По итогам Первой мировой войны морскими мировыми державами (и не только) было сделано много выводов, некоторые из которых были довольно парадоксальны. Например, оказалось, что флот такой страны как Франция к началу "Великой войны" оказался без современных быстроходных ("малых", "легких") крейсеров и без турбинных эсминцев. А ведь представители этой страны в свое время в рамках "Молодой школы" активно выступали за развитие миноносных сил, а в другое время - за крейсерские кораблестроительные программы! И тем ироничнее помнить, что в войну французский флот вступил имея лучшим "малый" (бронепалубный) крейсер "Жюрьен де ла Гравьер", эсминцы пришлось заказывать в Японии! Но война закончилась, и Франция на тот момент была среди стран-победителей.
Но задуматься пришлось, и после окончания Первой мировой войны, в 1922 году, французское правительство приняло решение о предстоящем обновлении корабельного состава флота, прошедшего суровые испытания за четыре года боевого использования. Принятая кораблестроительная программа предусматривала наряду с постройкой трех 8000-тонных крейсеров (в будущем крейсера типа "Дюге Труэн"), позже получивших прозвище «картонных», и двенадцати подводных лодок пополнение флота 12 эскадренными миноносцами (torpilleurs d'escadre) в 1500 тонн и шестью контрминоносцами (contre-torpilleurs) в 2400 тонн. Последние являлись принципиально новыми кораблями и как раз их появлению во французском флоте мы уделим основное внимание - серия получила название по головному кораблю - тип "Ягуар".
Для заметок: французы построили свои 12 "torpilleurs d'escadre" - ими стали эсминцы типа "Бурраск", хорошо известные своими действиями в годы войны. Семь единиц погибли, из них четыре в 1940 году.
Сами по себе корабли типа «Ягуар» - первые представители класса французских межвоенных контрминоносцев - изначально представляли собой корабли, созданные для возможного противоборства итальянским «разведчикам», («exploratory»), английским лидерам флотилий миноносцев (появившимся в 1915 году) и немецким «суперэсминцам» (испытания которых начались в 1918 году). Наряду с этим они одновременно являлись уменьшенными легкими крейсерами, созданными по типу подобных кораблей, хорошо зарекомендовавших себя в 1914-1918 годах в Северном море и Адриатике. Да, такое часто бывало в военно-морской истории - создается корабль определенного класса, но на него возлагаются функции корабля другого класса. А эскадренные миноносцы именно в годы Первой мировой зарекомендовали себя многофункциональными кораблями.
Французский Генеральный морской (EMG) и Технический отдел (Service technique) не преминули воспользоваться опытом использования иностранных легких крейсеров. Конечно же, этот опыт изучался в той степени, в которой он мог быть использован во французском флоте. В тоже время во Франции в этот период не помышляли о возможности вооруженного конфликта с Британией или США. Флот побежденной Германии также не рассматривался как возможный противник - быстрое восстановление его было невозможно из-за Версальских ограничений. И тогда на первый план выступала Италия, которая считала Средиземное море в большей его части своим и уже с трудом терпела традиционное британское превосходство на этом театре. Кстати, итальянский флот уже в годы войны имел несколько крейсеров, которые могли быть классифицированы как "легкие, типа "Куарто" (или "Кварто") и "Нино Биксио", что давало Италии определенное преимущество в последующем.
Имели итальянцы и опыт постройки крупных эсминцев, в том числе лидеров эсминцев с 152-мм артиллерией. Все это не могло остаться незамеченным - французское военно-морское командование с тревогой и озабоченностью рассматривало технические данные и возможности трех итальянских «Леоне» (1526/21500/2650 т; 33,5 уз., 4х2-120-мм), которые считались воплощением идей итальянского адмиралтейства и всего боевого опыта в отношении легких кораблей этой средиземноморской державы. С другой стороны французы достаточно хорошо знали возможности британских лидеров флотилий эсминцев, благодаря обстоятельным рапортам капитана 1 -го ранга Вандера - наблюдателя и представителя французского флота на Гранд Флите адмирала Битти. Так что, было с чем сравнить.
