Продолжаем историю создания и использования во французском флоте контрминоносцев типа "Ягуар". Окончание, начало читать ЗДЕСЬ.
В середине 20-х годов для французского флота были заложены и построены шесть контрминоносцев типа "Ягуар", которые вошли в состав флота в 1926-1927 годах. Построенные корабли показали неплохие характеристики и концепция получила продолжение - продолжилось стротельство новых серий контрминоосцев ("Гепард", "Эйгль" и др.). К сентябрю 1939 года, когда в Европе началась очередная мировая война, контрминоносцы типа «Ягуар» были достаточно стары. Десяток лет активной эксплуатации не прошли бесследно, машины и механизмы поизносились, фактическая перегрузка составляла около 150-200 т, но даже в этом случае "ягуары" были вполне способны держать ход около 29 узлов, а при некотором напряжении механизмов и форсированной тяге даже 30-31 узел.
Изменения в военном деле, в первую очередь усиление мощи авиации не остались не замеченными во французском флоте. На кораблях к концу 30-х годов только что закончили перевооружение, в ходе которого 130-мм орудие №3 заменили на две 75-мм зенитки, кроме того дополнительно на каждом корабле были установлены по четыре спаренных установки с 13-мм пулеметами. Две из них были установлены на крыльях мостика, две другие - на платформе прежнего орудия №3. Однако эти пулеметы оказались крайне неудовлетворительным оружием (как и 12,7-мм пулеметы на других флотах, например на американском) против атак высоколетящих бомбардировщиков и пикировщиков Ю-87 «Штука». Особенно это проявилось во время Дюнкеркской операции, к участию в которой привлекалась 2-я дивизия контрминоносцев («Ягуар», «Шакал», «Леопард»). В ходе этой же операции выявился и другой недостаток этих кораблей - неудовлетворительная маневренность. Большой диаметр циркуляции, особенно на высоких ходах, не позволял эффективно маневрировать в стесненных водах Дюнкерка и Булони.
В конце мая 1940 года два корабля этого типа были потоплены. Ночью 23 мая 1940 года «Ягуар» был торпедирован немецкими катерами «S-21» и «S-23», а на следующий день бомбами Люфтваффе был уничтожен «Шакал». В последующие годы войны погибли еще три корабля. 27 ноября 1942 года французы сами затопили в Тулоне «Пантеру» и «Линкс». Первый из них был поднят итальянцами и 23 марта 1943 года включен в состав их флота под литерным обозначением «FP-22». Однако окончательно отремонтирован он так и не был. и в сентябре 1943 года перед капитуляцией Италии он был вторично затоплен итальянским экипажем в Специи. Эсминец «Линкс» был поднят только 27 января 1944 года, но к восстановлению его признали непригодным и сдали на разборку. А 27 мая 1943 года французы потеряли еще один, пятый, корабль этого типа - «Леопард».
В момент франко-германского перемирия 1940 года «Леопард» нашел прибежище в Портсмуте. В июле 1940 года он был интернирован англичанами, но не разоружался, а 31 августа 1940 года передан морским силам Свободной Франции. Для усиления ПВО на месте прежнего орудия № 3 установили одно 102-мм зенитное орудие английского производства, добавили одноствольный 37-мм зенитный автомат «пом-пом» и десять тяжелых 12,7-мм пулеметов «Готчкис» и 13,2-мм пулеметов «Браунинг» (так в источнике, хотя обычно "Гочкисы" бывают 13,2-мм, а "браунингы - 12,7-мм). Увеличили также число глубинных бомб до 52 штук. Для компенсации добавочного верхнего веса убрали грот-мачту. Несмотря на это метацентрическая высота не превысила 0,34 метра.
В ходе скоростных испытаний 20 ноября 1940 года «Леопард» достиг скорости 31 узел, причем механизмы работали без форсирования (80 % от полной мощности). С началом боевой деятельности «Леопард» базировался на Клайд. Он регулярно использовался в эскортировании конвоев в водах севернее Британии. Однако этот корабль изначально не предусматривалось использовать для подобной службы, поэтому он имел незначительную дальность плавания, всего 2400 миль при скорости 13 узлов. Ему приходилось временно покидать конвой и идти на бункеровку. Чаще всего для итого он ходил на конвойную базу в Хваль-срьорде в Исландии.
В июне 1941 года плохое состояние изношенных котлов вынудило поставить корабль в док. Одновременно с основными работами на корабле сделали серьезную переделку - полностью ликвидировали котельное отделение №1 и переднюю дымовую трубу. Полученное пространство использовали для устройства дополнительного бункера на 200 тонн мазута. Кроме того, уменьшение числа котлов позволило переделать в цистерны для топлива две емкости котельной воды. Таким образом, общий запас топлива увеличился до 780 тонн, что обеспечивало на 13-узловой скорости дальность плавания 4200 миль. Верхняя часть бывшей первой кочегарки использована для устройства жилых помещений младших офицеров и команды. Это было тем более необходимо, что первоначальный экипаж 240 человек увеличился к этому времени до 324 человек. Увеличение численности экипажа обуславливалось постоянными перестройками и модернизациями корабля - появилось новое оборудование: радиолокатор, шумопеленгатор, гидролокатор типа «Асдик», добавились четыре новых бомбомета «Торникрофт», усилено ПВО. Несмотря на то, что 102-мм зенитку сняли общая эффективность ПВО корабля увеличилась - так в марте 1942 года на момент перевооружения корабля его зенитное вооружение составляли пять двухствольных 37-мм зенитных автомата «пом-пом», семь 20-мм автомата «Эрликон», 2 тяжелых 13,2-мм.пулемета и четыре 8-мм пулемета с переносными лафетами).
