Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Почему АвтоВАЗ отказался от хэтчбеков, или к юбилею Lada Xray

В своем недавнем интервью федеральному изданию «Ведомости» президент АвтоВАЗа Максим Соколов рассказал, что французский автопроизводитель Renault за 14 лет контроля над предприятием запустил в серию только три модели Lada – Largus, Vesta и Xray. Запуск же Iskra топ-менеджер считает заслугой нынешнего руководства предприятия. На протяжении последних трех лет российская компания не только восстановила производство модельного ряда, освоенного при французах, но и получила новую площадку в Петербурге. Только об одной невосстановленной модели Максим Соколов не позволил себе упомянуть. Речь идет о хэтчбеке Lada Xray. Lada Xray. Фото канала Основными причинами, почему решено было оставить эту модель в истории автопроизводителя и не возобновлять ее производство называли два фактора. Первый, небольшой объем продаж в докризисный период. Напомним, в 2021 году, аккурат перед тем, как французский владелец пакета акций АвтоВАЗа ушел из России, количество проданных Xray составило 22 107 автомобилей.

В своем недавнем интервью федеральному изданию «Ведомости» президент АвтоВАЗа Максим Соколов рассказал, что французский автопроизводитель Renault за 14 лет контроля над предприятием запустил в серию только три модели Lada – Largus, Vesta и Xray. Запуск же Iskra топ-менеджер считает заслугой нынешнего руководства предприятия.

На протяжении последних трех лет российская компания не только восстановила производство модельного ряда, освоенного при французах, но и получила новую площадку в Петербурге. Только об одной невосстановленной модели Максим Соколов не позволил себе упомянуть. Речь идет о хэтчбеке Lada Xray.

Lada Xray. Фото канала
Lada Xray. Фото канала

Основными причинами, почему решено было оставить эту модель в истории автопроизводителя и не возобновлять ее производство называли два фактора. Первый, небольшой объем продаж в докризисный период. Напомним, в 2021 году, аккурат перед тем, как французский владелец пакета акций АвтоВАЗа ушел из России, количество проданных Xray составило 22 107 автомобилей. В рейтинге популярности он уступил Vesta (113 698), Granta (111 430), Niva (51 242) и Largus (39 541). То есть популярность этого автомобиля в модельном ряду в несколько раз была меньше любой Lada.

Lada Xray Cross. Фото канала
Lada Xray Cross. Фото канала

Вторая причина, почему не был перезапущен хэтчбек Xray заключалась в следующем. Об этом рассказал на Восточном экономическом форуме осенью 2022 года президент АвтоВАЗа:

«Мы не планируем возобновлять его производство, поскольку слишком большой комплект автокомпонентов, используемый в данном автомобиле, заблокирован сегодня для поставок».

Таким образом, руководство АвтоВАЗа посчитало, что эффективнее доводить до конвейера новое семейство Iskra, находящееся в высокой степени готовности, нежели связываться с этим не самым популярным автомобилем.

Но сегодня есть весомый повод вспомнить о Lada Xray. Ровно 10 лет назад 12 декабря 2015 года на АвтоВАЗе была проведена торжественная церемония презентации нового автомобиля.

Презентация Lada Xray 12 декабря 2015 года. Фото из открытых источников
Презентация Lada Xray 12 декабря 2015 года. Фото из открытых источников

А спустя три дня стартовало серийное производство Lada Xray. Напомним, что Lada Xray был создан на французской платформе В0 и являлся ближайшим «родственником» Renault Sandero.

Первые серийные Lada Xray. Фото из открытых источников
Первые серийные Lada Xray. Фото из открытых источников

Интересно, какого покупателя видели заводские маркетологи в автосалонах Lada, приценивающимися к Xray. Это современная городская молодежь, не состоящая в браке с высшим образованием и доходами выше среднего уровня. Их привлекут компактные размеры и яркий дизайн. Вторая группа потребителей – динамичные городские водители, в основном офисные работники, которые ценят в машинах комфорт, качество и надежность. Был расчет и на женскую аудиторию.

Lada Xray и Renault Sandero Stepway. Фото из открытых источников
Lada Xray и Renault Sandero Stepway. Фото из открытых источников

А вот качество и надежность обеспечивали автомобильные комплектующие от известных мировых производителей, в основном локализованные в России, так и импортные.

В целом же автомобиль насчитывал 1800 деталей от более чем 250 поставщиков. Уровень локализации при начале производства составлял 50%, со временем планировалось довести его до 75%. Причем не забудем, что продукция, поставляемая с заводов ведущих мировых производителей автокомпонентов, расположенных на территории РФ, получила впоследствии свое меткое определение как «скрытый импорт». Но это отдельная большая тема.

Инфографика сайта autostat.ru
Инфографика сайта autostat.ru

Но сегодня, в день юбилея для Lada Xray, наш канал хотел бы остановиться на таком интересном вопросе. Мало кто помнит, но в самом начале 2015 года, когда АвтоВАЗ презентовал седан Lada Vesta тогдашние руководители предприятия рассказывали о развитии семейства этого автомобиля. И второй версией должен был стать хэтчбек Vesta. Его эскизы даже появились в ряде автомобильных изданий. Но затем планы изменились и следующим стал универсал Vesta SW. Тогда было решено, что два хэтчбека в модельной линейке Lada излишни. Также в то время выпускали и хэтчбек Granta и Datsun mi-DO, которые «не хватали звезд с небес».

Пятидеврный хэтчбек ВАЗ-2109. Фото канала
Пятидеврный хэтчбек ВАЗ-2109. Фото канала

Фактически Lada Xray стал заключительным аккордом в 37-летней истории хэтчбеков отечественного автопроизводителя, которая началась в 1984 году с серийного выпуска первого переднеприводного ВАЗ-2108, прозванной в народе «восьмеркой». Затем была пятидверная «девятка», настолько популярная, что один популярный эстрадный коллектив исполнял хит про «вишневую девятку». Но, как видим, от былой популярности хэтчбеков на российском рынке ничего не осталось. И в конце концов было решено отказаться от целого класса хэтчбеков. Вот такие воспоминания в день 10-летнего юбилея Lada Xray.

Совсем другая судьба у прародителя Xray – хэтчбека Renault (Dacia) Sandero, который стал самой популярной моделью европейского рынка.

Dacia Sandero Stepway. Фото корпоративного сайта dacia.ro
Dacia Sandero Stepway. Фото корпоративного сайта dacia.ro

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz