Найти в Дзене
Рассказы для души

- Мам, ты всю жизнь навоз в колхозе за копейки кидаешь, а я так жить не хочу (4 часть)

часть 1 Безутешного вдовца поддержало всё село. Светлана первое время тоже готовила для осиротевшей семьи ужины. А потом мужчина пришёл с себя и взялся за хозяйство. Так потихоньку вырастил он сына и дочь, поставил детей на ноги, выучил - оба уже работали, жили в городе. Степан не спешил перебираться ближе к наследникам. У него в селе оставались пожилые родители, за ними нужно было присматривать. Когда Матвей уехал на учёбу, Светлана начала замечать, что Степан всё чаще оказывается рядом. То с работы её до дома проводит, беседуя о том о сём, то из магазина поможет сумки донести. Он будто бы случайно то и дело попадался ей на пути. Светлана была не против приятной компании. Они обсуждали новости, вспоминали детство, смеялись. Однажды Светлана пригласила Степана на чай. Мужчина как раз по обыкновению встретил её с работы и проводил до ворот. - Может чаю? Тот согласился. И за столом, наконец, Степан решился на серьёзный разговор. Было видно, что ему нелегко дался этот шаг. - Свет, ты

часть 1

Безутешного вдовца поддержало всё село. Светлана первое время тоже готовила для осиротевшей семьи ужины. А потом мужчина пришёл с себя и взялся за хозяйство. Так потихоньку вырастил он сына и дочь, поставил детей на ноги, выучил - оба уже работали, жили в городе.

Степан не спешил перебираться ближе к наследникам.

У него в селе оставались пожилые родители, за ними нужно было присматривать.

Когда Матвей уехал на учёбу, Светлана начала замечать, что Степан всё чаще оказывается рядом. То с работы её до дома проводит, беседуя о том о сём, то из магазина поможет сумки донести. Он будто бы случайно то и дело попадался ей на пути. Светлана была не против приятной компании.

Они обсуждали новости, вспоминали детство, смеялись. Однажды Светлана пригласила Степана на чай. Мужчина как раз по обыкновению встретил её с работы и проводил до ворот.

- Может чаю?

Тот согласился. И за столом, наконец, Степан решился на серьёзный разговор. Было видно, что ему нелегко дался этот шаг.

- Свет, ты мне всегда нравилась, знаешь же.

- Ну, когда это было? — улыбнулась Светлана.

Она тогда еще не поняла, к чему клонит Степан. Ей казалось, что они просто снова вспоминают детство.

- Давно было, — согласился Степан.

А потом серьезно посмотрел на свою собеседницу и добавил:

- Только ведь ничего с тех пор не изменилось.

Светлана вопросительно взглянула на мужчину.

Она просто не знала, что сказать. Но ощущения от этого неожиданного признания были явно приятными. По спине женщины мурашки пробежали, а на сердце потеплело.

- Я ведь к тебе с детства неравнодушен. Класса с шестого. Решился признаться уже в старших классах. Ты тогда меня отшила. Я сделал вид, что мне всё равно, но не получилось и не получилось.

А на самом деле страдал тогда, не описать. Смотрел на тебя тайком, любовался, ревновал, если кто-то из парней рядом оказывался и мечтал, что вот окончу школу, выучусь, стану богатым и приеду за тобой на крутой машине, вот тогда ты не устоишь.

Светлана улыбнулась, признание выглядело наивным и очень милым, надо же, а она ничего не замечала, Степан тоже улыбнулся, вспомнив себя юного и амбициозного.

- Да... Только ничего не вышло, — продолжил мужчина. - Не получилось у меня поступить в ВУЗ, мозгов не хватило. Отучился на водителя, вернулся в деревню. Конечно, о тебе разузнал у знакомых. Сказали, что ты в городе живёшь. Поговаривали, что есть у тебя кто-то. Но в этом-то я не сомневался. У такой-то красотки как не будет поклонников. В очередь наверняка выстраивались.

