Найти в Дзене

Сюрреализм в советской мультипликации

Сюрреализм — это попытка увидеть мир как сон, где привычные предметы ведут себя странно, а логика уходит. Казалось бы, в СССР, стране чёткости и воспитательных задач, такой стиль невозможен. Но именно в мультипликации он расцвёл — тихо, осторожно, но очень красиво. И что важно — это не копия западного искусства, а естественная часть нашей визуальной культуры. Почему сюрреализм появился именно в мультипликации? Во-первых, мультики считались «детскими», а значит — безопасными. Художникам давали чуть больше свободы: «Ну что они там, котиков рисуют? Пусть рисуют». Во-вторых, сам жанр мультипликации идеально подходит для сюрреализма. Тут всё может: ожить, исчезнуть, превратиться в дым, зайца или абстракцию, идти, пока не надоест художнику. Грех такими возможностями не воспользоваться. Андрей Хржановский. Метафизика, система и немного абсурда «Жил-был Козявин» Кадр из м/ф «Жил-был Козявин» (1966). Режиссер — Андрей Хржановский Очень жизненная ситуация: герой получает приказ… и идёт. Идёт чер
Оглавление

Сюрреализм — это попытка увидеть мир как сон, где привычные предметы ведут себя странно, а логика уходит. Казалось бы, в СССР, стране чёткости и воспитательных задач, такой стиль невозможен. Но именно в мультипликации он расцвёл — тихо, осторожно, но очень красиво.

И что важно — это не копия западного искусства, а естественная часть нашей визуальной культуры.

Почему сюрреализм появился именно в мультипликации?

Во-первых, мультики считались «детскими», а значит — безопасными.

Художникам давали чуть больше свободы: «Ну что они там, котиков рисуют? Пусть рисуют».

Во-вторых, сам жанр мультипликации идеально подходит для сюрреализма.

Тут всё может:

  • ожить,
  • исчезнуть,
  • превратиться в дым, зайца или абстракцию,
  • идти, пока не надоест художнику.

Грех такими возможностями не воспользоваться.

Андрей Хржановский. Метафизика, система и немного абсурда

«Жил-был Козявин»

Кадр из м/ф «Жил-был Козявин» (1966). Режиссер — Андрей Хржановский
Кадр из м/ф «Жил-был Козявин» (1966). Режиссер — Андрей Хржановский

Очень жизненная ситуация: герой получает приказ… и идёт. Идёт через города, пески, горы. Не спрашивает, зачем, куда, почему — просто идёт, как робот.

Звучит смешно, а на деле — точная аллегория: человек в системе, который давно забыл, что может свернуть налево.

«Стеклянная гармоника»

Кадр из м/ф «Стеклянная гармоника» (1968). Режиссер — Андрей Хржановский
Кадр из м/ф «Стеклянная гармоника» (1968). Режиссер — Андрей Хржановский

Это такой серый город, где никто не улыбается, а деньги — главное божество. И вдруг появляется музыка, от которой у людей неожиданно прорисовываются лица, а дома начинают трескаться от чувств.

Юрий Норштейн. Разговор с чувствами

«Ёжик в тумане»

Кадр из м/ф «Ёжик в тумане» (1975). Режиссер — Юрий Норштейн
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане» (1975). Режиссер — Юрий Норштейн

Если кратко: Ёжик идёт к другу, но вместо спокойной прогулки случайно попадает в арт-хаус.

Туман густой, звуки странные, животные — полумифические.

Каждый смотрит — и видит что-то своё. Даже если это только красивый туман.

«Сказка сказок»

Кадр из м/ф «Сказка сказок» (1979). Режиссер — Юрий Норштейн
Кадр из м/ф «Сказка сказок» (1979). Режиссер — Юрий Норштейн

Идеальный пример: «Что происходит?» — «Не спрашивай, просто чувствуй».

Память, война, танго, яблоки, рыбы в небе — всё перемешано, но очень гармонично.

Норштейн не строит абсурд ради абсурда. Он строит мир, который напоминает сон, после которого долго сидишь и думаешь.

Александр Татарский. Когда материал сам становится сюрреалистом

«Пластилиновая ворона»

Кадр из м/ф «Пластилиновая ворона» (1981). Режиссер — Александр Татарский
Кадр из м/ф «Пластилиновая ворона» (1981). Режиссер — Александр Татарский

Если бы пластилин умел шалить — он бы вёл себя ровно так. Течёт, прыгает, превращается в кого захочет.

Получилось весело, хаотично, местами абсурдно — как детская фантазия.

Сюрреализм здесь рождается из самой техники. Пластилин сказал: «Я художник, я так вижу».

Роберт Саакянц. Сюрреализм как праздник

Фильмы Саакянца яркие, поющие, красочные.

«В синем море, в белой пене»

Кадр из м/ф «В синем море, в белой пене» (1984). Режиссер — Роберт Саакянц
Кадр из м/ф «В синем море, в белой пене» (1984). Режиссер — Роберт Саакянц

«Кикос»

Кадр из м/ф «Кикос» (1979). Режиссер — Роберт Саакянц
Кадр из м/ф «Кикос» (1979). Режиссер — Роберт Саакянц

«Ух ты! Говорящая рыба!»

Кадр из м/ф «Ух ты! Говорящая рыба!» (1983). Режиссер — Роберт Саакянц
Кадр из м/ф «Ух ты! Говорящая рыба!» (1983). Режиссер — Роберт Саакянц

Там могут петь рыбы, разговаривать горы, танцевать дома — и всё это абсолютно органично.

«Весёлая карусель»: лаборатория экспериментов

Заставка из мультипликационного сериала «Весёлая карусель» (1969 – 2017)
Заставка из мультипликационного сериала «Весёлая карусель» (1969 – 2017)

«Мозаика»

Кадр из м/ф «Мозаика» (1969). Режиссёр: Галина Баринова (в титрах указан Л. Носырев)
Кадр из м/ф «Мозаика» (1969). Режиссёр: Галина Баринова (в титрах указан Л. Носырев)

Кошка гонится за мышкой — вроде бы обычный сюжет. Но герои вдруг превращаются в треугольники, линии, витражи…

«Рассеянный Джованни»

Кадр из м/ф «Рассеянный Джованни» (1969). Режиссер — Анатолий Петров
Кадр из м/ф «Рассеянный Джованни» (1969). Режиссер — Анатолий Петров

Мальчик идёт домой и по пути теряет ухо, руку, ногу… Не волнуйтесь, мама всё соберёт. По рисунку — будто Пикассо решил попробовать анимацию.

Очень странно, очень смешно, очень «по каруселевски».

В заключение

Когда мы говорим «сюрреализм в советской мультипликации», важно понимать: строго говоря, это не совсем сюрреализм.

Сюрреализм — это манифест, идеология, попытка освободить подсознание, иногда через шок и разрушение логики.

Советские мультипликаторы никаких манифестов не писали и никого шокировать не собирались. Но они очень умело использовали его приёмы, чтобы:

  • сказать намёком то, что нельзя сказать прямо,
  • создать мир эмоций, а не лозунгов,
  • показать живого человека, а не идеального героя,
  • дать зрителю почувствовать.

То есть это не суровый европейский сюрреализм, а его мягкая, поэтическая, очень человеческая версия — «язык сна», который помогал художникам честно высказываться в условиях ограничений.

Советская мультипликация не стала частью западного авангардного движения, но создала свой собственный мир образов и превращений, который до сих пор трогает зрителя, даже если он не может объяснить — почему.