Найти в Дзене
Navygaming Channel

Корабли, чтобы гонять итальянские «exploratory» по Средиземному морю /1/ "Орудия давали превосходство ... теоретическое, чем реальное..."

По итогам Первой мировой войны морскими мировыми державами (и не только) было сделано много выводов, некоторые из которых были довольно парадоксальны. Например, оказалось, что флот такой страны как Франция к началу "Великой войны" оказался без современных быстроходных ("малых", "легких") крейсеров и без турбинных эсминцев. А ведь представители этой страны в свое время в рамках "Молодой школы" активно выступали за развитие миноносных сил, а в другое время - за крейсерские кораблестроительные программы! И тем ироничнее помнить, что в войну французский флот вступил имея лучшим "малый" (бронепалубный) крейсер "Жюрьен де ла Гравьер", эсминцы пришлось заказывать в Японии! Но война закончилась, и Франция на тот момент была среди стран-победителей. Но задуматься пришлось, и после окончания Первой мировой войны, в 1922 году, французское правительство приняло решение о предсто­ящем обновлении корабельного состава флота, прошед­шего суровые испытания за четыре года боевого использования. Принята

По итогам Первой мировой войны морскими мировыми державами (и не только) было сделано много выводов, некоторые из которых были довольно парадоксальны. Например, оказалось, что флот такой страны как Франция к началу "Великой войны" оказался без современных быстроходных ("малых", "легких") крейсеров и без турбинных эсминцев. А ведь представители этой страны в свое время в рамках "Молодой школы" активно выступали за развитие миноносных сил, а в другое время - за крейсерские кораблестроительные программы! И тем ироничнее помнить, что в войну французский флот вступил имея лучшим "малый" (бронепалубный) крейсер "Жюрьен де ла Гравьер", эсминцы пришлось заказывать в Японии! Но война закончилась, и Франция на тот момент была среди стран-победителей.

Бронепалубный) крейсер "Жюрьен де ла Гравьер"
Бронепалубный) крейсер "Жюрьен де ла Гравьер"

Но задуматься пришлось, и после окончания Первой мировой войны, в 1922 году, французское правительство приняло решение о предсто­ящем обновлении корабельного состава флота, прошед­шего суровые испытания за четыре года боевого использования. Принятая кораблестроительная программа предусматривала наряду с по­стройкой трех 8000-тонных крейсеров (в будущем крейсера типа "Дюге Труэн"), позже получивших прозвище «картонных», и двенадцати подводных лодок пополнение флота 12 эскадренными миноносцами (torpilleurs d'escadre) в 1500 тонн и шестью контр­миноносцами (contre-torpilleurs) в 2400 тонн. Последние являлись принципиально новыми кораблями и как раз их появле­нию во французском флоте мы уделим основное внимание - серия получила название по головному кораблю - тип "Ягуар".

Для заметок: французы построили свои 12 "torpilleurs d'escadre" - ими стали эсминцы типа "Бурраск", хорошо известные своими действиями в годы войны. Семь единиц погибли, из них четыре в 1940 году.
Эскадренный миноносец "Бурраск"
Эскадренный миноносец "Бурраск"

Сами по себе корабли типа «Ягуар» - первые представители класса французских межвоенных контрмино­носцев - изначально представляли собой корабли, созданные для воз­можного противоборства итальянским «разведчикам», («exploratory»), английским лидерам флотилий миноносцев (появившимся в 1915 году) и немецким «суперэсминцам» (испытания которых начались в 1918 году). Наряду с этим они одновременно являлись уменьшенными легкими крей­серами, созданными по типу подобных кораблей, хорошо зарекомендовавших себя в 1914-1918 годах в Северном море и Адриатике. Да, такое часто бывало в военно-морской истории - создается корабль определенного класса, но на него возлагаются функции корабля другого класса. А эскадренные миноносцы именно в годы Первой мировой зарекомендовали себя многофункциональными кораблями.