Светлана не выдержала и рассмеялась в голос. Степан, живя здесь, в деревне, считал, что вокруг неё вьётся толпа ухажёров. А Светлана в это время страдала от одиночества и отчаянно завидовала замужним подругам.

- Эх, ты даже не представляешь, как ошибался.

- Да дурак молодой был, — усмехнулся Степан. - В общем, решил я, что поезд ушёл окончательно.

Ты в городе, у тебя богатый жених, который одаривает тебя подарками, нет бы проверить, а я страдал и ощущал собственную несостоятельность. Кто я такой был? Водила обычный, а ты, принцесса, королева, недосягаемый идеал, не пара для меня.

Парень машинально работал, ел, встречался с друзьями, мир был каким-то серым и блеклым, всё казалось бессмысленным. И тут вдруг выяснилось, что соседская дочь Анюта неравнодушна к нему. Это было удивительным открытием для парня. Кто-то смог его полюбить, такого, какой он есть, не слишком красивого, не слишком успешного.

Аня, из худенького нескладного подростка, превратилась в милую девушку. Большие ясные глаза, густые длинные волосы, тонкая талия. Анюта закончила в городе педагогический колледж и вернулась на малую родину, преподавала теперь в школе, обучала первоклашек. Она подошла в тот вечер к Степану, возвращающемуся с работы. Подкараулила соседа у калитки и прямо в лицо выложила парню всё о своих чувствах.

- Я опешил тогда, — с улыбкой вспоминал Степан. - Неожиданно это было, ну и жаль мне её стало, ведь сам был в таком же положении. Понимал, как она надеется, как ей важно моё внимание, и знал, насколько сильно её выбьет из колеи моё равнодушие. Как я мог поступить так с хрупкой влюблённой Анютой?

В общем, Степан и Анна стали встречаться, узнавали друг друга ближе и с каждым днём понимали, что они замечательная пара.

- Я-то думал, что ничего хорошего в моей жизни уже не будет, - рассказывал Степан, - а она, она будто вытащила меня из кокона, показала, что счастье ещё возможно.

Степан и Анюта поженились, у них родились дети.

- А потом, потом в деревню вернулась ты, растерянная, с животом, как мне хотелось тогда стать тебе опорой и поддержкой, но было поздно. Мы с Анютой расписались, у нас подрастали малыши.

- Ты тогда всё ещё любил меня? — удивилась Светлана.

- Конечно. И сейчас тоже люблю. Но тогда мне нельзя было показывать своих чувств.

Да и обязательства у меня уже возникли. Перед Анютой, перед детьми, я их уже тоже очень любил, всех троих. И не мог предать семью, даже ради своего собственного счастья.

- Ты был несчастлив? — удивилась Светлана.

Откровения Степана потрясли её до глубины души.

- Не могу сказать. Анюта была замечательной. Я любил её по-своему, заботился о ней.

Мне хорошо с ней было, но к тебе… Я даже сейчас не могу описать, что я чувствовал по отношению к тебе. И чувствую.

Они посидели ещё немного. Степан смотрел на Светлану, ждал какого-то знака от неё. А она и сама не понимала своих чувств. Ей было приятно, что есть человек, который ее так любит.

После смерти родителей Светлана осталась совсем одна. Сын в городе, сестра за границей. Не было людей, которые заботились бы о Светлане, пытались бы ее радовать, интересовались бы ее самочувствием в конце концов. И вот преданный Степан перед ней, но что-то останавливало Светлану.

Матвей. Как он отнесётся к такому повороту событий? Наверняка не одобрит. Скажет, что совсем мать с ума сошла на старости лет. Роман вздумала завести.

Только желание быть с небезразличным человеком постепенно пересиливало. Светлана часто думала о том, как хорошо будет, если они станут жить вместе.

Степан будет счастлив, это точно, как же приятно осознавать, что ты можешь сделать кого-то настолько счастливым. В общем, тем же вечером бывшие одноклассники решили попробовать стать парой.