Необходимо отметить, что к этому времени французы уже имели небольшой опыт проектирования больших эсминцев (torpilleurs de escadre), разработка которых началась в 1913 году и была прекращена после начала войны. В 1917 году морской Генштаб (4-й отдел) в технической записке, датированной 24 сентября, предложил начать разработку двух типов эскадренных легких кораблей - 33-узлового эскадренного миноносца в 1500 тонн при нормальной загрузке и другого корабля той же категории, но более крупного и мощного, с улучшенными характеристиками. Техническое задание на него предусматривало: скорость 35 узлов; радиус действия -3500 миль; вооружение: четыре 140-мм орудия и шесть торпедных труб. Интересно отметить схожесть этих технических заданий и заданий, предложенных позже для конструирования эсминца в 1500 тонн и контрминоносца в 2400 тонн программы 1922 года. Преемственность ведь никто не отменял!
Но было не все так просто. Трудность разработки проекта контрминоносца программы 1922 года заключалась в том, что французы имели только теоретическое знакомство с подобными кораблями. Прямого и практического опыта проектирования и строительства не имелось. Конечно, некоторую, но совсем небольшую помощь в этом оказали бывшие немецкие корабли, включенные в списки французского флота в 1920 года, в частности - бывший немецкий 2500-тонный эсминец "S-113" (кстати, Италия тоже получила свой трофей - «V-116»), получивший во французском флоте наименование «Амираль Сенэ».
Генштаб и Технический отдел проявили исключительный интерес к этому быстроходному (33 узла) и мощно вооруженному (4-150-мм орудия облегченного типа) кораблю. Анализ и исследование его характеристик и оборудования, проведенный инженером Генштаба Паоли, несомненно имели очень сильное влияние на разработку проекта «Ягуар». Работы по проектированию проводились коллективом под руководством М.Гаррета. Немецкий эсминец хорошо помог и в том плане, что позволил сформулировать требование Гаррета на крупные габариты корабля. Вполне возможно, что если бы не существовал немецкий эсминец эти требования могли бы выглядеть достаточно дерзко. Но чужой пример, как мы видим, сыграл свою роль.
И что интересно, французам удалось справиться с поставленной задачей. Гораздо более крупный, чем любой современный эсминец или лидер, французский контрминоносец периода 1922-1940 годов, появился как корабль с характеристиками новыми и более лучшими, чем это могли представить французские инженеры в 1917 году. Первым в этом списке стали шесть кораблей типа "Ягуар": "Ягуар", "Пантера", "Леопард", "Линкс", "Шакал", Тигр". Любопытно, что итальянский флот примерно пополнился эсминцами "Леон", "Пантера", "Тигр" - у каждого был свой "зверинец".
Испытания «ягуаров» показали очень хорошие результаты (особенно нужно отметить «Тигр»). Этот успех, а также впечатляющие технические и боевые характеристики, побудили флот предложить постройку в течение ряда лет 30 (!) контрминоносцев, которые и были включены в проект морского закона 1924 года. Эта кораблестроительная программа предусматривала тридцать кораблей со временем постройки в 1922 - 1938 годах.
За этими кораблями последовал "легендарный "Могадор", но он уже строился несколько с иными задачами, поэтому мы его здесь и не показали, но то что он был - мы помним, не беспокойтесь. За исключением контрминоносцев типа «Могадор» все эти корабли имели следующие особенности, заложенные в их конструкцию при проектировании и проявившиеся в результате эксплуатации и боевого использования кораблей, а именно: сравнительно одинаковое водоизмещение, достаточно большое по величине, но не позволяющее дать кораблю характеристики легкого крейсера, функции которых они зачастую должны были исполнять; энергетическая установка большой мощности с высокой надежностью эксплуатации; сравнительно высокая скорость в условиях, пригодных для боя; хорошая маневренность (?) и управляемость; мощное артиллерийское вооружение, преобладающее над торпедным; вполне удовлетворительная обитаемость; отсутствие какой-либо броневой защиты, если таковой не считать маневренность и скорость; ограниченная дальность плавания. Кстати некоторые особенности на практике подтвердились не у всех, например, у "ягуаров" возникла проблема с маневренность (об это позже).
