Найти в Дзене
Navygaming Channel

Из "ягуаров" дольше всех продержался "Тигр"/2/ Французский флот снова оригинальничает, но есть ли толк?.

Продолжаем историю создания и использования во французском флоте контрминоносцев типа "Ягуар". Окончание, начало читать ЗДЕСЬ. В середине 20-х годов для французского флота были заложены и построены шесть контрминоносцев типа "Ягуар", которые вошли в состав флота в 1926-1927 годах. Построенные корабли показали неплохие характеристики и концепция получила продолжение - продолжилось стротельство новых серий контрминоосцев ("Гепард", "Эйгль" и др.). К сентябрю 1939 года, когда в Европе началась очередная мировая война, контрминоносцы типа «Ягуар» были достаточно стары. Десяток лет активной эксплуатации не прошли бесследно, машины и механизмы поизносились, фактическая перегрузка состав­ляла около 150-200 т, но даже в этом случае "ягуары" были вполне способ­ны держать ход около 29 узлов, а при некотором напря­жении механизмов и форсированной тяге даже 30-31 узел. Французские контрминоносцы ("Бизн", "Линкс") в доке, Брест, 1930 год Изменения в военном деле, в первую очередь усиление мощи ави
Продолжаем историю создания и использования во французском флоте контрминоносцев типа "Ягуар". Окончание, начало читать ЗДЕСЬ.

В середине 20-х годов для французского флота были заложены и построены шесть контрминоносцев типа "Ягуар", которые вошли в состав флота в 1926-1927 годах. Построенные корабли показали неплохие характеристики и концепция получила продолжение - продолжилось стротельство новых серий контрминоосцев ("Гепард", "Эйгль" и др.). К сентябрю 1939 года, когда в Европе началась очередная мировая война, контрминоносцы типа «Ягуар» были достаточно стары. Десяток лет активной эксплуатации не прошли бесследно, машины и механизмы поизносились, фактическая перегрузка состав­ляла около 150-200 т, но даже в этом случае "ягуары" были вполне способ­ны держать ход около 29 узлов, а при некотором напря­жении механизмов и форсированной тяге даже 30-31 узел.

Французские контрминоносцы ("Бизн", "Линкс") в доке, Брест, 1930 год
Французские контрминоносцы ("Бизн", "Линкс") в доке, Брест, 1930 год

Изменения в военном деле, в первую очередь усиление мощи авиации не остались не замеченными во французском флоте. На кораблях к концу 30-х годов только что закончили перевооружение, в ходе которого 130-мм орудие №3 заменили на две 75-мм зенитки, кроме того дополнительно на каждом корабле были установ­лены по четыре спаренных установки с 13-мм пулемета­ми. Две из них были установлены на крыльях мостика, две другие - на платформе прежнего орудия №3. Однако эти пуле­меты оказались крайне неудовлетворительным оружием (как и 12,7-мм пулеметы на других флотах, например на американском) против атак высоколетящих бомбардировщиков и пи­кировщиков Ю-87 «Штука». Особенно это проявилось во вре­мя Дюнкеркской операции, к участию в которой привле­калась 2-я дивизия контрминоносцев («Ягуар», «Шакал», «Леопард»). В ходе этой же операции выявился и другой недостаток этих кораблей - неудовлетворительная манев­ренность. Большой диаметр циркуляции, особенно на вы­соких ходах, не позволял эффективно маневрировать в стесненных водах Дюнкерка и Булони.

Попадание торпеды в контрмионосец "Ягуар"
Попадание торпеды в контрмионосец "Ягуар"

В конце мая 1940 года два корабля этого типа были потоплены. Ночью 23 мая 1940 года «Ягуар» был торпедирован не­мецкими катерами «S-21» и «S-23», а на следующий день бомбами Люфтваффе был уничтожен «Шакал». В последую­щие годы войны погибли еще три корабля. 27 ноября 1942 года фран­цузы сами затопили в Тулоне «Пантеру» и «Линкс». Первый из них был поднят итальянцами и 23 марта 1943 года вклю­чен в состав их флота под литерным обозначением «FP-22». Однако окончательно отремонтирован он так и не был. и в сентябре 1943 года перед капитуляцией Италии он был вторично затоплен итальянским экипажем в Специи. Эсминец «Линкс» был поднят только 27 января 1944 года, но к вос­становлению его признали непригодным и сдали на раз­борку. А 27 мая 1943 года французы потеряли еще один, пятый, корабль этого типа - «Леопард».