Французский Генеральный морской (EMG) и Технический отдел (Service technique) не преминули воспользоваться опытом использования иностранных легких крейсеров. Конечно же, этот опыт изучался в той степени, в которой он мог быть использован во французском флоте. В тоже время во Франции в этот период не помышляли о возможнос­ти вооруженного конфликта с Британией или США. Флот побежденной Германии также не рассматривался как возможный противник - быстрое восстановление его было невозможно из-за Версальских ограничений. И тогда на первый план выступала Италия, которая считала Средиземное море в большей его части своим и уже с трудом терпела традиционное британское превосходство на этом театре. Кстати, итальянский флот уже в годы войны имел несколько крейсеров, которые могли быть классифицированы как "легкие, типа "Куарто" (или "Кварто") и "Нино Биксио", что давало Италии определенное преимущество в последующем.

Имели итальянцы и опыт постройки крупных эсминцев, в том числе лидеров эсминцев с 152-мм артиллерией. Все это не могло остаться незамеченным - французское военно-морское командование с тревогой и озабоченностью рассматри­вало технические данные и возможности трех итальянс­ких «Леоне» (1526/21500/2650 т; 33,5 уз., 4х2-120-мм), которые считались воп­лощением идей итальянского адмиралтейства и всего боевого опыта в отношении легких кораблей этой среди­земноморской державы. С другой стороны французы до­статочно хорошо знали возможности британских лидеров флотилий эсминцев, благодаря обстоятельным рапортам капитана 1 -го ранга Вандера - наблюдателя и представителя французского флота на Гранд Флите адмирала Битти. Так что, было с чем сравнить.

Итальянский эсминец "Леон", 1924 год
Итальянский эсминец "Леон", 1924 год

Необходимо отметить, что к этому времени французы уже имели небольшой опыт проектирования больших эсминцев (torpilleurs de escadre), разработка которых началась в 1913 году и была прекращена после начала войны. В 1917 году морской Генштаб (4-й отдел) в технической записке, датирован­ной 24 сентября, предложил начать разработку двух ти­пов эскадренных легких кораблей - 33-узлового эскадренного миноносца в 1500 тонн при нор­мальной загрузке и другого корабля той же категории, но более крупного и мощного, с улучшенными характерис­тиками. Техническое задание на него предусматривало: скорость 35 узлов; радиус действия -3500 миль; вооружение: четыре 140-мм орудия и шесть тор­педных труб. Интересно отметить схожесть этих техни­ческих заданий и заданий, предложенных позже для кон­струирования эсминца в 1500 тонн и контрминоносца в 2400 тонн программы 1922 года. Преемственность ведь никто не отменял!

Немецкий эсминец V-116
Немецкий эсминец V-116

Но было не все так просто. Трудность разработки проекта контрминоносца про­граммы 1922 года заключалась в том, что французы име­ли только теоретическое знакомство с подобными кораб­лями. Прямого и практического опыта проектирования и строительства не имелось. Конечно, неко­торую, но совсем небольшую помощь в этом оказали быв­шие немецкие корабли, включенные в списки французс­кого флота в 1920 года, в частности - бывший немецкий 2500-тонный эсминец "S-113" (кстати, Италия тоже получила свой трофей - «V-116»), получивший во французс­ком флоте наименование «Амираль Сенэ».

Французский эсминец "Амираль Сенэ", 1924 год
Французский эсминец "Амираль Сенэ", 1924 год

Генштаб и Тех­нический отдел проявили исключительный интерес к это­му быстроходному (33 узла) и мощно вооруженному (4-150-мм орудия облегченного типа) кораблю. Анализ и исследование его характеристик и оборудования, проведен­ный инженером Генштаба Паоли, несомненно имели очень сильное влияние на разработку проекта «Ягуар». Работы по проектированию проводились коллек­тивом под руководством М.Гаррета. Немецкий эсминец хорошо помог и в том плане, что позволил сфор­мулировать требование Гаррета на крупные габариты ко­рабля. Вполне возможно, что если бы не существовал не­мецкий эсминец эти требования могли бы выглядеть дос­таточно дерзко. Но чужой пример, как мы видим, сыграл свою роль.