Корабли этого класса создавались для действий прежде всего на ограниченных морских театрах, в первую очередь - на Средиземном море, учитывая, что наиболее вероятным противником для Франции являлась в то время Италия.
Как очень хорошо написал адмирал Кастэ в своем труде «Стратегические теории»: «...Известно, что легкие и быстроходные единицы, на умеренных, преодолимых дальностях действия могут быть использованы лучше там (речь шла о Средиземном море), чем в других регионах, принимая во внимание малые расстояния и близость многочисленных баз: это и есть место использования флотилий кораблей...».
В представленной выше таблице показано, что все контрминоносцы (до типа «Могадор»), по своим основным характеристикам очень близки - как с точки зрения водоизмещения и скорости, так и вооружения: пять 130-мм орудий на шести первых кораблях и пять 138-мм орудий - на остальных. К ним - шесть или девять торпедных труб. Каждая серия отличалась от предшествующей только усовершенствованиями в области энергетики и артиллерии. Эти изменения делались на основе испытаний и службы предшественников, и, разумеется, технического прогресса.
Для справки: ТТХ контрминоносцев типа "Ягуар": водоизмещение (в нормальном грузу/в полном грузу): 2126/2700-2950 т; размерения: 126,78х11,32х4,1 м; ГЭУ - двухвальный ТЗА "Рато-Бретань" ("Ягуар", "Шакал", "Пантера", "Тигр") или "Брегэ" ("Леопард", "Линкс"), 5 паровых котлов "Дю Тэмпл"; мощность - 50000 л.с., запас топлива - 530 т нефти, скорость - 35,5 узла, , экипаж -1 95 человек ( в том числе 8 офицеров). Вооружение - 5х1-130-мм орудий/40 М1919 (по 130 снарядов на ствол),2х1-76-мм зенитных орудий (по 300 боевых и 120 осветительных снарядов на ствол); 6-550-мм торпедных труб (торпеды типа "19.D" с зарядом 237, 5 кг ВВ); 2 бомбосбрасывателя (запас бомб -16 по 240/200 кг); 4 бомбомета "Торникрофт" (запас бомб - 30 по 125/100 кг)
Следует подчеркнуть, что начиная с этих контрминоносцев, так же как и 1500-тонных миноносцев программы 1922 года и следующих за ними, французский флот впредь заказывал строительство серий кораблей, разработанных в одном техническом отделе вплоть до деталей, не считая нужным обращаться за проектами к конструкторам частных заводов. В процессе проектирования конструкторы все больше и больше склонялись к мнению, хорошо обоснованному и весьма справедливо выраженному на эту тему в 1913 года членами постоянной Комиссии испытаний флота.
Итак, как мы уже отметили, первыми кораблями, строительство которых началось в соответствии с новыми концепциями, стали шесть контрминоносцев «Ягуар». Корпус этих первых контр-миноносцев в конечном итоге оказался слишком легким. Уже вскоре после вступления в строй были высказаны опасения, что шпация слишком велика и есть вероятность деформации корпуса на крутой волне. Кроме того, отмечалось, что корабль не имеет двойного дна, даже в пределах пяти машинно-котельных отсеков. Последующая служба показала, что опасения проектантов оказались напрасными – «ягуары» оказались достаточно крепкими кораблями, хотя были выявлены и некоторые недостатки.
Поведение кораблей этого типа в море было превосходным, но отмечался высокий и слишком заметный силуэт кораблей. Форштевень возвышался над водой на 6 метров, а верхний мостик - на 12 метров. Высокий борт создавал большую парусность корабля, отчего даже от действия ветра мог появится крен, хотя и незначительный. Кроме того, сравнительно небольшая метацентрическая высота обусловила плавную и спокойную качку, однако иногда качка достигала большой амплитуды.