- Ну что ж, значит, завтра я тебя на свидание приглашаю, — с улыбкой резюмировал Степан. - Сбудется наконец мечта моей молодости. Сбудется же!

Светлана кивнула.

На следующий день они отправились в город. Бродили по парку, разговаривали, сидели в кафе. А потом заглянули в кинотеатр. Во время сеанса Степан взял Светлану за руку и держал её так все полтора часа, пока не закончился фильм. Женщина не возражала. Ей нравилось это ощущение, наконец-то она не одна.

Спустя неделю Степан переехал к ней. Сразу же подчинил давно подтекающий кран. Подтянул петли на всех межкомнатных дверях. Теперь они, наконец, не скрипели. А Светлана снова начала готовить. Для себя одной ей было лень стараться, но теперь с ней мужчина, и она радовала его вкусными блюдами.

Светлану волновал только один вопрос, как отнесётся к этому всему Матвей.

Он ведь ещё не знал, сын редко приезжал в гости к матери, всё больше они по телефону общались. Светлана не рассказывала Матвею о переменах, произошедших в её жизни. Степан, тот сразу сообщил обо всём и сыну, и дочери. Света поняла, что те рады за отца. Хотелось бы женщине, чтобы реакция её собственного сына была такой же, но надежды на это было мало.

Прошло несколько лет.

Светлана так и не решилась на серьёзный разговор с сыном. Вскрывать подробности личной жизни было несложно. Сын мало интересовался тем, что происходит с матерью. Звонил обычно лишь для того, чтобы попросить денег. Но однажды Матвей все-таки приехал.

- Привет, — обрадовалась и немного растерялась Светлана.

Степан еще не вернулся с работы, но повсюду были его вещи. То, что в доме теперь живет кто-то еще, не заметить было невозможно.

- Привет, — хмуро поздоровался Матвей.

Выглядел он не очень, осунувшийся, встревоженный.

- Мне деньги нужны.

Светлана сразу поняла, случилось что-то серьезное.

- Что произошло? — спросила она, схватившись за сердце. В груди что-то закололо.

- С учебой что-то?

- Я давно уже не учусь, — буркнул Матвей под нос.

- Как?

- Так, — грубо ответил парень.

- Отчислили меня за прогулы. Работал много, от тебя же денег не дождёшься.

- Я посылала тебе каждый месяц большую часть зарплаты, — напомнила Светлана.

- Для города это не деньги. Так, ерунда, — вздохнул Матвей. - Не хватало мне, вот и крутился, как мог. У других-то родители обеспеченные, им и машины, и квартиры, и денег на развлечения дают. А я что, нищебродом себя ощущал всё время. Думаешь, приятно?

Светлане было больно слышать эти слова. Она всю жизнь старалась для сына.

Хотела, чтобы у Матвея было всё самое лучшее. А оказывается, вон оно что. Выходит, не справляется Светлана со своей прямой родительской обязанностью.

- И что теперь? — спросила Светлана.

- Влез я там в долги, — принялся объяснять Матвей.

- Бизнес хотел начать, денег поднять. В итоге попал на бабки. С меня трясут большие деньги, расправой угрожают. А где я возьму? Вот пришел за помощью к тебе.

- Сынок, ну ты ведь знаешь, нет у меня ничего.

- Как нет? — удивился Матвей. - А дом этот?

- Ты что? Хочешь, чтобы мы дом продали?

- Ну, а какой выход, мам? Я покрою свои долги, буду квартиру снимать.

Вместе в городе жить будем. А что? Тебе скоро на заслуженный отдых. В городе коровника нет, конечно, но я тебя в ателье устрою. Бабушка рассказывала, что когда-то ты была закройщицей. Сейчас этот труд неплохо оплачивается. Вместе жить будем в городе. Ты и я, как раньше. Здорово же, да?

Светлана не могла согласиться с сыном. Еще пару лет назад она с радостью бы поддержала идею Матвея.

Жить одной в пустом доме было уже невыносимо. Но теперь… у нее был Степан. Им хорошо вместе. Приятно, когда рядом любящий, понимающий человек.

