Чтобы понять, как можно выиграть войну, в которой фактически никто не хотел сражаться по-настоящему, стоит взглянуть на Галльскую кампанию глазами ее главного архитектора — Гая Юлия Цезаря. Его «Записки о Галльской войне» не столько исторический отчёт, сколько мастерский политический пиар. Цезарь, погрязший в долгах и политических интригах, нуждался в войне, которая принесла бы одновременно славу, богатство и лояльную армию, готовую поддержать его возвращение в Рим и покорение политических вершин. Эти «Записки», основанные на ежегодных докладах Сенату, были тщательно выстроенным инструментом убеждения: каждая строчка воспевала римскую доблесть, варварское коварство и неизбежность победы. Важные детали умалчивались, акценты смещались, и создавалось впечатление непрерывной и кровопролитной войны, хотя реальность была иной. «Галльская война» на деле длилась считанные годы боевых действий; остальное время Цезарь вел тонкую игру: заключал союзы, стравливал племена друг с другом и поглощал т