Вид на орудийную установку эсминца "Амираль Сенэ", 1921 год
Вид на орудийную установку эсминца "Амираль Сенэ", 1921 год

И что интересно, французам удалось справиться с поставленной задачей. Гораздо более крупный, чем любой современный эс­минец или лидер, французский контрминоносец перио­да 1922-1940 годов, появился как корабль с характерис­тиками новыми и более лучшими, чем это могли предста­вить французские инженеры в 1917 году. Первым в этом списке стали шесть кораблей типа "Ягуар": "Ягуар", "Пантера", "Леопард", "Линкс", "Шакал", Тигр". Любопытно, что итальянский флот примерно пополнился эсминцами "Леон", "Пантера", "Тигр" - у каждого был свой "зверинец".

Испытания «ягуаров» показали очень хорошие ре­зультаты (особенно нужно отметить «Тигр»). Этот успех, а также впечатляющие технические и боевые характери­стики, побудили флот предложить постройку в течение ряда лет 30 (!) контрминоносцев, которые и были включены в проект морского закона 1924 года. Эта ко­раблестроительная программа предусматривала тридцать кораблей со временем постройки в 1922 - 1938 годах.

Данные по кораблестроительной программе (по данным А.Ле Массон)
Данные по кораблестроительной программе (по данным А.Ле Массон)

За этими кораблями последовал "легендарный "Могадор", но он уже строился несколько с иными задачами, поэтому мы его здесь и не показали, но то что он был - мы помним, не беспокойтесь. За исключением контрминоносцев типа «Могадор» все эти корабли имели следующие особенности, заложенные в их конструкцию при проектировании и проявившиеся в ре­зультате эксплуатации и боевого использования кораблей, а именно: сравнительно одинаковое водоизмещение, доста­точно большое по величине, но не позволяющее дать ко­раблю характеристики легкого крейсера, функции кото­рых они зачастую должны были исполнять; энергетическая установка большой мощности с вы­сокой надежностью эксплуатации; сравнительно высокая скорость в условиях, пригод­ных для боя; хорошая маневренность (?) и управляемость; мощное артиллерийское вооружение, преобладаю­щее над торпедным; вполне удовлетворительная обитаемость; отсутствие какой-либо броневой защиты, если та­ковой не считать маневренность и скорость; ограниченная дальность плавания. Кстати некоторые особенности на практике подтвердились не у всех, например, у "ягуаров" возникла проблема с маневренность (об это позже).

Панорама гавани Тулона с затопленными контрминоносцами
Панорама гавани Тулона с затопленными контрминоносцами

Корабли этого класса создавались для действий прежде всего на ограниченных морских театрах, в первую очередь - на Средиземном море, учитывая, что наиболее вероятным противником для Франции являлась в то время Италия.

Контрминоносец "Ягуар" на испытаниях
Контрминоносец "Ягуар" на испытаниях
Как очень хорошо написал адмирал Кастэ в своем труде «Стратегические теории»: «...Известно, что легкие и быстроходные единицы, на умеренных, преодолимых дальностях действия могут быть использованы лучше там (речь шла о Среди­земном море), чем в других регионах, принимая во вни­мание малые расстояния и близость многочисленных баз: это и есть место использования флотилий кораблей...».

В представленной выше таблице показано, что все контр­миноносцы (до типа «Могадор»), по сво­им основным характеристикам очень близки - как с точ­ки зрения водоизмещения и скорости, так и вооруже­ния: пять 130-мм орудий на шести первых кораблях и пять 138-мм орудий - на остальных. К ним - шесть или девять торпедных труб. Каждая серия отличалась от предше­ствующей только усовершенствованиями в области энер­гетики и артиллерии. Эти изменения делались на основе испытаний и службы предшественников, и, разумеется, технического прогресса.