Германский раумбот проходит мимо разрушенного остова "Ягуара"
Германский раумбот проходит мимо разрушенного остова "Ягуара"

В момент франко-германского перемирия 1940 года «Леопард» нашел прибежище в Портсмуте. В июле 1940 года он был интернирован англичанами, но не разоружался, а 31 августа 1940 года передан морским силам Свободной Франции. Для усиления ПВО на месте прежнего орудия № 3 установили одно 102-мм зенитное орудие английского производства, добавили одноствольный 37-мм зенитный автомат «пом-пом» и десять тяжелых 12,7-мм пулеметов «Готчкис» и 13,2-мм пулеметов «Браунинг» (так в источнике, хотя обычно "Гочкисы" бывают 13,2-мм, а "браунингы - 12,7-мм). Увеличили также число глубинных бомб до 52 штук. Для компенсации добавочно­го верхнего веса убрали грот-мачту. Несмотря на это метацентрическая высота не превысила 0,34 метра.

Генерал де Голль посещает контр-миноносец «Леопард». 24 июня 1942 год
Генерал де Голль посещает контр-миноносец «Леопард». 24 июня 1942 год

В ходе скоростных испытаний 20 ноября 1940 года «Леопард» достиг скорости 31 узел, причем механизмы работали без форсирования (80 % от полной мощности). С началом боевой деятельности «Леопард» базировал­ся на Клайд. Он регулярно использовался в эскортирова­нии конвоев в водах севернее Британии. Однако этот ко­рабль изначально не предусматривалось использовать для подобной службы, поэтому он имел незначительную даль­ность плавания, всего 2400 миль при скорости 13 узлов. Ему приходилось временно покидать конвой и идти на бункеровку. Чаще всего для итого он ходил на конвойную базу в Хваль-срьорде в Исландии.

Контрминоносец "Линкс"
Контрминоносец "Линкс"

В июне 1941 года плохое состояние изношенных кот­лов вынудило поставить корабль в док. Одновременно с основными работами на корабле сделали серьезную пе­ределку - полностью ликвидировали котельное отделение №1 и переднюю дымовую трубу. Полученное простран­ство использовали для устройства дополнительного бун­кера на 200 тонн мазута. Кроме того, уменьшение числа котлов позволило переделать в цистерны для топлива две емкости котельной воды. Таким образом, общий запас топлива увеличился до 780 тонн, что обеспечивало на 13-узловой скорости дальность плавания 4200 миль. Верх­няя часть бывшей первой кочегарки использована для устройства жилых помещений младших офицеров и команды. Это было тем более необ­ходимо, что первоначальный экипаж 240 человек увели­чился к этому времени до 324 человек. Увеличение численности экипажа обуславливалось постоянными пере­стройками и модернизациями корабля - появилось новое оборудование: радиолокатор, шумопеленгатор, гидроло­катор типа «Асдик», добавились четыре новых бомбомета «Торникрофт», усилено ПВО. Несмотря на то, что 102-мм зенитку сняли общая эффективность ПВО корабля увели­чилась - так в марте 1942 года на момент перевооруже­ния корабля его зенитное вооружение составляли пять двухствольных 37-мм зенитных автомата «пом-пом», семь 20-мм автомата «Эрликон», 2 тяжелых 13,2-мм.пулемета и четыре 8-мм пулемета с пе­реносными лафетами).

Контрминоносец "Шакал"
Контрминоносец "Шакал"

Использование «Леопард» в океанских конвоях обус­ловило необходимость хорошей остойчивости, а для ком­пенсации добавочных весов снятие дымовой трубы ока­залось недостаточным. Поэтому пришлось уложить вдоль киля корабля 100 тонн балласта для повышения метацентра. После этого метацентрическая высота дос­тигла вполне нормальной величины 0,78 м.

Удивительно, но устранение кочегарки не сильно повлияло на скорость корабля. На испытаниях в районе Клайда при полностью форсированной тяге «Леопрад» достиг 31.5 узла. Известно также, что до самой своей гибели корабль вполне мог развивать 30-узловую скорость. Это неоднократно под­тверждалось во время эскортных операций, а также в ходе боевых действий против Реюньона.

Бывший командир «Леопард» вице-адмирал Эвени как то сообщил беседуя с А. Ле Массоном, что этот контрминоносец до конца своей службы отличался надежностью котлотурбинной установки, од­нако вспомогательные механизмы вызывали много хло­пот, в особенности топливные помпы и вентиляторы над­дува топок.
Британский фрегат К246 "Спей" (тип "Ривер")
Британский фрегат К246 "Спей" (тип "Ривер")

В ходе службы «Леопард» 11 июня 1942 года имел шанс уничтожить подводную лодку «U-136», которую он атако­вал совместно с английскими сторожевиками «Спей» и «Пеликан». Этот факт официально был признан британс­ким Адмиралтейством. После этого он был послан в Ин­дийский океан, где его действия по захвату Реюньона (французский заморский департамент на одноименном острове в Индийском океане) 28 ноября 1942 года способствовали присоеди­нению этого острова к Франции. Через некоторое время, после проводки ряда конвоев, «Леопард» перешел в Сре­диземное море. Однако здесь его карьера, к несчастью закончилась посадкой на камни вблизи Тулона 27 мая 1943 года.

