 1922 году, когда его небольшой рассказ «В чаще» (藪の中 Ябу-но нака) был впервые опубликован в японском литературном журнале «Синтё». Акутагава, тогда 29-летний, был мастером прозы эпохи Тайсё (1912–1926 гг.), а вскоре его начали называть не иначе как отцом японской короткой прозы и классиком новой японской литературы. Но тогда мало кто понимал, насколько революционным был художественный приём, ставший основой «В чаще». Повествование вращается вокруг убийства самурая Канадзавы Такэхиро, произош
Оглавление

Когда вы рассказываете кому-то историю, произошедшую с вами, особенно такую, которую вы пересказывали уже бесчисленное количество раз, насколько сильно вы её приукрашиваете? Становится ли она лучше с каждым разом, когда вы рассказываете её? Выставляете ли вы себя в более выгодном свете или, в зависимости от истории, уничижительном? Насколько ваша версия истории отражает объективную реальность? И имеет ли это вообще значение?

Акутагава Рюноскэ задавал эти вопросы своим читателям ещё 100 лет назад, в 1922 году, когда его небольшой рассказ «В чаще» (藪の中 Ябу-но нака) был впервые опубликован в японском литературном журнале «Синтё». Акутагава, тогда 29-летний, был мастером прозы эпохи Тайсё (1912–1926 гг.), а вскоре его начали называть не иначе как отцом японской короткой прозы и классиком новой японской литературы. Но тогда мало кто понимал, насколько революционным был художественный приём, ставший основой «В чаще».

Повествование вращается вокруг убийства самурая Канадзавы Такэхиро, произошедшего в бамбуковой роще, и противоречивых показаний нескольких свидетелей. Через официальные показания дровосека, буддийского монаха, стражника и старой женщины нам показывают на первый взгляд незаметные различия в том, как каждый из них воспринимал произошедшие события.

Три центральных героя рассказа – Тадзёмару (разбойник, обвиняемый в убийстве), Такэхиро (убитый, говорящий через прорицательницу-медиума) и его жена Масаго (жертва и непосредственный свидетель) – рассказывают о том, что произошло с ними, но их точки зрения противоречат друг другу.

По мере того, как слои повествования накладываются друг на друга, а читатель узнаёт всё больше подробностей, становится понятно, что читателю придётся определить, кому верить, самостоятельно. Таким образом Акутагава ставит под вопрос саму природу правды и то, как она преображается в перспективе.

Так что же на самом деле произошло с самураем в бамбуковой роще? Ответ на этот вопрос, на самом деле, несущественен.

Акира Куросава и «эффект Расёмона»

История, описанная в этом рассказе, больше известна под названием «Расёмон» – именно так был озаглавлен фильм 1950 года Акиры Куросавы, объединивший в себе рассказы «В чаще» и «Ворота Расёмон». Некоторые персонажи и места действия отличались от тех, что были в рассказе Акутагавы, но центральный сюжет был сохранён.

«Расёмон» Куросавы вышел на экраны в годы расцвета послевоенного японского кино и был оценён по достоинству. В 1951 году фильм получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, а в следующем году Куросава получил «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Используя ракурсы как бы из-за плеча персонажей, демонстрирующие субъективность их рассказов, и раз за разом возвращаясь к одному и тому же событию с разных точек зрения, фильм Куросавы сумел перевернуть стандартный подход к кино, распространённый в то время, и при этом сохранить исходный материал с его неясностью и двусмысленностью.

-2

Фильм, сделавший Куросаву звездой мирового кинематографа, положил начало приёму «эффект Расёмона». Этот термин характеризует повествование с точки зрения так называемых ненадёжных рассказчиков, при котором разные взгляды на одно событие конфликтуют между собой. Можно сказать, что на бытовом уровне мы сталкиваемся с этим явлением ежедневно, и редко когда взаимодействие между людьми обходится без него.

Вспомните последний раз, когда вы спорили с кем-нибудь, и попробуйте рассказать этому человеку, как это было. Велик шанс, что ваши рассказы не совпадут. Но кто говорит неправду? Может, оба переиначивают события ввиду собственной предвзятости? Не смешиваются ли субъективная и объективная реальности в одно? Не заполняете ли вы пробелы в собственной памяти наиболее удобным для вас способом? И самое важное – кому верить?

Человеческий опыт – то, что делает истину несовершенной. И именно благодаря этой особенности человека «В чаще» и «Расёмон» являются такими захватывающими произведениями. Всё повествование пронизывают невидимые нити противоречия, которые заставляют конфликт развиваться и двигаться вперёд. Это порождает желание перечитывать и пересматривать истории Акутагавы и Куросавы в поисках мелких деталей, ведь они так умело взывают к врождённому человеческому любопытству. Поэтому они заставляют снова и снова прокручивать события в голове ещё долго после того, как в истории была поставлена точка.

-3

Влияние «Расёмона» на кинематограф

Сегодня «эффект Расёмона» является распространённым термином, используемым в разных областях, как в кинематографе и литературе, так и в психологии и праве. Но в качестве инструмента в руках рассказчиков он продолжает оставаться особенно эффективным.

Возьмём для примера фильм «Подозрительные лица» Брайана Сингера, регулярно занимающий высокие места в подборках самых значимых фильмов Голливуда. В комнате для допросов агент с жёстким характером доправшивает мошенника Роджера Кинта по прозвищу «Болтун». Его цель – выяснить, что произошло во время кровавой резни, устроенной кем-то в доках Лос-Анджелеса, и установить личность некого Кайзера, участвовавшего в этих событиях. Кинт, кажущийся человеком замкнутым и неразговорчивым, – единственный свидетель произошедшего. Мы видим эту историю через его глаза. Но можем ли мы доверять ему?

-4

В фильме 2014 года «Исчезнувшая» по одноимённому роману Гиллиан Флинн, тоже получившем высокие оценки и признание критиков и зрителей, также есть намёки на эффект Расёмона. Картина начинается как история убитого горем мужа, ставшего главным подозреваемым в деле об исчезновении собственной жены. На первый взгляд эти обстоятельства кажутся всего лишь элементами заурядного детектива, единственная загадка которого – личность преступника. Однако позже события рассказываются с другой точки зрения, и центральные герои предстают уже в ином свете.

-5

Квентин Тарантино также оказался восприимчив к японскому влиянию, и отпечаток творчества Куросавы заметен почти во всех его картинах. Фильм «Бешеные псы», первый полнометражный фильм режиссёра и его первый большой успех, рассказывает историю преступников, чья попытка ограбить ювелирный магазин идёт не по плану. Пока они выясняют, кто именно виноват в их провале, конфликт накаляется, и в конце концов несовпадение их взглядов на события приводит к кровавой бойне.

-6

Так в чём же правда?

Нам хочется верить, что истина абсолютна. Но эффект Расёмона доказывает, что наши представления об истине несовершенны и, в конце концов, корыстны. Герои фильма Куросавы выразили эту мысль, пусть и цинично, но лучше всего:

– Чтоб его… И ведь все такие, – сказал дровосек, – все только о себе и думают. Только своя выгода на уме.
– Это чудовищно. Если никому нельзя верить, получается, что мы в аду живём! – сказал монах.
– А люди редко говорят правду, – сказал простолюдин. – Сплошь и рядом бывает, что себе и то честно признаться не могут.
-7

Расскажите, в каких произведениях вы сталкивались с этим приёмом, и поделитесь своими рекомендациями в комментариях!

Наука
7 млн интересуются