Для справки: ТТХ контрминоносцев типа "Ягуар": водоизмещение (в нормальном грузу/в полном грузу): 2126/2700-2950 т; размерения: 126,78х11,32х4,1 м; ГЭУ - двухвальный ТЗА "Рато-Бретань" ("Ягуар", "Шакал", "Пантера", "Тигр") или "Брегэ" ("Леопард", "Линкс"), 5 паровых котлов "Дю Тэмпл"; мощность - 50000 л.с., запас топлива - 530 т нефти, скорость - 35,5 узла, , экипаж -1 95 человек ( в том числе 8 офицеров). Вооружение - 5х1-130-мм орудий/40 М1919 (по 130 снарядов на ствол),2х1-76-мм зенитных орудий (по 300 боевых и 120 осветительных снарядов на ствол); 6-550-мм торпедных труб (торпеды типа "19.D" с зарядом 237, 5 кг ВВ); 2 бомбосбрасывателя (запас бомб -16 по 240/200 кг); 4 бомбомета "Торникрофт" (запас бомб - 30 по 125/100 кг)

Следует подчеркнуть, что начиная с этих контрминоносцев, так же как и 1500-тонных миноносцев програм­мы 1922 года и следующих за ними, французский флот впредь заказывал строительство серий кораблей, разработанных в одном техническом отделе вплоть до деталей, не считая нужным обращаться за проектами к конструкторам частных заводов. В процессе проектирования конструкторы все больше и больше склонялись к мнению, хорошо обоснованному и весьма справедливо выраженному на эту тему в 1913 года членами постоянной Комиссии испытаний флота.

Французский эсминец "Ураган" (1500-тонный тип "Бурраск")
Французский эсминец "Ураган" (1500-тонный тип "Бурраск")

Итак, как мы уже отметили, первыми кораблями, строительство которых началось в соответствии с новыми концепциями, стали шесть контрминоносцев «Ягуар». Корпус этих первых контр-миноносцев в конечном итоге оказался слишком легким. Уже вскоре после вступления в строй были высказаны опасения, что шпация слишком велика и есть вероятность деформации корпуса на крутой волне. Кроме того, отмечалось, что корабль не имеет двойного дна, даже в пределах пяти машинно-котельных отсеков. Последующая служба показала, что опасения проектантов оказались напрасными – «ягуары» оказались достаточно крепкими кораблями, хотя были выявлены и некоторые недостатки.

-11

Поведение кораблей этого типа в море было превосходным, но отме­чался высокий и слишком заметный силуэт кораблей. Форштевень возвышался над водой на 6 метров, а верх­ний мостик - на 12 метров. Высокий борт создавал боль­шую парусность корабля, отчего даже от действия ветра мог появится крен, хотя и незначительный. Кроме того, сравнительно небольшая метацентрическая высота обус­ловила плавную и спокойную качку, однако иногда качка достигала большой амплитуды.

Контрминоносец "Тигр" (тип "Ягуар") на стапеле, 1924 год
Контрминоносец "Тигр" (тип "Ягуар") на стапеле, 1924 год

Орудия и торпедные аппараты не отличались от та­ковых на первой серии эсминцев «полутора-тысячетонников». 130-мм пушки модели 1919 года считались до­статочно современными орудиями, однако, как оказа­лось они давали превосходство скорее теоретическое, чем реальное. Снаряд был мощным: 32 кг. против 22,5 кг у английских 120-мм.пушек и 13,75-24,9 кг у италь­янских 100-120-мм пушек. Дальнобойность этих орудий впечатляла еще больше - 18500 м. Однако нужно отметить, что это достигалось ценой увеличения высо­ты прикрытия орудия для достижения угла возвыше­ния орудия 36 градусов. Это резко уменьшало темп стрельбы - всего 4-5 выстрелов в минуту в наиболее благоприятных условиях и с натренированной прислу­гой против 10-12 у английских 120-мм пушек и 6-10 - у итальянских пушек. Без сомнения, можно было пойти на уменьшение дальности стрельбы, тем более, что уп­равление стрельбой на дальних расстояниях сильно ухудшалось.

