- Вы сейчас серьёзно? Как это - машину забираете?! Я купила её в автосалоне! Вот договор, вот акт приёма-передачи! - Вера с испугом и возмущением смотрела на следователя.
Мужчина в форме повторил: да, её автомобиль изымается как вещественное доказательство. Вера – признана потерпевшей по делу и вправе подать гражданский иск о возмещении ущерба.
❓Как такое вообще возможно? Как это - стать жертвой преступления, покупая машину в официальном автосалоне.
❗ Разбираем реальное дело, которое дошло до Верховного Суда РФ и выводы из которого очень важны для всех, кто совершает дорогие покупки.
Почти идеальное преступление в автосалоне
Верховный Суд разобрал это дело в 2025 году, но злоключения Веры начались в мае 2019 года. Любуясь на свой новенький кроссовер Шкода Кодиак, она не подозревала, что в полицию уже обратился автосалон "Юг-Авто Центр". Тот самый, где она купила машину. Дело в том, что в салоне провели внеплановую инвентаризацию и ахнули.
А за несколько месяцев до этого Вера Килисиди пришла в автосалон, где её встретил приветливый и внимательный консультант Роман Меркулов. Он помог подобрать автомобиль и сообщил, что в выбранной комплектации он стоит 2,4 млн рублей.
Но есть вариант сэкономить почти 300 тысяч! Я могу провести это как персональную скидку. Если согласны, то сегодня в кассу надо внести небольшую часть платежа. 200-250 тысяч. Остальное – через меня. Это позволит быстрее оформить сделку
Вера сначала напряглась, но потом успокоилась. Она - в официальном автосалоне, договор будет не с менеджером же, а с салоном. Все под камерами, в присутствии других сотрудников.
22 февраля она внесла в кассу 200 тысяч, а 27 марта передала консультанту оставшиеся деньги. Подписала договор и акт приема-передачи машины с печатью автосалона и подписью директора. Роман выгнал ей новенький, вкусно пахнущий дорогим автопарфюмом кроссовер. Счастливая, Вера уехала.
Уже в ходе расследования уголовного дела выяснилось, что таких, как Вера было 16 человек. Все они довольные и радостные уезжали на новеньких машинах с правильно оформленными документами в бардачке.
А потом пришли следователи
Их интересовал тот самый продавец - консультант Роман Меркулов. Он работал в автосалоне с октября 2018 года. И, видимо, не только научился находить безотказный подход к покупателю, но и нашел слабые места в системе продаж.
Как выяснили следователи, он предлагал клиентам хорошие скидки, прося основную часть суммы передавать лично ему. Полученные деньги в кассу он не вносил. На выбранную покупателем машину Роман оформлял необходимые документы и отправлял директору на подпись. Затем он показывал на складе подписанный директором договор и получал автомобиль для покупателя.
❗ Эту карусель махинации Меркулов раскрутил хорошо. За четыре месяца с февраля по май 2019 года он похитил 32 миллиона 930 тысяч рублей. Интересно, что некоторые клиенты покупали у Меркулова несколько машин. Они были настолько довольны "выгодными условиями", что возвращались снова.
Как мошеннику удалось 4 месяца обманывать коллег?
Периодически он вносил в кассу небольшие суммы от имени покупателей. Это создавало видимость предоплаты. Иногда деньги, полученные от новых покупателей, он вносил в кассу за предыдущих клиентов. Получилась круговерть платежей, для проверки которой требовалась тщательная проверка.
Только в мае при инвентаризации выяснилось, что на складе отсутствует 16 автомобилей. Все они по учетной системе числятся "зарезервированными".
4 августа 2021 года Меркулову дали 7,6 лет колонии. Все 16 автомобилей были изъяты и возвращены в автосалон (определение 4 кассационного суда общей юрисдикции по делу № 77-2552/2022 от 09.06.2022).
А как же покупатели и их деньги?
Осенью 2023 года Вера подала иск к салону, требуя возместить ущерб в сумме 2 миллиона 120 тысяч. Она сослалась на статью 1068 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо отвечает за вред, причинённый его работником при исполнении трудовых обязанностей. Меркулов совершил преступление на территории работодателя, в рабочее время, используя служебное положение.
Автосалон же возразил:
Меркулов действовал против нашей воли, совершил преступление, мы сами пострадали. Отвечать за ущерб, причиненный Вере, должен персонально Роман Меркулов.
И Вера с возмущением трижды услышала в судах «в иске отказать». Три судебные инстанции встали на сторону автосалона. Работник салона Меркулов единолично совершил умышленное хищение – в этот момент он действовал в своих корыстных интересах, а не исполнял трудовые обязанности.
У Веры оставалась надежда только на Верховный Суд России
❓ КАК СЧИТАЕТЕ — ДОЛЖЕН ЛИ АВТОСАЛОН ОТВЕЧАТЬ ЗА РАБОТАЮЩЕГО В НЕМ МОШЕННИКА?
Покупатели доверились официальному дилеру и пострадали. Работодатель же должен контролировать работника? Но не сделал этого.
С другой стороны - работодатель сам стал жертвой. Он же не совершал преступления и не знал, что его совершает работник.
❗То, что решил Верховный Суд по кассационной жалобе Веры Килисиди мы рассказываем тут:
Просим поставить лайк и подписаться на наш канал - тут мы разбираем законы и судебные дела, затрагивающие каждого из нас
КСТАТИ, ВЫ ЧИТАЛИ У НАС ПРО: