Найти в Дзене

Что дешевле — своя машина или общественный транспорт: большой разбор расходов

Вопрос о целесообразности покупки собственного авто невероятно актуализировался после вступления в силу с 1 декабря 2025 года новых правил расчета утильсбора. Да, они распространяются только на определенные типы новых машин, но всё равно это приведет к росту цен и на вторичном рынке автомобилей. Помимо утилизационного сбора также выросли цены на запчасти и обслуживание машин, подорожали парковки. Во многих отдаленных регионах общественный транспорт уже стал удобнее и современнее. На первый взгляд кажется, что машина — это про свободу, а автобусы и метро — про экономию. Но так ли это на самом деле? Давайте разберёмся в цифрах. Скрытая цена владения автомобилем Подавляющее большинство людей, сравнивая автомобиль и общественный транспорт, учитывают только стоимость самой машины и бензина, которым её придётся постоянно заправлять. Но это самая большая ошибка. Истинная стоимость владения своим автомобилем складывается из множества обязательных, а часто и непредсказуемых статей расходов. На
Оглавление

Вопрос о целесообразности покупки собственного авто невероятно актуализировался после вступления в силу с 1 декабря 2025 года новых правил расчета утильсбора. Да, они распространяются только на определенные типы новых машин, но всё равно это приведет к росту цен и на вторичном рынке автомобилей. Помимо утилизационного сбора также выросли цены на запчасти и обслуживание машин, подорожали парковки.

Во многих отдаленных регионах общественный транспорт уже стал удобнее и современнее. На первый взгляд кажется, что машина — это про свободу, а автобусы и метро — про экономию. Но так ли это на самом деле? Давайте разберёмся в цифрах.

Скрытая цена владения автомобилем

Подавляющее большинство людей, сравнивая автомобиль и общественный транспорт, учитывают только стоимость самой машины и бензина, которым её придётся постоянно заправлять. Но это самая большая ошибка. Истинная стоимость владения своим автомобилем складывается из множества обязательных, а часто и непредсказуемых статей расходов.

Начнём с базы — покупка своего авто.

Утильсбор уже вступил в силу, а с 1 января 2026 года он ещё и проиндексируется. В планах поднять его на 25%, после чего увеличивать на 10-20% каждый в год.

На этом фоне цены на автомобили на российском рынке ощутимо изменились. Если брать новые машины, то здесь популярные у граждан марки прибавили немало. Например, автомобили Haval подорожали в среднем от 50 000 до 100 000 рублей, а вот на машины марки Solaris цены выросли куда ощутимее — от 330 000 до почти 500 000 рублей.

Отечественные автомобили тоже дешевле не стали. Но они, конечно, являются самым доступным вариантом. Ладу Ниву Легенд можно купить за 1 077 000 рублей, а Ладу Гранту — за 1 243 000 рублей.

И это автомобили, на которые новые правила вообще не должны были как-либо повлиять. Что уж говорить про автомобили с объемом двигателя от 160 л.с.

Здесь ситуация удручающая. Россияне, которые предпочитают машины повыше и помощнее, теперь должны быть готовы выложить лишние 2-3 млн. Даже за такие популярные кроссоверы, как Toyota RAV4, Kia Sorento, Volkswagen Tiguan, Toyota Highlander или Geely Monjaro придётся заплатить драконовский утильсбор.

Источник: https://auto.ru/mag/article/podorozhayut-avtomobili-1-yanvarya-2026-ceny-mashiny-povysheniy-utilsbora/
Источник: https://auto.ru/mag/article/podorozhayut-avtomobili-1-yanvarya-2026-ceny-mashiny-povysheniy-utilsbora/

Справедливости ради, есть модели, которые нововведения не затронули. Сюда относится популярный мини-кроссовер Kia Seltos, Hyundai Tucson, а также Toyota Camry с 2-литровым мотором на 150 л.с. и некоторые другие машины.

Однако “ценовой шок” и заметная просадка рынка всё равно ожидаются. Особенно после бурного октября-ноября, когда возник ажиотажный спрос на ввозимые из-за рубежа автомобили. Таможни даже перешли на круглосуточную работу, чтобы успеть оформить весь поток машин по старым правилам. Не отставали и продажи новых машин — в октябре россияне купили 171 200 автомобилей, а это абсолютный рекорд за последние 3,5 года.

Но вернёмся к нашей теме.

Получается, что в среднем стоимость даже бюджетного нового автомобиля в 2025 году в России составляет от 1,1 млн рублей. Сумма немаленькая. Если автомобиль покупается в кредит, стоимость владения автоматически возрастёт за счёт переплаты. На вторичном рынке можно найти варианты доступнее, но здесь есть другие риски.

Идём дальше — страховка, топливо, налоги.

Это базовый набор автомобилиста. ОСАГО сегодня обходится в среднем 10-14 000 рублей, а КАСКО — от 37 до 150 тысяч в зависимости от модели. Затраты на бензин тоже будут зависеть о того, какую машину вы выбрали для себя и какое расстояние вам приходится преодолевать в течение дня, но редко у кого они составляют меньше 8 000 рублей в месяц. За год набежит почти 100 000 рублей. Ну и транспортный налог платим каждый год до 1 декабря.

Самая интересная графа расходов — скрытые и неожиданные.

Что-то застучало под капотом — с вас 20 000 рублей. Каждый автомобилист хоть раз сталкивался с непредвиденными поломками. Помимо этого, есть ещё расходы на периодическое плановое ТО, затраты на мойку и аксессуары. Не забываем об оплате штрафов и парковки.

Автомобиль — это не инвестиция, а имущество, которое постоянно теряет в цене. Как только машина выехала из салона, она подешевела. И это не зависит от того, сколько вы на ней проехали.

Положительные моменты от владения своим авто тоже есть. Машина — не только про деньги, но и про образ жизни. Можно ехать туда, куда нужно, а не туда, куда ходит маршрутка.

Бывают ситуации, когда личный транспорт действительно жизненно необходим:

  • Большие расстояния или неудобная транспортная сеть.
  • Работа, связанная с постоянными выездами.
  • Наличие семьи с детьми и животными.
  • Необходимость покупать и перевозить крупные вещи.
  • Жизнь в пригороде, где автобусы ходят редко.

В таких случаях экономия уходит на второй план. Здесь речь идёт о времени и комфорте.

Даже несмотря на возросшие расходы на владение и новый утильсбор, часть людей принципиально останется “за рулём”. И дело здесь не только в удобстве, но и в том, как они выстраивают свой образ жизни.

А что автобусы

Автомобили стоят дорого, и далеко не каждый россиянин может себе это позволить. Автобусы и метро не требуют ремонта, страховки, парковок. Есть только временной и психологический фактор: транспорт не всегда идёт по расписанию, бывает тесно и душно, а в плохую погоду добираться неудобно.

Что же касается денег, то средние траты жителя Москвы на общественный транспорт при регулярных поездках по городу составляют примерно 5 000 рублей в месяц, а с периодическими разовыми поездками на такси — до 10 000 рублей в месяц.

Общественный транспорт выигрывает у личного автомобиля в следующих ситуациях:

  • В крупных городах с хорошей транспортной сетью.
  • Если вы работаете в центре и ежедневно платите за парковку.
  • Если пробки отнимают слишком много сил и времени.
  • Если вы оптимизируете семейный бюджет.

Тенденция крупных мегаполисов сегодня очевидна — снижение доли личного транспорта. Москва, Санкт-Петербург, Казань активно развивают общественный транспорт, каршеринг и велосипедную инфраструктуру. Метро расширяется, автобусы стали комфортнее, появились выделенные полосы.

Минусом общественного транспорта остаётся необходимость подстраиваться под расписание и маршруты. Даже при выделенных полосах автобус может задерживаться или встать в пробку, а метро — загруженным до предела. Ну и он недоступен круглосуточно.

Если сравнить цифры, общественный транспорт почти всегда выигрывает у автомобиля. Причем в разы. Но есть нюанс — экономия денег не равна экономии времени. Также стоит учитывать удобство. Вопрос не сводится только к цифрам. Машина для многих россиян — это символ независимости, комфорта и уровня жизни.

Для определенной категории людей затраты на машину — это своеобразная инвестиция в качество жизни. И неважно на сколько вырос утилизационный сбор. Чаще всего это люди с доходом выше среднего, для которых ежемесячные траты на авто не критичны для бюджета. Здесь на первое место выходит не базовая функция машины как средства передвижения, а марка, класс, безопасность и тишина в салоне.

А вы готовы платить больше за свой комфорт или предпочитаете автобус?

✅ Больше полезной информации по рынкам в телеграм-канале Vesperfin

✅ Ставьте лайк, если было полезно!

Наши контакты:

👉 Сайт школы Vesperfin

👉 Мы Вконтакте