Контрминоносец "Линкс" (тип "Ягуар"), 1936 год
Контрминоносец "Линкс" (тип "Ягуар"), 1936 год

Данная скорострельность считалась явно недостаточной для корабля, рассчитанного на внезапное нападение, во время которого было важно произвести как можно больше выстрелов в течение коротко промежутка времени. Отмечалось также, что несмотря на большое водоизмещение (на 1100-1200 тонн больше чем у эсминцев той же программы), контрминоносцы имели всего на одно 130-мм и одно 75-мм орудие больше, чем у тех же эсминцев. Эксперты соглашались, что их дальность плавания была увеличена и они легко делали на 4 узла больше, но в общем считали, что за эти преиму­щества слишком дорого заплачено.

Контрминоносцы имели имели паротурбинную ус­тановку с зубчатой передачей обычного типа системы «Брегэ» (на «Леопард» и «Линкс») или системы «Рато» (на остальных кораблях).

Схема внешнего вида контрминоносца "Ягуар"
Схема внешнего вида контрминоносца "Ягуар"

Общее расположение машинно-котельной установки и конструкция котлов разработаны (и изготовлены) мас­терскими и верфями «Chantiers et Ateliers de la Qironde» в Бордо, которые выкупили известные мастерские «дю Темпль» в Шербуре. В это время уже проводились разра­ботки и некоторые испытания котлов с высоким давлени­ем пара, обещавшие большие перспективы, но проектанты не хотели рисковать и контрминоносцы получили по пять котлов с обычным для того времени рабочим давлением 18 кг/кв.см. Площадь поверхности нагрева котлов равнялась 1000 кв.м, объем топок – 36,41 куб.м.

Последующее использование кораблей показало, что котлы и турбины «ягуаров» оказались хорошо исполненными и надежными в эксплуатации. В мирное время, в годы "молодости", при фактическом водоизмещении 3500 т корабли легко держали скорость 34 узла. Этот результат был намного лучше современных иностранных эсминцев – в тех же условиях они недолго давали больше 31 узла.

"Пантера" на испытаниях
"Пантера" на испытаниях

Для проведения ходовых испытаний этих кораблей была составлена специальная программа, которая по замыслу должна была обеспечить надежную проверку. Это было сделано потому, что французский флот давно не проводил проверок высокоскоростных кораблей, и уже бы несколько забыт подобный опыт. После проведения ис­пытаний пятнадцатилетней давности - эскадренных ми­ноносцев «700-тонников» "Буклие" («Bouclier») и "Каск" («Casque») - никакой французский миноносец не превышал 34 узла (мощность не была более 20000 SHP), пока в 1925 году не начались испытания «Ягуар». Тем не менее программа испытаний обеспечила получение весьма удовлетворительных ре­зультатов, а более, чем отличные данные на пробах «Тигра» даже сделали сенсацию.

Контрминоносец "Тигр"
Контрминоносец "Тигр"

3 октября 1925 года при среднем водоизмещении 2380 т (при отплытии 2540 т) «Тигр» достиг 35,93 узла, показав в течении восьми часов среднюю мощность 55200 SHP. При этом его винты вращались со скоростью 355,2 оборотов в минуту. В течение девятого часа он делал уже 36,7 узла при водоизмещении 2237 т и мощности 57200 SHP. Расход мазута на милю был только 758 кг.

Другие корабли типа «Ягуар» не смогли развить ско­рость выше 35,7 узла (на форсированной тяге). Число обо­ротов винта в минуту на полном ходу было примерно оди­наково: от 350,29 на «Линкс» до 355,78 («Шакал»). мощность механизмов различалась также не очень сильно - от 52192 SHPна «Шакал» до 56000 SHP на «Пантере». По расходу топлива лучшие показатели оказались у контр-миноносца «Тигр» - в среднем по 27,6 тонн в час в течение вось­мичасового испытания. Однако и это были очень хорошие результаты, которые позволили принять корабли в состав флота, где они начали службу...

Окончание следует, ссылка будет ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).