Матвей, наконец, заметил мужские вещи в комнатах. На стене висел пиджак Степана, на стуле — брюки. Около входной двери стояли кроссовки сорок третьего размера.

- Это что? — спросил Матвей, изумлённо глядя на мать. - У тебя что, кто-то появился?

- Я давно хотела тебе сказать, у меня здесь такое произошло.

- Понятно, — покачал головой парень и печально вздохнул. - Личную жизнь налаживаешь? Ну да, конечно, тебе не до сына.

- Ты же знаешь, что это не так, — мягко возразила Светлана.

Она видела, что Матвей находится в подавленном состоянии, у него проблемы, ему нужна помощь. И она, конечно же, подставит ему свое плечо в трудный момент.

- Сынок, я сделаю все, как ты скажешь.

И сделала. Продала дом, большую часть вырученных денег отдала сыну, на оставшиеся приобрела крошечную комнатку на окраине города в старом доме.

Степан предлагал варианты, хотел отдать Матвею свои накопления, там было меньше, чем надо, но всё равно это оказалось достаточно приличная сумма. Светлана не согласилась, не должен Степан решать её проблемы. У него есть свои дети, использовать человека в такой ситуации подло.

- Останься со мной, — просил Степан.

Вещи Светлана в то время уже собрала. Чемоданы стояли в сенях, ждали завтрашнего утра. Матвей к десяти заказал для матери такси.

- Ты же знаешь, не могу.

- Знаю, но не понимаю. Ты дала ему денег, купила жильё. Но зачем тебе самой туда ехать? Оставайся со мной. Дом у меня большой. Места хватит с лихвой, сама знаешь.

Нам ведь хорошо было вместе, разве нет?

- Хорошо было, — согласилась Светлана.

Да, за эти пару лет, что они прожили со Степаном, женщина привыкла к теплу, заботе. Они вместе гуляли вечерами, обсуждали что-то. Степан смотрел на Светлану любящими глазами, и та чувствовала себя счастливой.

Но теперь, теперь всё изменилось.

Светлана видела, что сын её в беде, слишком встревоженный, слишком беспокойный. В его жизни явно происходит что-то нехорошее. Да, Матвей взрослый, отчасти Степан прав, когда говорит, что тот должен сам разбираться со своими проблемами.

Но когда Светлана попала в трудную ситуацию, она ведь не сама с проблемами разбиралась, ей родители очень помогли.

Степан уверял, что это совсем другой случай. Молодая и одинокая женщина с ребенком на руках и взрослый мужик, которому мать дала деньги от продажи дома.

Светлана не могла с ним согласиться. Ему-то хорошо говорить. У него и сын, и дочь отучились, работают на хороших работах, обзавелись семьями.

Неизвестно, как бы Степан запел, если бы один из его детей попал в такую ситуацию, как Матвей. А ещё, Светлана элементарно боялась лишиться последнего жилья. Теперь, когда у неё не было дома, в котором прошло её детство, женщина начала тревожиться о старости. Пройдёт совсем немного времени, и она станет пожилой и, возможно, беспомощной, как тогда без своего угла.

А если за Матвеем не присмотреть, он ведь и эту комнату потеряет. Да и вообще, надо выяснить, что происходит в его жизни. Может, сына спасать давно пора. Сам он не признаётся, но когда они начнут жить вместе, Светлана всё поймёт, всё сама увидит.

Не может она оставить единственного ребёнка наедине с его проблемами и бедами.

- Ну что ты так переживаешь?

Светлана улыбнулась Степану. Улыбка вышла печальной, это женщина понимала даже без зеркала.

- Я же не на Луну переселяюсь, и даже не на другой континент. Город рядом, расстояние чувствам не помеха, будем встречаться, общаться.

- Будем, конечно, — вздохнул Степан. - Но сама ведь понимаешь, это не одно и то же.

- Что поделать, жизнь так складывается.

продолжение