Использование «Леопард» в океанских конвоях обусловило необходимость хорошей остойчивости, а для компенсации добавочных весов снятие дымовой трубы оказалось недостаточным. Поэтому пришлось уложить вдоль киля корабля 100 тонн балласта для повышения метацентра. После этого метацентрическая высота достигла вполне нормальной величины 0,78 м.
Удивительно, но устранение кочегарки не сильно повлияло на скорость корабля. На испытаниях в районе Клайда при полностью форсированной тяге «Леопрад» достиг 31.5 узла. Известно также, что до самой своей гибели корабль вполне мог развивать 30-узловую скорость. Это неоднократно подтверждалось во время эскортных операций, а также в ходе боевых действий против Реюньона.
Бывший командир «Леопард» вице-адмирал Эвени как то сообщил беседуя с А. Ле Массоном, что этот контрминоносец до конца своей службы отличался надежностью котлотурбинной установки, однако вспомогательные механизмы вызывали много хлопот, в особенности топливные помпы и вентиляторы наддува топок.
В ходе службы «Леопард» 11 июня 1942 года имел шанс уничтожить подводную лодку «U-136», которую он атаковал совместно с английскими сторожевиками «Спей» и «Пеликан». Этот факт официально был признан британским Адмиралтейством. После этого он был послан в Индийский океан, где его действия по захвату Реюньона (французский заморский департамент на одноименном острове в Индийском океане) 28 ноября 1942 года способствовали присоединению этого острова к Франции. Через некоторое время, после проводки ряда конвоев, «Леопард» перешел в Средиземное море. Однако здесь его карьера, к несчастью закончилась посадкой на камни вблизи Тулона 27 мая 1943 года.
«Тигр» оказался единственный из всей серии кораблем этой серии, который пережил войну, однако его службу нельзя назвать легкой. Разоруженный в Тулоне в сентябре 1940 года, простояв там до конца 1942 года, он практически невредимым был захвачен немцами в ходе самозатопления флота 27 ноября 1942 года. Очень немногочисленные охранные экипажи, оставленные на «Пантере», «Линкс» и «Тигр», успели затопить только два первых корабля, прежде чем на «Тигр» ворвались немцы. Отданный немцами итальянцам этот корабль был включен в их флот под наименованием «FR-23» и должен был использоваться в качестве быстроходного войскового транспорта. При этом с него были сняты крейсерские турбины и большое количество иного оборудования.
После капитуляции Италии «Тигр» вернулся во Францию 28 октября 1943 года. Снаряженный в спешном порядке, он успел принять участие в некоторых операциях на Средиземном море, но из-за сильного износа механизмов, в конце 1944 года его пришлось поставить в док. В ходе ремонта на нем были проделаны работы, примерно одинаковые с проведенными на «Леопарде» в конце 1941 года. Точно также устранили котельное отделение №1, устроив там мазутную цистерну; убрали дымовую трубу. Емкость мазутных цистерн достигла 745 т (вместо 530 т).
Существенно изменилось вооружение корабля. Четыре 130-мм орудия были сохранены, но две строенные 550-мм торпедные аппараты были сняты. Сняли также плохо показавшие себя зенитные пулеметы. Зенитное вооружение в новом виде включало два 40-мм автомата «Бофорс» и десять 20-мм автомата «Эрликон». Экипаж корабля, уже значительно увеличившийся в начале 1939 года, теперь насчитывал 273 человека (в том числе 14 офицеров).
После окончания работ, в марте 1945 года, были проведены 8-часовые испытания «Тигра», на которых он при водоизмещении 3500 т развил среднюю скорость 28,45 узлов при 270 оборотах в минуту винта и почасовым расходом топлива 19,53 т. На одночасовых испытаниях при форсировании мощности «Тигр» достиг 29,25 узла при 279,2 оборотов винта и расходе топлива 22,8 т в час. Фактическая дальность плавания увеличилась до 1000 миль при максимальной скорости, 1200 миль на 26 узлах и 4000 миль на 13 узлах.
После окончания боевых действий «Тигр» служил во французском флоте до 1954 года, после чего был исключен из списков флота и разобран на металл. Этим кораблем и закончилась история первой серии французских контрминоносцев.
В заключении нашего рассказа о кораблях типа «Ягуар» следует отметить, что сейчас уже нельзя отрицать, что этот и последующие типы контрминоносцев были конкретным воплощением желания французского флота иметь легкие корабли с высокой скоростью и мощным вооружением - качествами, достойными легких крейсеров небольшого водоизмещения.
По этому поводу хорошо высказался адмирал Лемони, бывший начальник морского Генштаба французского флота, в своей статье «Восхваление контр»миноносцев» в «La Revue Maritime» (1938 год): «Французский флот оригинальничал с выбором типового водоизмещения от 2200 до 2500 т и, особенно, неподражаемым постоянством в программе до такой степени, что в течение десяти лет можно было задаться вопросом: «Не идем ли мы ложным путем?» Наш флот рисковал: риск был вознагражден успехом, сегодня беспорным. Он мог с гордостью отстаивать первенство и напомнить, что в течение десяти лет с полным основанием можно было говорить: «Современный контр-миноносец французского производства...».
Что тут скажешь, да первенство по скорости было достигнуто, французам удалось удивить, но на положение на море это влияния не оказало.
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).