Орудия и торпедные аппараты не отличались от таковых на первой серии эсминцев «полутора-тысячетонников». 130-мм пушки модели 1919 года считались достаточно современными орудиями, однако, как оказалось они давали превосходство скорее теоретическое, чем реальное. Снаряд был мощным: 32 кг. против 22,5 кг у английских 120-мм.пушек и 13,75-24,9 кг у итальянских 100-120-мм пушек. Дальнобойность этих орудий впечатляла еще больше - 18500 м. Однако нужно отметить, что это достигалось ценой увеличения высоты прикрытия орудия для достижения угла возвышения орудия 36 градусов. Это резко уменьшало темп стрельбы - всего 4-5 выстрелов в минуту в наиболее благоприятных условиях и с натренированной прислугой против 10-12 у английских 120-мм пушек и 6-10 - у итальянских пушек. Без сомнения, можно было пойти на уменьшение дальности стрельбы, тем более, что управление стрельбой на дальних расстояниях сильно ухудшалось.
Данная скорострельность считалась явно недостаточной для корабля, рассчитанного на внезапное нападение, во время которого было важно произвести как можно больше выстрелов в течение коротко промежутка времени. Отмечалось также, что несмотря на большое водоизмещение (на 1100-1200 тонн больше чем у эсминцев той же программы), контрминоносцы имели всего на одно 130-мм и одно 75-мм орудие больше, чем у тех же эсминцев. Эксперты соглашались, что их дальность плавания была увеличена и они легко делали на 4 узла больше, но в общем считали, что за эти преимущества слишком дорого заплачено.
Контрминоносцы имели имели паротурбинную установку с зубчатой передачей обычного типа системы «Брегэ» (на «Леопард» и «Линкс») или системы «Рато» (на остальных кораблях).
Общее расположение машинно-котельной установки и конструкция котлов разработаны (и изготовлены) мастерскими и верфями «Chantiers et Ateliers de la Qironde» в Бордо, которые выкупили известные мастерские «дю Темпль» в Шербуре. В это время уже проводились разработки и некоторые испытания котлов с высоким давлением пара, обещавшие большие перспективы, но проектанты не хотели рисковать и контрминоносцы получили по пять котлов с обычным для того времени рабочим давлением 18 кг/кв.см. Площадь поверхности нагрева котлов равнялась 1000 кв.м, объем топок – 36,41 куб.м.
Последующее использование кораблей показало, что котлы и турбины «ягуаров» оказались хорошо исполненными и надежными в эксплуатации. В мирное время, в годы "молодости", при фактическом водоизмещении 3500 т корабли легко держали скорость 34 узла. Этот результат был намного лучше современных иностранных эсминцев – в тех же условиях они недолго давали больше 31 узла.
Для проведения ходовых испытаний этих кораблей была составлена специальная программа, которая по замыслу должна была обеспечить надежную проверку. Это было сделано потому, что французский флот давно не проводил проверок высокоскоростных кораблей, и уже бы несколько забыт подобный опыт. После проведения испытаний пятнадцатилетней давности - эскадренных миноносцев «700-тонников» "Буклие" («Bouclier») и "Каск" («Casque») - никакой французский миноносец не превышал 34 узла (мощность не была более 20000 SHP), пока в 1925 году не начались испытания «Ягуар». Тем не менее программа испытаний обеспечила получение весьма удовлетворительных результатов, а более, чем отличные данные на пробах «Тигра» даже сделали сенсацию.
3 октября 1925 года при среднем водоизмещении 2380 т (при отплытии 2540 т) «Тигр» достиг 35,93 узла, показав в течении восьми часов среднюю мощность 55200 SHP. При этом его винты вращались со скоростью 355,2 оборотов в минуту. В течение девятого часа он делал уже 36,7 узла при водоизмещении 2237 т и мощности 57200 SHP. Расход мазута на милю был только 758 кг.
Другие корабли типа «Ягуар» не смогли развить скорость выше 35,7 узла (на форсированной тяге). Число оборотов винта в минуту на полном ходу было примерно одинаково: от 350,29 на «Линкс» до 355,78 («Шакал»). мощность механизмов различалась также не очень сильно - от 52192 SHPна «Шакал» до 56000 SHP на «Пантере». По расходу топлива лучшие показатели оказались у контр-миноносца «Тигр» - в среднем по 27,6 тонн в час в течение восьмичасового испытания. Однако и это были очень хорошие результаты, которые позволили принять корабли в состав флота, где они начали службу...
Окончание следует, ссылка будет ЗДЕСЬ
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).