Контминоносец "Леопард" на испытаниях, 1926 год
Контминоносец "Леопард" на испытаниях, 1926 год

«Тигр» оказался единственный из всей серии кораблем этой серии, который пережил войну, однако его службу нельзя назвать легкой. Разоруженный в Тулоне в сентябре 1940 года, простояв там до конца 1942 года, он практически невредимым был захва­чен немцами в ходе самозатопления флота 27 ноября 1942 года. Очень немногочисленные охранные экипажи, остав­ленные на «Пантере», «Линкс» и «Тигр», успели затопить толь­ко два первых корабля, прежде чем на «Тигр» ворвались немцы. Отданный немцами итальянцам этот корабль был включен в их флот под наименованием «FR-23» и должен был использоваться в качестве быстроходного войсково­го транспорта. При этом с него были сняты крейсерские турбины и большое количество иного оборудования.

Схема внешнего вида "Тигра"
Схема внешнего вида "Тигра"

После капитуляции Италии «Тигр» вернулся во Фран­цию 28 октября 1943 года. Снаряженный в спешном по­рядке, он успел принять участие в некоторых операциях на Средиземном море, но из-за сильного износа меха­низмов, в конце 1944 года его пришлось поставить в док. В ходе ремонта на нем были проделаны работы, примерно одинаковые с проведенными на «Леопарде» в конце 1941 года. Точно также устранили котельное отделение №1, устроив там мазутную цистерну; убрали дымовую трубу. Емкость мазутных цистерн достигла 745 т (вместо 530 т).

Контрминоносец "Тигр", апрель 1939 года
Контрминоносец "Тигр", апрель 1939 года

Существенно изменилось вооружение корабля. Четыре 130-мм орудия были сохранены, но две строенные 550-мм тор­педные аппараты были сняты. Сняли также плохо пока­завшие себя зенитные пулеметы. Зенитное вооружение в новом виде включало два 40-мм автомата «Бофорс» и де­сять 20-мм автомата «Эрликон». Экипаж корабля, уже значительно увеличившийся в начале 1939 года, теперь насчитывал 273 человека (в том числе 14 офицеров).

После окончания работ, в марте 1945 года, были про­ведены 8-часовые испытания «Тигра», на которых он при водоизмещении 3500 т развил среднюю скорость 28,45 узлов при 270 оборотах в минуту винта и почасовым рас­ходом топлива 19,53 т. На одночасовых испытаниях при форсировании мощности «Тигр» дос­тиг 29,25 узла при 279,2 оборотов винта и расходе топли­ва 22,8 т в час. Фактическая дальность плавания увеличилась до 1000 миль при максимальной скорости, 1200 миль на 26 узлах и 4000 миль на 13 узлах.

Проектная схема общего расположения и план трюма контрминоносца типа "Ягуар"
Проектная схема общего расположения и план трюма контрминоносца типа "Ягуар"

После окончания боевых действий «Тигр» служил во французском флоте до 1954 года, после чего был исклю­чен из списков флота и разобран на металл. Этим кораб­лем и закончилась история первой серии французских контрминоносцев.

В заключении нашего рассказа о кораблях типа «Ягуар» следует отметить, что сейчас уже нельзя отри­цать, что этот и последующие типы контрминоносцев были конкретным воплощением желания французского флота иметь легкие корабли с высокой скоростью и мощным вооружением - качествами, достойными легких крейсеров небольшого водоизмещения.

По этому поводу хорошо высказался адмирал Лемони, бывший начальник морского Генштаба французского флота, в своей статье «Восхваление контр»миноносцев» в «La Revue Maritime» (1938 год): «Французский флот оригинальничал с выбором типо­вого водоизмещения от 2200 до 2500 т и, особенно, неподражаемым постоянством в программе до такой степени, что в течение десяти лет можно было задаться вопросом: «Не идем ли мы ложным путем?» Наш флот рисковал: риск был вознагражден успехом, сегодня беспорным. Он мог с гордостью отстаивать первенство и напомнить, что в течение десяти лет с полным основанием можно было говорить: «Современный контр-миноносец французского производства...».

Что тут скажешь, да первенство по скорости было достигнуто, французам удалось удивить, но на положение на море это влияния не оказало.

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).