Найти в Дзене
Провинциальные хроники

Почему моё одиночество бывает уютным

"Худшее одиночество — это когда человеку неуютно с самим собой", — писал Марк Твен.
Здравствуйте, дорогие читатели! На мой взгляд, ещё хуже находиться среди людей, которые не понимают тебя и не слышат. Ты среди них ещё более одинок, чем можно вообще себе представить. Был снег, но уже растаял. Вчера весь день лил дождь. Брянская область. Ждём теперь мороз. А Марк Твен, как всегда, мудро выразился и попал в самую суть. Мы часто путаем два наших ощущения: одиночество-уныние и одиночество-гавань. Первое — это когда ты в окружении людей, но бежишь от собственных мыслей, когда тишина пугает, а диалога с самим собой хочется избежать. А возможно, реальное одиночество гнетёт тебя, ты не привык к самостоятельности, к серьёзным самостоятельным решениям. Это и есть то самое "худшее" состояние, о котором, наверное, писал Твен. Но есть и второе. То, о котором могу писать здесь часами, как человек, счастливо вышедший на пенсию после десятилетий шумных школьных коридоров. Когда звонки, голоса ученик

"Худшее одиночество — это когда человеку неуютно с самим собой", — писал Марк Твен.
Здравствуйте, дорогие читатели! На мой взгляд, ещё хуже находиться среди людей, которые не понимают тебя и не слышат. Ты среди них ещё более одинок, чем можно вообще себе представить.

Был снег, но уже растаял. Вчера весь день лил дождь. Брянская область. Ждём теперь мороз.
Был снег, но уже растаял. Вчера весь день лил дождь. Брянская область. Ждём теперь мороз.

А Марк Твен, как всегда, мудро выразился и попал в самую суть.

Мы часто путаем два наших ощущения: одиночество-уныние и одиночество-гавань.

Первое — это когда ты в окружении людей, но бежишь от собственных мыслей, когда тишина пугает, а диалога с самим собой хочется избежать. А возможно, реальное одиночество гнетёт тебя, ты не привык к самостоятельности, к серьёзным самостоятельным решениям. Это и есть то самое "худшее" состояние, о котором, наверное, писал Твен.

Но есть и второе. То, о котором могу писать здесь часами, как человек, счастливо вышедший на пенсию после десятилетий шумных школьных коридоров. Когда звонки, голоса учеников и вечная динамика уроков, курсов и семинаров сменились… тишиной.

И вот парадокс — в этой тишине я обрела не пустоту, а богатство. Пафосно? Да, нет же. Даже то, что вы у меня есть, дорогие друзья, это — уже великое достояние.

Моё одиночество — большая привилегия. Это возвращение в уютный дом.

Когда я иду на прогулку одна — это происходит не потому, что не с кем. Это потому, что в этот момент мне интереснее общество окружающих меня деревьев, а их молчаливый шелест ценнее, чем любая беседа, которая невзначай может испортить настроение.

Дорога со стадиона. довольно раннее утро. 8:50 утра. Вдали пригородный поезд прибывает на станцию.
Дорога со стадиона. довольно раннее утро. 8:50 утра. Вдали пригородный поезд прибывает на станцию.

Нет, скорее всего, собеседник не хотел меня расстраивать — а просто от чистого сердца дал совет, рассказал историю какой-то своей знакомой. А у меня вдруг испортилось настроение.

Бывает же так? Разумеется, бывает. Мы разные. Одни пропускают всё мимо ушей, другим не удаётся. Делаю выводы. Сама себе не враг же.

Марк Твен, кажется, говорил именно об этом: главное для человека — договориться с самим собой. Когда внутри царит гармония, одиночество не угнетает. Оно становится даже определённым преимуществом, о котором многим остаётся только мечтать. Надо просто быть, просто жить!

Тишина в одиночестве — это не отсутствие кого-то. Это присутствие себя. Во всяком случае, я себя в этом убеждаю. И у меня получается.

После стольких лет учительства, когда ты на уроке каждый день, как "на сцене", чувство одиночества — как глоток свежего воздуха. Не нужно рассказывать, объяснять, вовлекать, воспитывать. Можно наконец-то слушать самой: биение собственного сердца, шелест страниц книг, стук колёс несущихся мимо поездов, которые зовут в воспоминания молодости или в несбыточные грёзы.

Наверное, мы обретаем это уютное одиночество с возрастом, как награду. Не пенсию от государства, а награду от самой жизни. Когда ты принимаешь свое общество как самое интересное, сложное и бесконечно дорогое.

Вот так попавшаяся на глаза цитата Твена сподвигла меня на размышления о собственном одиночестве, которого по сути и нет. Ведь у меня есть любящие и любимые дети и внук, друзья, соседи и коллеги. Ни одного Нового Года в своей жизни я не встретила в одиночестве.

Я так понимаю, что если человек в ладу с собой, то его одиночество — не худшая участь, а большая роскошь. Это пространство, где ты становишься собой. Просто собой. Думаю, что не только я, но и многие из читателей находят уют в одиночестве. А что нам, одиноким, остаётся делать? Не ныть же? И не хандрить? Печалей вокруг и без этого хватает.

И да, как учителю английского, мне особенно приятно, что эту мудрую цитату подарил нам именно Марк Твен — мастер ироничных, но таких человечных формулировок. Его цитаты — как старые друзья: всегда знают, о чём мы думаем на самом деле.

Большое спасибо, что снова прочли мои опусы, дорогие читатели! И до новых встреч!