В 1939 году впервые увидела свет знаменитая комедия «Подкидыш», запавшая в душу многим советским зрителям. Особенно хорошо запомнилось имя одного из главных персонажей – Муля. Пётр Репнин, сыгравший эту роль, первое время часто слышал его на улицах от прохожих. К тому моменту он снялся в двадцати фильмах и продолжал актёрскую деятельность до самой смерти. Но остался в памяти миллионов людей тем самым Мулей.
Первый удар судьбы
Родился Пётр в Петербурге в 1894 году. Отец его был востребованным фотографом, мама – домохозяйкой, воспитывающей троих детей. Старший с малых лет тянулся к творчеству: рисование, театр, цирк и кино увлекали юного Петю как ничто другое. В школе он с радостью принимал участие в спектаклях. Играл, создавал декорации, даже шил костюмы, мечтая однажды стать настоящим артистом.
Однако жизнь внесла свои коррективы. Внезапно умер отец, и теперь Петру пришлось обеспечивать семью. Он окончил училище, устроился в контору Сормовских заводов. А в 16 лет отправился к своему крёстному в Алупку лечиться от воспалительного процесса в верхушках лёгких.
Южный воздух, солнце, море положительно подействовали на впечатлительного юношу. Он снова вспомнил уроки живописи в художественной школе. Там же крёстный обучил его работе с фотографией. Всё вновь вело к тому, что Репнину нужно возвращаться в искусство и становиться если не актёром, то режиссёром.
«Если вам будет плохо – приходите»
В 20 лет Пётр впервые вышел на сцену – в антрепризе Вронского и Соколова. Там же обучился основам актёрского мастерства. Попробовал даже набрать свою труппу, но ничего не вышло. Зато повезло позже – с единомышленниками удалось создать «Литературно-художественный кружок», где Репнин одновременно ставил спектакли и играл. Эта смесь творчества и свободы окончательно подтолкнула его к решению: нужно ехать в Москву.
Всеволод Мейерхольд, руководитель курса «Мастерской сценических постановок», увидел в молодом Репнине редкое сочетание темперамента и упорства. Режиссёр держал его рядом, позволял подрабатывать параллельно с работой у него.
В «Великолепном рогоносце» Репнин стал первым ассистентом Мейерхольда, а в Театре революции ему доверили сразу две постановки. Но когда одна из них провалилась, Репнин ушёл, оборвав все связи и со своим учителем. Тот написал ему: «Пётр Петрович, если Вам будет плохо – приходите. Я всегда Вас жду».
Пётр Петрович так и не пришёл.
Мастер перевоплощений
Репнин увлёкся кино. После съёмок в двух проходных картинах написал сценарий «Гонки за самогонкой» и сыграл главного героя – эксцентричного, постоянно меняющего облик Сеньку-подмастерья.
Многие тогда пытались копировать манеру игры американских комиков, но Пётр искал другое: живую, узнаваемую психологию героя. Он вырабатывал свою манеру исполнения, и это не осталось незамеченным. Актёра стали приглашать на съёмки.
В начале 1930-х он снова вернулся в театр. Переходил из труппы в труппу, параллельно снимаясь в громких картинах. «Пышка», «Вражьи тропы», «Зори Парижа», «Девушка с характером» – пусть не везде доставались значимые роли, но Репнин создавал галерею жизненных типов.
Народная слава пришла только после выхода «Подкидыша». Вновь после «Пышки» артист пересёкся с Фаиной Раневской, с которой они друг друга на дух не переносили. Но творческий тандем сработал идеально – Лялю и Мулю знали даже дети.
«Вы, женщины, глупые!»
Сам Репнин относился к внезапной волне популярности спокойно. Ему тогда было не до неё – всё внимание переключилось на дочь Олю. Мать девочки умерла, когда малышке исполнилось четыре месяца. И хотя он не жаловал ни женщин, ни детей, 44-летний Пётр Петрович вдруг превратился в нежного, ревностного отца. Бездетной сестре Марии, пожелавшей забрать кроху себе, он ответил жёстко:
– Ни за что! Вы, женщины, глупые, вы не воспитаете моего ребёнка как надо, а только испортите его!
Однако проводить сутки напролёт с Олей актёр не мог – нужно было продолжать работать. После строгого отбора Репнин всё-таки нашёл подходящую няню.
Несмотря на успех «Подкидыша», его стали снимать меньше. На улицах уже узнавали не сразу – пожилой, грузный человек с тростью казался обычным московским интеллигентом. Дома же Пётр каждый месяц устраивал шумные дни рождения дочери. А в прихожей висела надпись: «У кого страшная рожа – к кроватке не подходить!»
Последние роли
В 1941-м, когда Москву охватила паника, Репнин остался. Он только что сыграл Гитлера в «Боевом киносборнике», и ему настойчиво рекомендовали после этого скрыться как можно дальше. Артист лишь отмахнулся и поехал с концертными бригадами под Москву. Война подорвала его здоровье, но не сломила упорства.
Позже Пётр уехал с труппой в Германию – в Театр советских войск. Он знал язык, легко общался с местными. Вот только это, скорее, шло ему в минус. Стали переживать о том, как бы за рюмкой однажды актёр не сболтнул лишнего. Тогда руководитель театра Николай Плотников вернул Репнина в Москву.
В 1955 году он вышел на пенсию, но сниматься продолжал. В семьдесят с хвостиком сыграл главврача в «Кавказской пленнице». Потом ещё были мелкие роли в фильмах «Щит и меч», «Преступление и наказание», короткометражке «Встряска».
Не выдержал одиночества
Почётных званий он так и не получил. Жил в коммуналке с пятьюдесятью семью соседями. Квартиру просить не хотел принципиально:
– Ни в один кабинет не ходил и не пойду.
Только когда коллеги по озвучанию и взрослая Оля настояли, Пётр написал письмо Брежневу, обожавшему «Подкидыша». И вскоре получил ордер. Правда, вместо обещанных двух комнат дали одну – но идти «разбираться» он отказался наотрез.
Здесь Репнин прожил семь лет. Всё так же собирал шумные компании, рисовал, соглашался на любые съёмки. Не любил лишь одного – одиночества. Когда Оля вышла замуж, она боялась оставлять отца одного. Но он был непреклонен: теперь у дочери своя семья, ей она нужнее.
Вскоре после того, как квартира опустела, остановилось и сердце Петра Петровича…
Друзья, если вы хотите узнать больше о жизни советских звёзд, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем много интересных статей о кумирах прошлого.
Читайте также: