Найти в Дзене

ЧТО ДЕЛАТЬ ЛОГОПЕДУ, КОГДА У РЕБЁНКА ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Каждый логопед хотя бы раз попадал в ситуацию, когда всё идёт не по нотам: ребёнок начинает кричать, бросаться на пол, убегать, закрывать уши — словом, устраивать полноценный «шторм эмоций». Это и есть полевое поведение — когда малыш «идёт вразнос» и всеми силами старается выскользнуть из занятия. И здесь важно помнить: истерика — это не каприз, а способ избежать задачи, который ребёнок выбирает не от хорошей жизни. Если однажды эмоции «сработали» и взрослый прекратил занятие, ребёнок быстро понимает: «Раз получилось один раз — сработает и другой, и третий». А дальше дело техники: истерики становятся громче, дольше и ярче. Как говорится, аппетит приходит во время еды — а избегающее поведение крепнет с каждым успешным повторением. Эмоциональные дети: почему они «вспыхивают как спичка» Чаще всего сильные истерики случаются у детей, которые чувствуют глубоко и реагируют бурно. Они выражают эмоции открыто и без тормозов — что на сердце, то и на языке. И пусть родители уверяют: «Да

Каждый логопед хотя бы раз попадал в ситуацию, когда всё идёт не по нотам: ребёнок начинает кричать, бросаться на пол, убегать, закрывать уши — словом, устраивать полноценный «шторм эмоций». Это и есть полевое поведение — когда малыш «идёт вразнос» и всеми силами старается выскользнуть из занятия.

И здесь важно помнить: истерика — это не каприз, а способ избежать задачи, который ребёнок выбирает не от хорошей жизни. Если однажды эмоции «сработали» и взрослый прекратил занятие, ребёнок быстро понимает:

«Раз получилось один раз — сработает и другой, и третий».

А дальше дело техники: истерики становятся громче, дольше и ярче. Как говорится, аппетит приходит во время еды — а избегающее поведение крепнет с каждым успешным повторением.

Эмоциональные дети: почему они «вспыхивают как спичка»

Чаще всего сильные истерики случаются у детей, которые чувствуют глубоко и реагируют бурно. Они выражают эмоции открыто и без тормозов — что на сердце, то и на языке.

И пусть родители уверяют:

«Да никогда такого не было! Это только у вас!» —

мы, специалисты, знаем: такое поведение проявляется везде, где ребёнку трудно или не хочется».

Дом, улица, магазин, сад — любой триггер, и малыш «взлетает на воздух».

Поэтому словам «никогда не истерил» верить не стоит. Как говорится, дыма без огня не бывает.

Что делать логопеду в разгар истерики

Главный запрет — не сворачивать занятие. Прервать работу — значит подлить масла в огонь избегания.

Что помогает сохранить рамки и не потерять контакт?

1. Держать себя в руках

Когда эмоции фонтанируют, именно логопед должен оставаться «островком спокойствия».

Детям важен взрослый, который «не теряет голову» и стоит твёрдо, как скала.

2. Сохранять структуру, но снижать планку

Занятие не прерываем, а мягко переводим в упрощённый формат:

– хлопок

– движение

– простая карточка

– выбор картинки

– жест

Работа идёт, но «малой кровью», без давления.

3. Убирать лишний шум

Игрушки, яркие стимулы, громкие звуки — всё это «подливает бензин в костёр».

Чем спокойнее пространство, тем легче ребёнку «остыть».

4. Меньше слов — больше смысла

Длинные объяснения только раздувают эмоции. Короткие, ёмкие фразы работают намного лучше:

– «Я рядом»

– «Вижу, тебе непросто»

– «Сделаем одно — и дальше»

5. Ловить момент «просветления»

Истерика идёт волнами. В момент, когда эмоция на секунду ослабевает, важно мягко, но уверенно вернуть ребёнка в задачу. Это и есть та самая точка роста, когда ребёнок учится справляться с собой.

Как предупредить полевое поведение

Опытный логопед знает: легче предотвратить, чем тушить пожар.

Поэтому заранее помогаем ребёнку:

•давать чёткую структуру занятия

•начинать с простого

•использовать ритуалы начала и завершения

•не перегружать

•менять действия ритмично

•«вести» ребёнка предсказуемыми шагами

Когда структура понятна, ребёнок «не дергается» и чувствует почву под ногами.

Почему важно говорить об этом честно

Многие специалисты стесняются признавать, что на занятиях бывают истерики. Но это часть процесса. Это путь, на котором ребёнок учится регулировать эмоции, а логопед — гибкости и профессиональному мастерству.

-2

-3

-4

-5

Поэтому сохраняйте карточки, делитесь с коллегами, отправляйте знакомым мамам — это информация, которая может в прямом смысле спасти занятие. Чем больше взрослые понимают природу полевого поведения, тем меньше «грязных бурь» и тем быстрее приходит прогресс.

Коллеги, что вы добавили бы в эту копилку? Делитесь опытом — вместе мы становимся сильнее!

#логопед #полевоеповедение #истерики #советылогопеда #логопедонлайн #развитиеречи #дети #поведениедетей #нейропсихология #занятиясдетьми #развитиемалыша