Вопрос о целесообразности покупки собственного авто невероятно актуализировался после вступления в силу с 1 декабря 2025 года новых правил расчета утильсбора. Да, они распространяются только на определенные типы новых машин, но всё равно это приведет к росту цен и на вторичном рынке автомобилей. Помимо утилизационного сбора также выросли цены на запчасти и обслуживание машин, подорожали парковки.
Во многих отдаленных регионах общественный транспорт уже стал удобнее и современнее. На первый взгляд кажется, что машина — это про свободу, а автобусы и метро — про экономию. Но так ли это на самом деле? Давайте разберёмся в цифрах.
Скрытая цена владения автомобилем
Подавляющее большинство людей, сравнивая автомобиль и общественный транспорт, учитывают только стоимость самой машины и бензина, которым её придётся постоянно заправлять. Но это самая большая ошибка. Истинная стоимость владения своим автомобилем складывается из множества обязательных, а часто и непредсказуемых статей расходов.
Начнём с базы — покупка своего авто.
Утильсбор уже вступил в силу, а с 1 января 2026 года он ещё и проиндексируется. В планах поднять его на 25%, после чего увеличивать на 10-20% каждый в год.
На этом фоне цены на автомобили на российском рынке ощутимо изменились. Если брать новые машины, то здесь популярные у граждан марки прибавили немало. Например, автомобили Haval подорожали в среднем от 50 000 до 100 000 рублей, а вот на машины марки Solaris цены выросли куда ощутимее — от 330 000 до почти 500 000 рублей.
Отечественные автомобили тоже дешевле не стали. Но они, конечно, являются самым доступным вариантом. Ладу Ниву Легенд можно купить за 1 077 000 рублей, а Ладу Гранту — за 1 243 000 рублей.
И это автомобили, на которые новые правила вообще не должны были как-либо повлиять. Что уж говорить про автомобили с объемом двигателя от 160 л.с.
Здесь ситуация удручающая. Россияне, которые предпочитают машины повыше и помощнее, теперь должны быть готовы выложить лишние 2-3 млн. Даже за такие популярные кроссоверы, как Toyota RAV4, Kia Sorento, Volkswagen Tiguan, Toyota Highlander или Geely Monjaro придётся заплатить драконовский утильсбор.
Справедливости ради, есть модели, которые нововведения не затронули. Сюда относится популярный мини-кроссовер Kia Seltos, Hyundai Tucson, а также Toyota Camry с 2-литровым мотором на 150 л.с. и некоторые другие машины.
Однако “ценовой шок” и заметная просадка рынка всё равно ожидаются. Особенно после бурного октября-ноября, когда возник ажиотажный спрос на ввозимые из-за рубежа автомобили. Таможни даже перешли на круглосуточную работу, чтобы успеть оформить весь поток машин по старым правилам. Не отставали и продажи новых машин — в октябре россияне купили 171 200 автомобилей, а это абсолютный рекорд за последние 3,5 года.
Но вернёмся к нашей теме.
Получается, что в среднем стоимость даже бюджетного нового автомобиля в 2025 году в России составляет от 1,1 млн рублей. Сумма немаленькая. Если автомобиль покупается в кредит, стоимость владения автоматически возрастёт за счёт переплаты. На вторичном рынке можно найти варианты доступнее, но здесь есть другие риски.
Идём дальше — страховка, топливо, налоги.
Это базовый набор автомобилиста. ОСАГО сегодня обходится в среднем 10-14 000 рублей, а КАСКО — от 37 до 150 тысяч в зависимости от модели. Затраты на бензин тоже будут зависеть о того, какую машину вы выбрали для себя и какое расстояние вам приходится преодолевать в течение дня, но редко у кого они составляют меньше 8 000 рублей в месяц. За год набежит почти 100 000 рублей. Ну и транспортный налог платим каждый год до 1 декабря.
Самая интересная графа расходов — скрытые и неожиданные.
Что-то застучало под капотом — с вас 20 000 рублей. Каждый автомобилист хоть раз сталкивался с непредвиденными поломками. Помимо этого, есть ещё расходы на периодическое плановое ТО, затраты на мойку и аксессуары. Не забываем об оплате штрафов и парковки.
Автомобиль — это не инвестиция, а имущество, которое постоянно теряет в цене. Как только машина выехала из салона, она подешевела. И это не зависит от того, сколько вы на ней проехали.
Положительные моменты от владения своим авто тоже есть. Машина — не только про деньги, но и про образ жизни. Можно ехать туда, куда нужно, а не туда, куда ходит маршрутка.
Бывают ситуации, когда личный транспорт действительно жизненно необходим:
- Большие расстояния или неудобная транспортная сеть.
- Работа, связанная с постоянными выездами.
- Наличие семьи с детьми и животными.
- Необходимость покупать и перевозить крупные вещи.
- Жизнь в пригороде, где автобусы ходят редко.
В таких случаях экономия уходит на второй план. Здесь речь идёт о времени и комфорте.
Даже несмотря на возросшие расходы на владение и новый утильсбор, часть людей принципиально останется “за рулём”. И дело здесь не только в удобстве, но и в том, как они выстраивают свой образ жизни.
А что автобусы
Автомобили стоят дорого, и далеко не каждый россиянин может себе это позволить. Автобусы и метро не требуют ремонта, страховки, парковок. Есть только временной и психологический фактор: транспорт не всегда идёт по расписанию, бывает тесно и душно, а в плохую погоду добираться неудобно.
Что же касается денег, то средние траты жителя Москвы на общественный транспорт при регулярных поездках по городу составляют примерно 5 000 рублей в месяц, а с периодическими разовыми поездками на такси — до 10 000 рублей в месяц.
Общественный транспорт выигрывает у личного автомобиля в следующих ситуациях:
- В крупных городах с хорошей транспортной сетью.
- Если вы работаете в центре и ежедневно платите за парковку.
- Если пробки отнимают слишком много сил и времени.
- Если вы оптимизируете семейный бюджет.
Тенденция крупных мегаполисов сегодня очевидна — снижение доли личного транспорта. Москва, Санкт-Петербург, Казань активно развивают общественный транспорт, каршеринг и велосипедную инфраструктуру. Метро расширяется, автобусы стали комфортнее, появились выделенные полосы.
Минусом общественного транспорта остаётся необходимость подстраиваться под расписание и маршруты. Даже при выделенных полосах автобус может задерживаться или встать в пробку, а метро — загруженным до предела. Ну и он недоступен круглосуточно.
Если сравнить цифры, общественный транспорт почти всегда выигрывает у автомобиля. Причем в разы. Но есть нюанс — экономия денег не равна экономии времени. Также стоит учитывать удобство. Вопрос не сводится только к цифрам. Машина для многих россиян — это символ независимости, комфорта и уровня жизни.
Для определенной категории людей затраты на машину — это своеобразная инвестиция в качество жизни. И неважно на сколько вырос утилизационный сбор. Чаще всего это люди с доходом выше среднего, для которых ежемесячные траты на авто не критичны для бюджета. Здесь на первое место выходит не базовая функция машины как средства передвижения, а марка, класс, безопасность и тишина в салоне.
А вы готовы платить больше за свой комфорт или предпочитаете автобус?
✅ Больше полезной информации по рынкам в телеграм-канале Vesperfin
✅ Ставьте лайк, если было полезно!
Наши контакты: